Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLog Почему тепло в варежках?


Лабораторная работа
ПОЧЕМУ ТЕПЛО В ВАРЕЖКАХ?
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению изоляционных свойств одежды
Задачи:
актуализировать знания об изменениях температуры;
научить анализировать полученные результаты исследований;
организовать экспериментальную деятельность.
Техническое обеспечение:
ноутбуки с программой PROLogмодульная система PROLogварежка
проектор
Прогнозируемые результаты:
ценностное отношение к процессу выявления изоляционных свойств варежки;
осознание учащимися того, что одежда сама по себе не согревает, а лишь удерживает тепло, вырабатываемое телом;
осознание практической значимости каждого эксперимента и этапа урока;
осознание практической важности урока.
Межпредметные связи:
Литература : чтение сказки «Руковичка»
История и культорология : информация о происхождение варежки
Математика: сравнение данных, анализ графиков
Изо: просмотр красочных иллюстраций известной американской художницы Джен БреттМетапредметные связи:
-умения находить способы решения поставленной цели
-умение контролировать , оценивать свои действия
- умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить
-умение правильно провести рефлексию на уроке
Предметные:
-умения применять свои знания на практике
-знание о закономерностях температуры,о температуре тела( выше температуры воздуха), воздуха ( ниже температуры тела), о температуре руки( ниже температуры тела).
Ход работы
№ Этапы урока 1 Орг.момент.
2 Работа с иллюстрациями.
(Слайд 5,6) - Из какой сказки рисунок?
- Как вы думаете, почему звери сделали рукавичку своим домом?
Иллюстрация американской художницы Джен Бретт3 Происхождения слова
(Слайд 7) От древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода!
Слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми. 
Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у Варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран. 
4 Стихотворение
(Слайд 8) Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Вот тогда за руку маму
Можно смело повести,
Чтобы мама не боялась.
Знала чтоб, куда идти.
Чтобы ручки не замерзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам – друзья!
5 Предположение детей
(Слайд 9) - У тебя есть любимые варежки или перчатки?
- Подумай, как бы ты ответил на вопрос: варежки создают тепло или удерживают его?
Выскажи предположение:
а) Я думаю, что варежки создают тепло.
б) Я думаю, что варежки удерживают тепло.
Запиши свое предположение в Лист наблюдений.
6 Постановка цели
(Слайд 10) На этом занятии мы:
измерим температуру воздуха в классе;
измерим температуру своих рук;
попробуем предсказать, как изменятся показания температуры, если измерительный модуль температуры положить в то или иное место.
проверим, как теплые варежки греют руки.
7 Техника безопасности
(Слайд 11) В ходе работы необходимо строго соблюдать следующие правила:
1. Выполняй все указания педагога, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.
2. Размещай оборудование и материалы на своем рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.
3. При подключении измерительных и вспомогательных модулей в цепь не допускай перекручивания соединительных проводов.
4. Начинать работу можно только с разрешения педагога.
8 Оборудование и материалы
(Слайд 12) ПК с установленным ПО PROLog;
модуль сопряжения USB-200;
измерительный модуль «Температура»;
кабель В/М-mini–A/M;
варежка
9 Подготовка эксперимента
(Слайд 13 - 14) Изучи отчетную таблицу в Листе наблюдений.
Предполагаемая температура, °СТемпература (макс.), °СПредполагаемая температура оказалась выше или ниже?
Комнатная тем-ператураРаскрытая ладонь Пустая варежка Раскрытая ладонь в варежке 10 Подготовка эксперимента
(Слайд 15) 2.Вместе соберите комплект модулей для измерений. Для этого:
А) подключите кабель В/М-mini–A/M к модулю сопряжения USB;
Б) подключите модуль сопряжения USB к измерительному модулю «Температура»
3. Подключите модуль сопряжения USB к ПК.
4. Запустите программу PROLog и убедитесь, что измерительный модуль определен. Для этого нажмите кнопку Поиск модулей на главной панели инструментов программы. Через некоторое время с левой стороны экрана появится окно измерительного модуля температуры
11 Исследование и измерение
(Слайд 15- 24) Часть I. Измерение температуры воздуха в классе
5. Как ты себя чувствуешь? Тебе холодно, тепло или комфортно? Попробуй предсказать температуру воздуха в классе и запиши свое предположение в графу «Комнатная температура» («Предполагаемая температура») отчетной таблицы.
6. Убедитесь, что металлический щуп измерительного модуля «Температура» лежит на столе и его никто не трогал. Если он лежит там уже несколько минут, значит, он достиг комнатной температуры.
7. Посмотрите на окно измерительного модуля на экране монитора и запишите показания в графу «Комнатная температура» («Температура (макс.)») отчетной таблицы.
Часть II. Измерение температуры руки
8. Нажмите кнопку Эксперимент при подключенных модулях на главной панели инструментов. Откроется дополнительная панель инструментов.
9. Нажмите кнопку Настройки эксперимента на дополнительной панели. Это откроет диалоговое окно.
А). Установите продолжительность эксперимента на 2 минуты.
Б). Установите частоту измерения на 10 в секунду в выпадающем меню.
В). Выберите режимы Таблица и График, поставив флажки в окнах рядом с названиями режимов.
10. Закройте диалоговое окно.
11. Сделайте следующие предположения:
А). Подумайте, как изменится температура на экране, если при сборе данных вы прижмете щуп модуля к раскрытой ладони. Сравните свою температуру с комнатной.
Б). Угадайте, какой будет температура в конце сбора данных, и запишите свое предположение в таблицу данных.
12. Теперь определи температуру своей руки. Для этого:
А). Убедись, что показание температуры в окне измерительного модуля совпадает с записанным в графе «Комнатная температура» таблицы данных (а если отличается от него, то незначительно).
Б). Нажмите кнопку Запуск эксперимента на дополнительно панели инструментов. Начнется измерение температуры. На экране компьютера будет строиться график, и заполняться таблица данных.
В). Возьми датчик за пластмассовую часть и прижми конец металлической части (щупа) к раскрытой ладони другой руки.
Важно! Щуп должен мягко касаться ладони. Не нужно сжимать его в кулаке.
Г). Во время сбора данных держи датчик в правильном положении
13. Чтобы определить максимальную температуру раскрытой ладони, выполните следующие действия:
А). Просмотрите таблицу данных на экране монитора.
Б). Найдите максимальное (самое большое) значение температуры в последней строке таблицы.
В). Запишите это значение в соответствующей графе отчетной таблицы.
14. Чтобы сохранить полученные данные, нажмите кнопку Сохранить эксперимент на дополнительной панели инструментов. Задайте ему при сохранении имя «Рука».
15. По окончании измерения температуры раскрытой ладони, положите щуп измерительного модуля на стол и не трогайте его несколько минут, пока вам не скажут. Это нужно для того, чтобы датчик достиг комнатной температуры
Часть III. Измерение температуры варежки
16.Поместите щуп измерительного модуля в лежащую на столе варежку (не прикасаясь к щупу руками).
17. Повторите шаги 12–15, сохранив эксперимент под именем «Варежка».
Измерение температуры руки в варежке
18. Надень варежку, поместив внутрь нее щуп измерительного модуля до середины ладони.
Повторите шаги 12–15, сохранив эксперимент под именем «Рука в варежке».
12 Анализ результатов лабораторной работы
(Слайд 25) 1.Сравни полученные результаты.
2. Ответь на контрольные вопросы и выполни задания.
Контрольные вопросы и задания
1. Что в этом опыте является источником тепла?
2. Каким образом варежки греют руки, если сами они тепла не создают?
3. Думая о предыдущем вопросе, скажите, в чем разница между созданием и удержанием тепла.
Дополнительное задание
Повторите эксперимент с другими варежками.
Оцени свою работу в Листе наблюдений.
13 Вывод
(Слайд 26) Варежка сама по себе не согревает, а лишь удерживает тепло, вырабатываемое нашим телом. Т.е варежка является своеобразным изолятором. Человек - существо теплокровное.
В норме наша температура составляет 36,5- 37 градусов. В холодную погоду тело теряет тепло, отдавая его в окружающую среду. Одежда нужна, чтобы удерживать тепло и препятствовать его выходу в атмосферу.
14 Закономерности
(Слайд 27) ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА, КАК ПРАВИЛО, НИЖЕ ТЕМПЕРТУРЫ ТЕЛА
ТЕМПЕРАТУРА РУКИ ОБЫЧНО НИЖЕ НОРМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА, ТАК КАК ТЕПЛО ПОГЛОЩАЕТСЯ БОЛЕЕ ХОЛОДНЫМ СЛОЕМ ОКРУЖАЮЩЕГО ВОЗДУХА
15 ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ
(Слайд 28) ИЗОЛЯЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ВАРЕЖКИ СХОДНЫ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЯВЛЕНИЕМ: ХОЛОДНЫЙ НАПИТОК НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ СОХРАНЯЕТ СВОЮ ТЕМПЕРАТУРУ, ЕСЛИ ЕГО ХОРОШО УКУТАТЬ, ИЗОЛИРОВАВ ОТ ТЕПЛОГО ВОЗДУХА, КОТОРЫЙ ЕГО ОКРУЖАЕТ, И НАОБОРОТ- СОЗДАНИЕ ИЗОЛЯЦИИ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ТЕПЛО ГОРЯЧЕГО БЛЮДА
16 Итог урока
(Слайд 29) КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?
КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ ОТКРЫЛИ?
ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НАШИ ЗНАНИЯ?
17 Рефлексия
(Слайд 30)