Особенности работы с учащимися начальной школы с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Особенности работы с учащимися начальной школы с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном коррекционном обучении и воспитании.
ФГОС учитывает образовательные потребности таких детей, предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, воспитания, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Значит, что любой учитель, независимо от программы, по которой он работает, должен знать основы коррекционно - развивающего обучения и владеть соответствующими технологиями.
А как создать такие условия в общеобразовательном пространстве, когда порой не в каждой школе есть логопед и психолог, когда нет еще специальных программ для обучения таких детей в массовой школе. Остается надежда только на учителя, на его опыт, профессионализм, на его желание помочь таким детям.
Известно, что хорошо развитый и подготовленный к школе ребенок, благодаря своему интеллектуальному потенциалу, всегда сумеет взять от урока больше того, что дает ему учитель. Ребенок же с ОВЗ может принять только то, что обеспечивает ему учитель.
Таким образом, роль учителя в школьной жизни детей этой категории чрезвычайно высока и значима: их успешность в учении практически полностью зависит от профессионального мастерства учителя.
Для того чтобы грамотно организовать коррекционно-развивающий учебный процесс, учителю необходимо иметь четкие представления о психологии младших школьников, быть знакомым с исследованиями в области педагогической психологии, нейропсихологии, дефектологии и других смежных дисциплин, т.е. постоянно заниматься самообразованием.
Тем более, что в наше время делать это несложно: курсы повышения квалификации при НИПКиПРО, интернет-сайты, труды известных ученых (А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза», Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Н.Н. Алгазина «Формирование орфографических навыков», П.Я. Гальперина,Д.Б. Эльконина, Р.И. Лалаевой, Г.Г. Мисаренко и других) помогут ответить на многие вопросы.
Учителю следует помнить, что для предупреждения неуспешности в учении, чтобы усвоение новых знаний проходило в активной познавательно- аналитической деятельности, только в этом случае могут развиваться необходимые психические функции и мыслительные операции. Пассивные формы обучения, при которых ученики должны слушать объяснения учителя и следить за логикой излагаемого материала, слишком трудны для детей с ОВЗ, у которых слабо сформированы восприятие, произвольность интеллектуальной деятельности, словесно-логическое мышление и др.
Для того чтобы сделать процесс обучения психологически комфортным и добиться полного раскрытия всех интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ, необходимо соблюдать определенные методические принципы:
1.Знать и понимать причины трудностей детей с ОВЗ в учении.
2.Учитывать и уважать индивидуальные особенности детей этой категории.
3.Предъявлять учебный материал в поэтапной и логической последовательности.
4.Подготавливать детей к самостоятельной творческой деятельности.
5.Формировать активную жизненную позицию.
В основу учебного процесса должна быть положена коллективная форма деятельности. Тогда результат обучения и будет радовать и учителя, и детей, и родителей.
Необходимо также помнить, что от нас, уважаемые коллеги, зависит дальнейшая судьба наших учеников. Только любовь к детям и огромное желание им помочь дает нам силы справиться со всеми проблемами . А когда их у нас не было?