Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: В царстве грибов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Технологическая карта урока окружающий мир по теме: «В царстве грибов»
3 «В» класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Роговая Татьяна Михайловна
2015-2016 учебный год
Тема: «В цАРСТВе ГРИБОВ»
Педагогическаяцель Актуализировать и упорядочить знания детей о классификации грибов; дать познакомить с грибами нашего края.
Тип урока Постановка и решение учебных задач
Планируемыерезультаты (предметные) Знать о наличии царства грибов, о строение гриба; находить и перечислять части гриба; знать съедобные и несъедобные грибы; различать грибы-двойники; знать грибы, занесённые в Красную книгу, знать правила сбора грибов.
Личностныерезультаты Иметь представление о целостности окружающего мира, осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
Универсальные учебные действия(метапредметные) Познавательные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнит.
Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Образовательныересурсы 1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Схема «Царство живой природы»
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Формы,методыметодическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемыконтроля
осуществляемыедействия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Л – проявляют готовность к работе на уроке II.
Повторение изученного материала.
ЦелеполаганиеФронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо – Что такое лес?
– Что вы о нём знаете?
– Какое значение имеет лес в природе?
– Итак, мы отправляемся в лес на природу.
– А что такое природа?
– Какая бывает природа?
- Ребята, дома вы делали проект «Разнообразие природы родного края». Что вы описали в своих проекты?
- На какие группы можно разделить эти объекты природы?
- Какое название дали учёные–биологи этим группам?
- А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу?
-Чего не хватает в нашей модели природы?
ГРИБЫ
- К какому царству
вы отнесёте ягоды?
- А грибы можно отнести к этому царству? Почему?
- Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы?
- Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство.
(В схему добавляется табличкаГрибы)-Кто сможет сформулировать тему нашего урока тема нашего урока?
Слайд 1
- Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?
- Почему грибы определили в отдельное царство?
- Значит, что мы ещё узнаем?
-Что вы ещё знаете о грибах?
-Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?
- А ещё, ребята, мы создадим модель гриба.
Слайд 2
Деревья, цветы, траву, кустарники, птиц, зверей, насекомых и др….
(помещают свои проекты на доску )- Эти объекты природы можно разделить на две группы: растения и животные.
- Учёные биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных.
-Ягоды, грибы.
-Грибов.
-К царству растений.
- Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков.
-Царство грибов.
- Мы узнаем, какие бывают грибы.
-У них особое строение.
- Узнаем строение гриба.
-Грибы бывают съедобные и несъедобные.
- Мы будем учиться классифицировать грибы. III. Актуализация знаний Парная.
Словесный. Чтение -Ребята, какие грибы вы знаете?
-Что общего в их строении?
- Что такое грибница, какую роль она выполняет?
- Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112
.
- Сравните ваши ответы с тем, что прочитали в учебнике.
- Есть разница? В чём?
-Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений?
- А теперь, изготовим модель гриба.
- Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание?
- Назовите части гриба.
– Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
– Что необходимо взять с собой грибнику?
Какие грибы вы собирали? Назовите?
Презентация «Грибы нашего леса»
-По какому признаку мы разделим грибы на группы?
- Какое действие мы будем осуществлять?
- Ребята, мы ходим по лесу, собираем грибы. Что нужно обязательно знать при сборе грибов?
- Совершенно верно. А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – несъедобный. Он очень похож на съедобный гриб. Узнаем, как различить грибы-двойники.
Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.
- Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили?
- Встречаются ли эти грибы в нашей местности?
- Будьте внимательны при сборе грибов!
Слайд 3
-Ребята, с какой целью вы выполняли это задание?
Обсудите с соседом по парте правила сбора грибов.
- Какие правила вы сформулировали?
- Прочитайте правила в учебнике. Сравните их с правилами, которые вы сформулировали.
-Какие новые правила вы узнали?
- Что может случиться, если не соблюдать эти правила?
-Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы?
-Учёные – биологи сделали свой вывод, об этом вы узнаете из текста на с 113.
Прочитайте и скажите, какое значение имеют грибы для леса.
- Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало.
Слайд 4-5
- Какие меры принимаются по охране природы в России?
- Эти грибы занесены в Красную книгу России.
(Показать Красную книгу)
- С какой целью их занесли в Красную книгу?
Ответы детей.
С. 112 – дети читают текст, ищут ответ на вопрос.
Дети сравнивают (ответы будут зависеть от того, что скажут дети о грибнице).
- Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения.
Дети создают модель гриба из шаблонов на доске.
-Знать строение гриба, уметь создавать модель гриба.
-Шляпка, ножка, грибница.
-корзинку.
-Съедобные -несъедобные
-Мы будем классифицировать.
- Нужно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.
Работа в паре.
Дети читают текст, выделяют отличительные признаки грибов-двойников.
Ответы детей (информация из учебника)
Знать грибы – двойники и уметь их различать.
Работа в паре.
Дети обсуждают и формулируют правила.
Называют правила.
Сравнивают правила.
Ответы детей.
- Грибы исчезнут.
Ответы детей.
.
-Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России.
-Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли.
П – овладевают общими способами решения конкретных задач.
Р – осуществляют взаимо-проверку, контролируют работу партнера; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей Правильное выполнение задания; устный монологический ответ
Беседа по вопросам, устные высказывания
Физкультминутка Коллективная. Практический Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем, –
Крылья сложили назад. Выполняют движения по тексту под руководством учителя Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня Правильное выполнение движений
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Фронтальная. Тестовая
–У вас на столах лежат распечатанные листы с заданиями.
Если ответ выбрали верно, то справа отмечайте знаком «+».
– Кто выполнил все задания правильно, покажите зелёную карточку.
– В каких заданиях были ошибки?
Поясняет задание, контролирует его выполнение Выполняют задание письменно . По окончанию работы анализируют Выполнение заданий
VI. Закрепление знаний и способов действий.
– Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?
Вывод: грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.
– С какими группами грибов мы с вами познакомились на уроке?
–Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали?
– Какой вид работы понравился?
– Что было трудно
Домашнее задание: выучить памятку «Как собирать грибы» (учебник, с. 115); найти информацию о несъедобных грибах, которые приносят пользу человеку и животным, то есть являются друзьями.
Тест
1. Чем размножаются шляпочные грибы?
а) семечками; б) отростками; в) спорами.
2. Какая часть у грибов самая важная?
а) грибница; б) шляпка; в) ножка.
3. Можно ли собирать все грибы подряд?
а) да, все пригодятся для питания;
б) нет, только знакомые съедобные грибы.
4. Только ли дикорастущие грибы на нашем столе?
а) одни лесные грибы у нас на столе;
б) употребляем в пищу не только лесные грибы.
5. Как правильно собирать грибы?
а) раскидать листву, разрыть мох;
б) собирать только самые крупные грибы;
в) срезать грибы ножиком.