Урок по литературному чтению на тему В. Драгунский Кот в сапогах
Учитель: Сорокина Ю. М.
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «А»
Учебная тема: В. Драгунский «Кот в сапогах»
Технологическая карта
Тип урока Урок открытия нового знания
Цель формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Драгунского «Кот в сапогах»
Планируемые результаты Предметные:
- расширить сведения о жизни и творчестве В. Драгунского и познакомить с его произведением «Кот в сапогах»;
- обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации;- учить давать характеристику героям, их поступкам;- совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность.
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
Личностные УУД:
- побудить интерес к произведениям В. Ю. Драгунского;
- развивать правильные качества личности;
- воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям, желание иметь настоящего друга.
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД
-формировать умение строить простые рассуждения;
- развивать умение осуществлять логические действия анализа, синтеза и обобщения;
- формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
-уметь высказывать своѐ предположение на основе работы с материалом учебника;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах
поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы а) по источнику знаний:
- словесные;
- беседа (взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся);
- наглядные;
- практические
б) по степени взаимодействия учителя и учащихся:
- беседа;
- самостоятельная работа
в) по характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные;
- проблемные;
- частично-поисковые;
- постановка проблемы, поиск решений, подтверждений, выдвинутых предположений
методы стимулирования
- создание ситуации успеха, поощрения
Формы проверки достижений ожидаемого результата - самоконтроль;
-фронтальный контроль
-индивидуальный контроль
Организация
пространств Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Ресурсы:
мультимедийный проектор, экран;
компьютер;
мультимедийная презентацияЭтапы урока Деятельность учителя
1. Мотивация кучебной
деятельности
На доске картинки: берёза, снег, сапоги, керогаз, портрет Дениски.
-Как вы думаете, что может связывать все эти предметы? Хотите узнать?
Речевая разминка 1. Упражнения на дыхание
-Сделайте глубокий вдох, выдох.
2.Скороговорка: Рыжий кот отлежал себе живот. ( в разном темпе)
Проверка домашнего задания.
- С каким произведением вы работали дома? -Какой из этих предметов связан с произведением?
-Кто автор?
- Какое это произведение по жанру?
- Как нужно читать произведение?
- Какие нужны для этого умения?(Правильно ставить ударения . Соблюдать паузы )
- Слушаем стихотворение наизусть(2 – 3 человека) взаимопроверка
Сообщение темы.
«Корзина понятий»
- Сегодня мы поговорим о творчестве детского писателя.
- Вы узнали кто это? На доске портрет
- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какой он?
- Какие ассоциации возникли? Что вы знаете о нём?
Составление кластера из карточек
Виктор Драгунский
Писатель
Рассказы
О детях
Работа над новым материалом.
. Какие произведения читали? (выставка книг) Часто читаемая и узнаваемая книга В.Драгунского "Денискины рассказы". А знаете ли вы, что главный герой этих рассказов - это сын В.Драгунского, Денис. (портрет Дениски). Сейчас это известный поэт, сценарист. И дочь его Ксения - это актриса, поэтесса. В 2016 году «Денискиным рассказам» исполнилось 57 лет.
Определите тему произведения (демонстрация на экране - видеосюжет о маскараде)
-О ком сюжет?
- Что знаете об этом?(маскарад, карнавал, каникулы…)
- Как бы вы озаглавили произведение?
(Слайд 14)
Автор назвал своё произведение «Кот в сапогах»
- Какие ассоциации? Какое произведение вам известно с таким названием?
Знакомство с текстом
Приём "Чтение с пометами" Чтение текста учителем
Отмечайте те слова, значения которых были вам не понятны.
(Керогаз – нагревательный керосиновый прибор. показ
Горжетка – меховой воротник на женской одежде.)Проверка первичного восприятия. - Определите жанр произведения
- Докажите. Почему автор назвал своё произведение "Кот в сапогах"
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
ФизминуткаДля глаз: вращение, вверх, вниз, палец
Словарная работа
- Прежде чем перечитать рассказ уточним значение некоторых слов. Какие слова вам не знакомы? Значения каких слов хочется вам узнать?
- Что по-вашему мнению, означает слово карнавал?
- От какого слова произошло? -Где узнать значение?
(Карнавал – народное празднество в костюмах. – Ожегов) -- Как вы думаете, что означает слово «бахилы»? (Бахилы – высокие резиновые сапоги)
- А в наше время какое еще значение внесли в это слово?
Повторное чтение и анализ Прочитаем рассказ все вместе.
- От чьего лица ведется речь в этом рассказе?
- Кто главные герои произведения?
- Где происходит событие?
- Когда происходит?
- Почему Дениска забыл про карнавал?
- Чем же так сильно занят Дениска?
- Какие слова доказывают, что мальчик очень скучал по маме?
- Какое у него настроение- приподнятое или наоборот, подавленное, невеселое? (День матери- поздравить)
Анализ произведения
- Как оцениваете поступок Мишки, который застал друга без костюма?
- Почему же вожатая Люся выбрала призером именно Дениску?
- Какой Мишка?
- А что можно сказать о Дениске?
- Прочитаем слова Мишки в паре.
(работа в парах)
10.Задание на дом
Выразительное чтение по ролям для игры «Радиотеатр»
Работаем в группах. Делим роли. Выбирают любой отрывок для театрализации.
11. Итог урока
Как называется раздел, который мы читаем? Почему в этот раздел включили произведение "Кот в сапогах"? В какое время года происходят события?
11.Рефлексия деятельности
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Своей работой на уроке я …
А особенно мне удалось …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне показалось важным …