Внеклассное мероприятие.Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина

Цель:
Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина.
Проверить знание учащихся о сказках А.С. Пушкина, расширять их кругозор.
Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Задачи:
Образовательные:
- обобщить знание учащихся о сказках А.С. Пушкина;
- учить понимать образные выражения, использованные в сказках поэта.
- развивать навыки выразительного чтения стихотворных форм.
2) Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь при ответах на вопросы и творческих способностей учащихся;
- развивать логическое мышление и внимание;
- корригировать долговременную память;
- пополнять активный и пассивный словарный запас учащихся.
3) Воспитательные:
- воспитывать любовь к произведениям А.С.Пушкина;
- прививать нравственные качества (доброта, трудолюбие, сострадание, смелость, находчивость, верность).

Оборудование:
Компьютер, мультимедийная доска, черный ящик (яблоко, зеркало), листы («яблоки») с вопросами, жетоны для поощрения, эмблемы, иллюстрации к сказкам для демонстрации на мультимедийной доске, звуковая аппаратура, призы участникам.

Ход внеклассного мероприятия.

Организация класса.
Приветствие учащихся, проверка готовности к мероприятию.

Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами проведем литературный турнир.
В начале нашего турнира я предлагаю вам разгадать кроссворд. Когда вы его разгадаете, поймете, о творчестве какого поэта будем сегодня говорить.
(Слайд «Отгадай кроссворд»)

11




2



3









4











5







6








Вопросы кроссворда:
Герой сказки, к которому обращаются со словами: «Не гонялся бы ты за дешевизной!». (Поп)
Сказочное дерево, у которого «и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб)
Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок)
К кому обращалась героиня сказки со словами «я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце)
Герой сказки, который произносит слова:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!». (Гвидон)

Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Чернавка)

- Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?
- Ученики: Пушкин!
- Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине.
(Слайд «А.С. Пушкина»).
- Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве два века назад – в 1799 году. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково «матушкой».
(Слайд «Арина Родионовна»))
А кто из вас знает, как звали няню?
- Ученики: Арина Родионовна.
- Когда Пушкин был еще совсем маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил разговаривать с няней. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.
(Слайд «Маленький Саша»)
На основе этих няниных рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете и любите. Назовите их.
(Слайд «Иллюстрации к сказкам»)
- Ученики: «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»,
«Сказка о золотом петушке».
(одновременно названия сказок пишутся на мультимедийной доске).

Литературный турнир.
(Слайд «Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина)»)
Сегодня мы проведем литературный турнир по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. В турнире участвуют две команды, каждая из которых состоит из 6 учащихся. Первая команда называется «Золотая рыбка», вторая команда – «Золотой петушок». (На груди у каждого эмблема своей команды.) За правильные ответы команды будут получать жетоны.
1-ый тур – Разминка (слайд).
(Команды отвечают по очереди.)
Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? (Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!)
Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля».)
Откуда эти строки?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.»? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)
С чем приходил невод? (В первый раз с тиной, второй раз – с травою морскою, третий раз – с золотой рыбкой.)
О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?) (О зиме).
В кого превращался Гвидон в «Сказке о царе Салтане»? (В комара, муху и шмеля.)
На какую плату согласился Балда, нанимаясь в работники к попу? (В год за три щелка попу по лбу.)
Какие три чуда увидели корабельщики у князя Гвидона? (Белка, которая грызла золотые орехи, тридцать три богатыря, царевна, у которой «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».)

2-ой тур - Конкурс рисунков (слайд).
Задание обеим командам: Нарисуйте, к кому обращается за помощью королевич Елисей, разыскивая свою невесту – царевну? (К солнцу, к месяцу и к ветру.)

3-ий тур - Прослушивание отрывков из сказок (слайд).
Каждая команда по очереди отгадывает, из какой сказки взят отрывок.

4-ый тур - Конкурс “Домашнее задание» (слайд).
Команды должны назвать сказку, отрывки из которой читает наизусть участник из другой команды.


«Чёрный ящик» - задание командам (слайд). ( Выносится одним из учеников под музыку).
Угадайте, что в чёрном ящике и из какой сказки?

«Соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь»
( Яблоко. «Сказка о мёртвой царевне» )

«С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила»
(Зеркальце. «Сказка о мертвой царевне»)

5-ый тур - «Яблоки» с вопросами для обеих команд (слайд).
Ученикам раздаются листы, вырезанные в виде яблок. С обратной стороны записаны вопросы. Участники команд читают вопросы вслух и отвечают на них. Поощряется групповое обсуждение. На первые 5 вопросов отвечает команда «Золотая рыбка», на следующие 5 вопросов – команда «Золотой петушок».
- Какие чудесные дары получил от царевны-лебедя князь Гвидон? ( Чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором и сама она согласилась стать его женой ).
- С каких слов начинается «Сказка о попе и о работнике его Балде»? ( Жил-был поп – толоконный лоб ).
- Последнее желание сварливой старухи? ( Стать владычицей морскою ).
- С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? ( Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? )
- Верный страж царя Дадона? ( Петушок ).
- Кем хотела стать старуха? ( Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою ).
- В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? ( В комара, муху и шмеля ).
- Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? ( Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу ).
- Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? Назовите их. ( Четыре: корыто, дом, дворянка и царица ).
- Кто это? Из какой сказки?
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит:
А сама то величава,
Выступает будто пава
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит
( Царевна-лебедь. Сказка о царе Салтане ).

6-ой тур - Сказочные объявления (слайд).
Учитель: «Ребята, есть такая газета – «Из рук в руки», где печатаются разные объявления, в основном, рекламного характера. Возможно появление на страницах этой газеты следующих сказочных объявлений».
(Участники команд читают объявление, обсуждают и дают ответ).
- Кто мог дать такое объявление? (слайды)

1) Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
- нянчить детей.
Мой адрес( Балда. Сказка о попе ).

2) На работу в лесопункт требуются:
- повар;
- конюх;
- плотник.
Выплачиваются премиальные и вознаграждения по итогам работы за год.
Мой адрес( Поп. Сказка о попе)

3) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
- соболя, черно-бурые лисицы;
- чистое серебро;
- злато.
И всё это по доступным ценам. «Пальмира» ждёт вас.
Адрес фирмы ( Сказка о царе Салтане ).

4) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:
- кругом лавки, крытые коврами;
- под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Мой адрес ( Сказка о мёртвой царевне ).

5) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:
- укусы правого и левого глаза;
- волдыри на носу.
Начало ближайших занятий на следующей неделе.
Адрес ( Сказка о царе Салтане ).

6) Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адресОбращаться к ( Сказка о мёртвой царевне. К царице-мачехе ).

7) Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Адрес ( Сказка о золотом петушке ).

8) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к ( К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке » )

Подведение итогов.
Подсчитывание жетонов. Определение команды-победителя. Награждения.
Учитель: «Вот и закончился наш литературный турнир. Команды показали хорошее знание сказок А.С. Пушкина. Вопрос: Чему учат нас сказки А.С. Пушкина? (Добру, трудолюбию, смелости, находчивости, дружбе, верности и т.д.)

V. Рефлексия (слайд).
Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
Какое настроением у вас появилось?
Что ты расскажешь домашним о сегодняшнем занятии?
Будешь ли читать своим будущим детям сказки А.С. Пушкина?
(«Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!» А.С. Пушкин)

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115