Мониторинг личностных, метапредметных и предметных результатов
Мониторинг необходим для получения информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящими, я считаю следующие:
мониторинг — процесс наблюдения и регистрации данных о каком-либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени. (слайд1)
мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. ( слайд 2)
Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Мониторинг идёт в трёх направлениях.
1.«Мониторинг личностных результатов (слайд 3)
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
-соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- прилежании и ответственности за результаты обучения.
В учебном процессе в соответствии с требованиями стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не предоставляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся.» (Примерная основная образовательная программа ОУ)
2.«Мониторинг метапредметных результатов (слайд 4)
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.» (Примерная …. ) (слайд 5)
В начале года на внеурочном занятии « Развитие интеллектуальных умений» было проведено диагностическое тестирование по интеллектуальным умениям учащихся: осведомлённость, наблюдательность, умение обнаружить закономерности, сообразительность, аналитические умения, логика рассуждения, абстрактное мышление. Анализ результатов теста позволил выяснить общие для всего класса проблемы (на начало учебного года), с этими результатами были ознакомлены педагоги, работающие в классе. В конце года будет проведёно итоговое тестирование. ( слайд 6)
3. Мониторинг предметных результатов.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока». ( слайд 7)
Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.
Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов.(слайд 8)
Планировать работу с каждым учащимся помогает тематический контроль.
На каждого ученика я составляю индивидуальную карточку. В данной карточке указываю виды нарушений и их коррекцию. Всё это находится в отдельной папке, доступной как ученику, так и родителям.
Результаты учебных достижений оформляю в виде диаграммы качества знаний. (слайды 9 – 22)
Но для наглядности более удобна таблица «Степень усвоения учебного материала по математике в 5 классе». (слайд 23)
Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока. (слайд 24)
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________
Поставь “+”, если
Ответил устно Работал
у доски Сделал задание первым Увидел ошибку Отвечал на дополнительные вопросы Выполнил исследовательское или индивидуальное задание Предложил другой способ решения Предложить ход(шаг) решения Самооценка за урок
Для «сильных» учащихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи, выполнить исследовательское задание.
Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит “4”.
Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Отслеживание знаний учащихся необходимо учителю для того, чтобы не только контролировать и учитывать полученные знания, но, самое главное, чтобы оказать своевременную помощь нуждающемуся ребенку.
Мониторинг личностных,
метапредметных,
предметных результатов.
Выступление
подготовила: О.Б. МякинниковаРАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________
Поставь “+”, если
Ответил устно Работал
у доски Сделал задание первым Увидел ошибку Отвечал на дополнительные вопросы Выполнил исследовательское или индивидуальное задание Предложил другой способ решения Предложить ход(шаг) решения Самооценка за урок
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________
Поставь “+”, если
Ответил устно Работал
у доски Сделал задание первым Увидел ошибку Отвечал на дополнительные вопросы Выполнил исследовательское или индивидуальное задание Предложил другой способ решения Предложить ход(шаг) решения Самооценка за урок
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________
Поставь “+”, если
Ответил устно Работал
у доски Сделал задание первым Увидел ошибку Отвечал на дополнительные вопросы Выполнил исследовательское или индивидуальное задание Предложил другой способ решения Предложить ход(шаг) решения Самооценка за урок
Белик А. 46 62
Белик Е. 58 54
Данильченко Н. 50 54
Данильченко Р. 67 85
Дзыско Д. 92 92
Иващенко Д. 33 77
Коротчиков А. 21 62
Новосёлов В71 92
Новосёлов Д. 54 77
Перепелица И. 17 54
Подзоров Д. 96 92
Саприна А. 67 85
Синкевич П. 46 92
Фёдорова А. 50 77