Методические рекомендации к опыту работы Системно — деятельностный подход
Методические рекомендации к опыту работы
«Системно – деятельностный подход на уроках истории как основа современного урока в рамках требований ФГОС»
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её освоению»
В.Г.Белинский.
Формы деятельности учащихся на уроке.
Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъект – субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативно – активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности.
В рамках cиcтемнo-дeятeльнocтнoгo подхода используются следующие формы деятельности учащихся на уроке.
1. Составление опорных планов, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Систематизирует учебную информацию, располагает ее в логической последовательности, выявляет главное, аргументирует позицию, закрепляет знания и умения практически.
2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая является итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учащиеся приобретают опыт давать собственную аргументированную оценку.
4. Работа с исторической картой. Дает возможность не только приобрести систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
5. Анализ исторических источников (документов). Способствует развитию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Дает возможность развивать навыки поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
7. Рецензия на ответ товарища. Способствует развитию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
9. Игровые формы:
- игра-обсуждение, в процессе данной игры воссоздается воображаемая ситуация современности с полемикой, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.).
- игра-исследование, данная игра строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, организована на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии;
- ретроспективная игра, для данного вида игры характерно моделирование ситуации. Основным признаком игры является «эффект присутствия» – «так могло быть».
10. Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений ученики решают познавательные задачи, представляют итоги своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, (лабораторные занятия; групповые, фронтальные семинары; конференции; участие в проектах).
11. Метод проектов - перенос центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению предмета.
12. Метод кейсов– метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предложениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы.
13. Метод “Квант” включает несколько позиций: главных и дополнительных. К главным относятся: “Ключевое слово”, “Понятие”, “Тезисы”, “Схема” или “Таблица”, “Вопросы”.
Первый этап работы: ознакомлении учащихся с методом “Квант”. Деление на 4 подгруппы и каждая выполняет выбранную позицию. В качестве материала выступает текст. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания.
Первая подгруппа вычленяет 10-15 “ключевых слов”, и 3-4 уточняющих “понятия”.
Вторая подгруппа составляет “Схему”/ “таблицу”, отображающую содержание текста.
Третья подгруппа пишет “Тезисы” – краткое содержание текста.
Четвертая подгруппа составляет вопросы по тексту.
Все подгруппы должны учесть и выполнить главное правило игры: им необходимо выполнить задание таким образом, чтобы материал, представленный в позициях был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания. Таким образом, задание выполняется 15 минут, после чего каждая подгруппа выполняет презентацию у доски.
14. Метод «Кроссенс»
Кроссенс позволяет «оживить» историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.
26670248285
1 2 3
4 5 6
7 8 9
Задачей учителя является создание условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:
вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
создание атмосферы сотрудничества при решении проблем;
помощь в формировании собственного и аргументированного мнения по той или иной проблеме;
совершенствование интеллектуальных способностей учащихся.