Легенды и загадки Новгородской земли
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Григоровская основная общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
«Легенды и загадки земли Новгородской»
Для обучающихся 7 класса
один год обучения
г. Великий Новгород
2015 год
Пояснительная записка.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Программа внеурочной деятельности «Легенды и загадки земли Новгородской» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, району, людям, живущим в нем.
Особенность данной программы состоит в том, что она ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.
Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования у обучающихся четкого понятия исторической характеристики родного края.
Цель : создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством краеведческой деятельности.
Обучающая задача: ознакомление с историей Новгородской земли, ее легендами, преданиями, сказаниями, мифами, загадками.
Воспитательная задача: развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родной земле;
Развивающая задача:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.
Программа рассчитана на детей 13-14 лет.
Время проведения 1 час в неделю, продолжительность 1 год.
В результате изучения программы «Легенды и загадки земли Новгородской» обучающиеся должны знать:
основные краеведческие понятия;
основные исторические и памятные места родного города, музеи.
Должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
анализировать и отбирать материал наиболее продуктивный и значимый, уметь работать с разными источниками.
Критерии и показатели усвоения материала.Информационные
Знание истории своего края, исторических предпосылок его возникновения.
Знание исторических и памятных мест в родном крае.
Представление об исторических и культурных ценностях края.
Знание художественных промыслов и народных ремесел родного края.
Исследовательские
Умение выделять объект исследования.
Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.
Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.
Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.
Практические
Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.
Формы контроля:
диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
презентации проектов учащихся;
выставки рисунков и фотографий учащихся;
фотосессия исторических и памятных мест
анкетирование.
Формы и методы проведения занятий
лекции;
экскурсии;
интерактивные программы;
фотосессии;
практические работы в библиотеке, краеведческом музее;
домашние семейные творческие работы.
Структура программы.
Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли.
Новгородская земля в древности.
Новгород в составе Древнерусского государства.
Новгородская республика.
Хозяйственная жизнь новгородской республики.
Военное дело и внешняя политика Новгородской республики.
Культура Новгорода Великого.
Методическое обеспечение программы.
- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами города и области,
- имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения,
- наличие связей с учреждениями образования и культуры,
- привлечение к работе узких специалистов (музейные работники)
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам,
- выход в интернет.
Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса индивидуальных зачетных работ проектов.
Учебно-тематический план реализации образовательной программы
«Легенды и загадки земли Новгородской»
№
Тема
Кол-во
часов
теория
практика
Форма проведения
1
Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли.
2
1
1
Беседа, экскурсия в музей,
работа с литературой
2
Новгородская земля в древности.
6
5
1
Беседа, экскурсия по городу, сбор материала для презентации.
3
Новгород в составе Древнерусского государства.
6
4
2
Выход в музеи, сбор материала по литературным источникам.
4
Новгородская республика.
5
4
1
Фотосессия памятных мест в городе, подготовка теоретического материала.
5
Хозяйственная жизнь новгородской республики.
4
2
2
Беседа, сбор материала.
6
Военное дело и внешняя политика Новгородской республики.
6
3
3
Работа с литературой, подготовка выставки рисунков и поделок.
7
Культура Новгорода Великого.
6
4
2
Работа с литературой, подготовка презентаций.
ИТОГО
35
23
12
Содержание программы внеурочной деятельности
«Легенды и загадки земли Новгородской»
Тема1. Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли
(2 часа).
Знакомство с письменными источниками, вещественными источниками. История археологических раскопок в Новгороде. Как рождаются легенды?
Тема 2. Новгородская земля в древности (6 часов).
Освоение Новгородского края. Сказание о Словене, Русе и городе Словенске. Верования жителей края. Легенда о призвании варягов. Рюриково Городище.
Тема 3. Новгород в составе Древнерусского государства (6 часов).
Превращение Новгорода в центр ремесла и торговли. Крещение Новгорода. Как Андрей Первозванный в Новгород ходил. Заклятие Перуна. Как крестили новгородцев. Спасова рука. Камень Антония Римлянина. Чудо Николая Мирликийского.
Тема 4. Новгородская республика (5 часов).
Установление республиканского строя в Новгороде. Новгородское вече и 300 золотых поясов. Легенда об архиепископе Иоанне. Сказание о посаднике Шиле. Кто был прототипами Садко и Буслая?
Тема 5. Хозяйственная жизнь новгородской республики (4 часа).
Развитие сельского хозяйства и промыслов на Новгородской земле. Ремесло в средневековом Новгороде. Торговля Новгородской республики. Конец Ганзейского двора.
Тема 6. Военное дело и внешняя политика Новгородской республики (6 часов).
Оборонительные сооружения Новгородской земли. Организация военного дела. След стрелы (битва новгородцев с суздальцами). Житие Александра Невского. Раковская битва. Кого поразил копьем Александр Невский? Особые отношения Новгорода и Пскова. Отношения Новгорода с Москвой. Почему на памятнике «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного?
Тема 7. Культура Новгорода Великого (6 часов).
Развитие просвещения в Новгороде. Архитектура Новгорода Великого. Легенда о Сигтунских вратах. Живопись средневекового Новгорода. Быт Новгородцев.
Календарное планирование по программе внеурочной деятельности
«Легенды и загадки земли Новгородской»
№
Тема занятий
Количество
часов
1
Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли.
1
2
Экскурсия в краеведческий музей на тему «Исторические источники изучения Новгородской земли.»
1
3
Освоение Новгородского края.
1
4
Сказание о Словене, Русе и городе Словенске.
1
5
Верования жителей края.
1
6
Легенда о призвании варягов.
1
7
Рюриково Городище.
1
8
Экскурсия по городу на тему «Рюриково городище»
1
9
Превращение Новгорода в центр ремесла и торговли.
10
Крещение Новгорода. Как Андрей Первозванный в Новгород ходил.
1
11
Заклятие Перуна. Как крестили новгородцев.
1
12
Спасова рука. Камень Антония Римлянина. Чудо Николая Мирликийского.
1
13
Экскурсия в Антониев монастырь.
1
14
Экскурсия в Софийский собор.
1
15
Установление республиканского строя в Новгороде.
1
16
Новгородское вече и 300 золотых поясов.
1
17
Легенда об архиепископе Иоанне. Сказание о посаднике Шиле.
1
18
Кто был прототипами Садко и Буслая?
1
19
Я и мой город. Организация фотосессии по памятным местам родного города.
1
20
Развитие сельского хозяйства и промыслов на Новгородской земле.
1
21
Интерактивное занятие «Ремесло в средневековом Новгороде» (краеведческий музей)
1
22
Торговля Новгородской республики.
1
23
Конец Ганзейского двора.
1
24
Оборонительные сооружения Новгородской земли. Организация военного дела.
1
25
След стрелы (битва новгородцев с суздальцами). Изучение преданий о чудодейственной иконе «Знамение божьей матери»
1
26
Житие Александра Невского. Раковская битва. Кого поразил копьем Александр Невский?
1
27
Особые отношения Новгорода и Пскова.
1
28
Отношения Новгорода с Москвой. Исследовательская работа на тему «Почему на памятнике «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного?»
1
29
Создание рисунков и поделок на тему «Великие воины Новгородской земли»
1
30
Развитие просвещения в Новгороде.
31
Архитектура Новгорода Великого.
1
32
Легенда о Сигтунских вратах.
1
33
Экскурсия в краеведческий музей «Живопись средневекового Новгорода».
1
34
Экскурсия в краеведческий музей «Быт новгородцев».
1
35
Выставка презентация творческих проектов.
1
ИТОГО
35часов
Список литературы:
Андреев В. Ф. Северный страж Руси. – Л., 1989.
Варнаева Н. В., Семёнова И. Е. История и культура Новгородской земли. – С-Пб., 2008.
Кушнир И. И. Архитектура Новгорода. – Л., 1991.
Коваленко Г. М., Смирнов В. Г. Легенды и загадки Новгородской земли. – М., 2007.
Смирнов В. Г. История Великого Новгорода. – М., 2006.
Янин В. Л. Я послал тебе бересту. – М., 1975.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Составила:
Учитель ИЗО, МХК, музыки
Осетрова Александра Викторовна
15