Разработка урока Знакомство с понятием «истина», «ложь», «неопределенность»
Тема урока: Знакомство с понятием «истина», «ложь», «неопределенность».
Цели урока:
1. Формирование понятий «истина», «ложь», «неопределенность». Формирование навыков работы на компьютере.
2. Развить навыки логического мышления, произвольное и послепроизвольное внимание.
3. Сформировать познавательную активность, воспитать умение видеть связь логики с реальным миром, совершенствовать умение работать в парах.
Тип урока: Объяснение и закрепление нового материала.
Форма проведения: Комбинированный урок с игровыми моментами.
Место урока в учебном плане: Информатика 2 класс(первый год обучение).II полугодие,4-й урок по теме «Логика». Методы обучения: Игры, объяснительно-иллюстрационный, наглядный метод, практический метод.
Оборудование: Учебники-тетради «Информатика в играх и задачах»Горячев А. В.,
тетради по информатике, ручки, компьютеры 11 шт., проектор, раздаточный материал.
План урока:
1. Организационный момент. 0.5 мин.
2. Повторение темы предыдущего урока (фронтальный опрос). 2 мин
3. Знакомство с понятием «истина», «ложь», «неопределенность».
А) Игра –2мин.
Б) Объяснение новой темы с использованием презентации –
15мин.
Г) Задачи – шутки – 2 мин.
4. Закрепление изученного материала.
А)Решение логических задач. – 6 мин.
Б) Практическая работа за компьютером (орг.момент 2 мин +
работа 10 мин)
5.Подведение итогов. Домашнее задание. 1,5 мин.
Полное описание урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение темы предыдущего урока (фронтальный опрос).
Игра «Ты отвечаешь».
Учитель задает вопрос и кидает легкий мячик ребенку в руки, ребенок ловит и отвечает на вопрос учителя.
Вопросы: 1. Что мы называем логикой?
2. Что мы называем суждением?
3. Приведите примеры логичных правильных и нелогичных (не правильных) суждений.
3. Знакомство с понятием «истина», «ложь», «неопределенность».
Игра «Бывает – не бывает».
Детям предлагается внимательно слушать каждое произносимое учителем слово. Дети должны поднимать руку, если в высказывании речь идет о том, чего не бывает, и соблюдать спокойствие в противном случае.
Все собаки – звери.
Самолет по реке плывет.
Девочка рисует дерево.
Дерево рисует девочку.
Кошки едят мышек.
Мышки едят кошек.
6 больше 8.
2 меньше 7.
Всякая селедка – рыба.
Всякая рыба – селедка.
Далее объяснение темы идет в сопровождении презентации.
Сужение – это мысль, которую мы высказали или записали в виде повествовательного предложения. Когда мы с вами играли в игру, одни предложения были у нас правдивые, а другие неправдивыми. Делаем вывод, что суждения бывают истинными (правдивые предложения) и ложными (неправдивые предложения).
Рассмотрим истинные суждения.
Рассмотрим ложные высказывания.
4. Но кроме этого суждения бывают неопределенными. Это бывает в тех случаях, когда мы точно не уверены в их истинности или ложности. Примеры:
5. Рассмотрим ряд суждений, среди которых есть истинные, ложные и неопределенные (сначала дети отвечают, затем появляется правильный ответ).
6. Запишем изученные определения в тетрадь.
-Ребята правдивые (истинные) высказывания должны сопровождать нас везде и всюду, а вот ложные высказывания могут приводить к различного рода неприятностям и заблуждениям.
Задачи – шутки.
1. На березе 4 большие ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок на дереве? (ни одного, на березе не растут яблоки).
2. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, затем 2 вишни. Сколько всего деревьев зацвело? (ни одного, в январе деревья не цветут).
3. По небу летели три утки, два гуся и четыре курицы. Сколько всего птиц летело по небу? (5 птиц, курицы не летают).
4. Сегодня в 12 часов ночи шел дождь. Может ли быть через несколько дней в это время суток солнечная погода? (нет в 12 часов ночи не может быть солнечной погоды).
(Эти задачки, с одной стороны разряжают обстановку в классе, с другой стороны учат детей логически рассуждать, учитель должен обязательно просить детей объяснить ответ).
4. Закрепление изученного материала.
1. Решение логических задач.Карточка№1и №10 из учебника (см. приложение).
2. Работа на компьютере. «Мир информатики», первый год обучение, практическая работа.
(При выполнении этих заданий дети сидят по двое за компьютером и выполняют каждый пример по очереди.)
1.Задание.
2.Задание
3. задание.
5. Подведение итогов.
Итак, сегодня вы узнали, что суждения бывают?
(отвечают дети).
Привести примеры истинных и ложных высказываний.
6. Домашнее задание. Выучить определения. Выполнить задания №11,12 стр. 47 (см. париложения)
Пояснительная записка.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления превращает восприятие и запоминание в регулированные, произвольные процессы.
Развитие идет от конкретного мышления к стадии формальных операций, которая связана с уровнем развития способности к общению, абстрагированию.
В начале обучения в школе у ребенка ведущим видом внимания является непроизвольное внимание. Ребенка привлекает все яркое необычное и новое. Управлять своим вниманием ребенок еще не умеет, не может заставить себя сосредоточится на неинтересном, трудном. Поэтому в разработке данного урока использовано много игровых моментов. В частности первая и вторая игра проводятся на мотивационном этапе. Эти игры позволяют подготовить учащихся к восприятию материала урока.
Объем внимания у младшего школьника не большой. Распределять внимание между различными видами деятельности ему очень трудно. Долго выполнять какую-либо работу младший школьник не может – начинает заниматься другими делами. Поэтому виды деятельности должны чередоваться, быть разнообразными (игры, объяснение новой темы с помощью презентации, работа в парах за компьютером, решение логических задач).
В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения, использование презентации при объяснение новой темы очень помогает усвоению материала. Но здесь нельзя перестараться с использованием красок и спецэффектов.
Младшие школьники склонны к запоминанию, путем многократного повторения, без осознания смысловых связей. Исходя из этого, во время урока учитель должен несколько раз повторять основные определения («истина», «ложь», «неопределенность») на всех этапах урока.
Список литературы.
1. «Информатика в играх и задачах». Учебник-тетрадь. Горячев А.В. и др., Москва, «Баласс»,2002.
2. «Развивающая информатика». Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Москва, Лаборатория базовых знаний, 2001.
3. «Учимся думать». Сборник занимательных задач, текстов и упражнений. Агафонова И.М., Москва, «Экспресс», 1996.
4. «Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся 2 класса \\ Информатика и образования, №1, 1996.
5. Программы общеобразовательных учреждений, Начальные классы (1-4) одиннадцатилетней школы.
6. «Развитие логического мышления детей». Тихомирова Л.Ф., Басов А.В., Ярославль, ТОО Гринго, 1995.
7. «Мир информатики»,1-2 год обучения, диск, Москва, «Кирилл и Мифодий».
Карточка №1.
Дана цепочка бусинок.
- Обведите красным карандашом истинные суждения.
- Обведите синим карандашом ложные суждения.
- Вторая и шестая бусинки одинаковые.
- Первая бусинка синея.
- Четырёхугольных бусинок нет.
- Третья бусинка зеленая.
- Этот рисунок сделан за 5 минут.
- В цепочке есть три одинаковые бусинки.
- Всего в цепочке 8 бусинок.
- Завтра будет хорошая погода.
- Четвертая бусинка треугольная.
У вас остались суждения, которые не обведены?
Это неопределенные суждения обведите их простым карандашом.
П Р И Л О Ж Е Н И Е.
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
Root Entry