Рабочая программа предмета кадетского компонента История кадетских корпусов 7-9 классы.
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
кадетская школа-интернат «Алтайский кадетский корпус»
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР
КГБОУКШИ
«Алтайский кадетский корпус»
__________И.С. Гурова
«___»___________2014г. УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
__________А.А. Птагин«___»_ «___» __________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Истории кадетских корпусов (7-8 класс)
Количество часов в год 34 Уровень базовый
Учитель _____Аширова Л.Л.___Петрова Л.В._____________________
Программа разработана на основе:
1. письма Министерства образования Российской Федерации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации», направленного органами управления образованием субъектов РФ №30-51-131/16 от 01. .3. 2002 г.
Территориальный административный городской округ Сибирский -2014 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. История кадетских корпусов включает в себя изучение тех процессов и явлений, которые способствовали становлению и развитию кадетского движения в России.
Возрождающаяся в стране система кадетского образования имеет почти трехсотлетнюю историю. За это время был сформирован особый вид воспитательно-образовательной среды, сочетающей в себе широкую социально-гуманитарную подготовку подрастающего поколения, изъявившего желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы на военном и гражданском поприще.
Отличительными особенностями современного содержания кадетского образования в системе Министерства образования и науки РФ являются:
- особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, определяемый воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;
- сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадетов, постоянное сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического и социального характера.
Развитие современного кадетского движения невозможно без учета опыта прошлого, без осмысления того, как аналогичные проблемы кадетские корпуса решали в дореволюционный период, так как именно в военно-образовательных учреждениях всегда закладывались основы военно-патриотического воспитания, формировалось понятие гражданственности, готовности защищать Родину с оружием в руках.
Цель курса: расширение и углубление знаний по истории Отечества; воспитание инициативного, самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны.
Задачи:
- ознакомление с историей развития кадетского образования в России,
- освоение форм и приемов работы с различными типами исторических источников, включая методы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), умение применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать историческую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому, к традициям своего народа;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта;
- создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.
Рабочая программа по истории кадетских корпусов для 7 и 8 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по истории в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по1часу в неделю и программой Алборовой М. "История кадетских корпусов" Программа курса "История кадетских корпусов" ориентирована на кадетские образовательные учреждения, рассчитана на 34 учебных часа в год. Рекомендуется для учащихся 7-8-х классов, так как предлагаемый курс частично синхронизируется с курсом по отечественной истории, кроме того, именно в этом возрасте складываются все условия для достаточно осознанного, личностного восприятия подобного материала.
Формы организации работы на уроках.
Основные формы организации работы на уроке: фронтальная и индивидуальная. Как дополнительные используются также групповая и парная формы работы.
При преподавании используются:
проблемный метод преподавания истории;
уроки – лекции, игровые уроки, комбинированные уроки
практические занятия при анализе исторических источников и документов;
контрольные работы;
срезы знаний в виде самостоятельных работ;
мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации, анимированные презентации.
Проверка знаний учащихся
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся отвечает по существу вопроса, показывает верное понимание сущности рассматриваемых событий, верно воспроизводит в ответе факты, даты нужных событий, названия географических объектов, имена и фамилии участников событий. Ответ является полным и не требует дополнений. Речь грамотная, адекватно используется терминология, в конце выступления сделан вывод.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но в изложении материала допущены незначительные неточности.
Оценка «3» ставиться, если в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются фактические ошибки, речь бедная, исторические термины не используются.
Оценка «2» ставится, если учащийся не изложил главное содержание фактического материала по поставленному вопросу.
2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ.
7 класс.
№ урока п\п №
Урока в разделе Раздел, тема урока Всего часов Формы контроляДомашнее задание Примечание
1. Введение. Общие сведения о кадетском движении. 4 1 1 Понятия «кадет», «кадетская школа». Лекция, ответить на вопросы. 2 2 Цели и значение создания кадетских корпусов в России. Фронтальный опрос. Лекция, ответить на вопросы. 3 3 «Алтайский кадетский корпус»: история образования и развития. Фронтальный опрос. Лекция, ответы на вопросы. 4 4 Урок обобщения: «Что значит быть кадетом?»» Сочинение-рассуждение 2.История формирования первых военно-учебных заведений в России. 5
5 1 Пётр I как основатель системы военного образования в России. Лекция, сообщения. 6 2 «Школа математических и навигацких наук». Сообщения. Анализ документа. 7 3 Инженерные, артиллерийские и гарнизонные школы. Анализ документа. Таблица. 8 4 Обучение и воспитание. Первые трудности. Таблица. Лекция, ответы на вопросы. 9 5 Урок обобщения. Работа по карточкам в группах. 3. Первые кадетские корпуса. 8
10 1 Основание Первого кадетского корпуса. Лекция, ответы на вопросы. 11 2 Учебно-воспитательный процесс. Деятельность И.И. Бецкого. Фронтальный опрос. Лекция, ответы на вопросы. 12 3 Условия, в которых жили первые кадеты. Работа по карточкам. Рисунок. 13 4 Морской кадетский корпус и его особенности. Фронтальный опрос. Лекция, сообщения. 14 5 Первый Московский кадетский корпус. Сообщения. Лекция, ответы на вопросы. 15 6 Пажеский корпус. Работа с документом. Таблица. 16 7 Роль кадетских корпусов в жизни страны. Фронтальный опрос. Повторить основные события, деятелей. 17 8 Урок обобщения. Задания с развернутым ответом. 4. Реформирование военно-учебных заведений при Николае I. 9
18 1 Цели реформирования кадетских корпусов. Деятельность Я.И. Ростовцева. Лекция, ответы на вопросы. 19 2 Руководство кадетских корпусов после реформы. Фронтальный опрос. Схема. 20 3 Новый учебный план. Анализ документа. Лекция, таблица. 21 4 Изменения в воспитании кадет. Фронтальный опрос. Лекция, ответы на вопросы. 22 5 Павловский и Николаевский кадетские корпуса. Задания с кратким ответом. Таблица. 23 6 Появление кадетских корпусов в губерниях. Таблица. Лекция, сообщения. 24 7 Особенности губернских кадетских корпусов. Сообщения. Лекция, ответы на вопросы. 25 8 Быт и нравы в кадетской среде. Фронтальный опрос. Анализ документа . 26 9 Урок обобщения. Работа в группах по карточкам. 5. Великие кадеты. ( XVIII – первая половина XIX века) 6
27 1 Выпускники Первого кадетского корпуса - полководцы XVIII века. Лекция, ответы на вопросы. 28 2 Первые воспитанники Морского кадетского корпуса. Фронтальный опрос. Лекция, сообщения. 29 3 Выпускники кадетских корпусов и Отечественная война 1812 года. Сообщения. Лекция, ответить на вопросы. 30 4 Выпускники Пажеского корпуса. Фронтальный опрос. Лекция, ответить на вопросы. 31 5 Выпускники кадетских корпусов, выбравшие труд на гражданском поприще. Анализ документа в группах. Кроссворд. 32 6 Урок обобщения. Тест. 6. Итоговое обобщение и повторение. 2
33 1 Уроки обобщения и повторения. Проекты и презентации. 34 2 8 класс.
№ урока п\п №
Урока в разделе Раздел, тема урока Всего часов Формы контроля Домашнее задание Примечание
1. Введение. Общие сведения о кадетском движении. 4
1 1 Цели и задачи кадетских учебных заведений. Лекция, ответы на вопросы. 2 2 Основные этапы формирования системы военно-учебных заведений в России. Фронтальный опрос. Таблица. 3 3 Основные этапы формирования системы военно-учебных заведений в России. Таблица. Основные события из таблицы запомнить. 4 4 Урок обобщения. Работа в группах по карточкам. 2.Военные учебные заведения в эпоху «Великих реформ» 9 5 1 Причины и цели проведения реформы 1863 года. Лекция, ответы на вопросы. 6 2 Подготовка к проведению реформы. Деятельность Д. А. Милютина и А. В. Головнина. Фронтальный опрос, таблица. Сообщения. 7 3 Руководство военно-учебными заведениями после реформы. Сообщения. Лекция, ответы на вопросы. 8 4 Новый учебный план. Анализ документа. Лекция, ответы на вопросы. 9 5 Преобразования в воспитательной сфере. Задания с кратким ответом. Лекция, ответы на вопросы. 10 6 Значение реформы 1863 года. Фронтальный опрос. Анализ документа. 11 7 Новые гимназии Санкт-Петербурга и Москвы. Анализ документа. Сообщения. 12 8 Губернские военные гимназии во второй половине XIX века. Сообщения. Основные события, деятелей, даты повторить. 13 9 Урок обобщения. Тест. 3. Военно-учебные заведения в период «контрреформ»
Александра III и при Николае II. 8
14 1 Причины проведения и подготовка реформы 1882 года. Лекция, ответить на вопросы. 15 2 Основные положения реформы. Фронтальный опрос. Таблица. 16 3 Итоги реформирования военно-учебных заведений. Задания с кратким ответом. Анализ документа. 17 4 Деятельность кадетских корпусов под руководством Великого Князя Николая Николаевича. Анализ документа. Лекция, ответы на вопросы. 18 5 Особенности условий жизни и взаимоотношений между кадетами в начале XX века. Фронтальный опрос Сообщения. 19 6 Великие кадеты: выпускники-полководцы. Сообщения. Кроссворд. 20 7 Великие кадеты: выпускники, ставшие учеными, писателями, артистами. Кроссворд. Основные события, деятелей, даты повторить. 21 8 Урок обобщения. Работа по карточкам. 1917 год и Гражданская война в истории кадетского движения. 7
22 1 Февральская революция 1917 года и отношение к ней кадет. Лекция, ответы на вопросы. 23 2 Захват власти большевиками. Отношение кадет к новой власти. Фронтальный опрос. Лекция, ответы на вопросы. 24 3 Участие кадет в антибольшевистском восстании в Москве.
Вопросы с кратким ответом. Эссе. 25 4 Кадеты и Гражданская война. Роль выпускников кадетских корпусов в событиях 1917-1920гг. Эссе. Лекция, таблица. 26 5 Кадетские корпуса за границей. Таблица. Сообщения. 27 6 Кадетские корпуса за границей. Сообщения. Основные события, деятелей, даты повторить. 28 7 Урок обобщения. Тест. 5.Военно-учебные заведения советского периода:
суворовские и нахимовские училища. 2
29 1 Цели и принципы образования суворовских и нахимовских училищ в СССР. Лекция, ответить на вопросы. 30 2 Место военных училищ в образовательной системе государства. Фронтальный опрос. Кроссворд. 6.Кадетские корпуса России на современном этапе. 2
31 1 Кадетские корпуса современной России. История их образования. Кроссворд. Сообщения. 32 2 Роль современных кадетских корпусов в образовательной системе государства. Сообщения. Презентации. 6. Уроки обобщения и повторения. 2
33 1 Уроки обобщения и повторения. Проекты и презентации. 34 2 3.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Литература:
Закон Российской Федерации «Об образовании» М.,1992
Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ
Обязательный минимум содержания основного общего образования.
Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М, 1958 г.
Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. № 1.
Буравченков А.А. Офицерский корпус русской армии накануне Октябрьской революции. М., 1985.
Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.
Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб., 1997.
Цифровые образовательные ресурсы:
№п/п Наименование Издательство
1 Презентации уроков. (собственные)