Конспект классного часа Коррупция — зло.
Тема урока: «Тема коррупции в русской литературе и пути искоренения
этого явления в обществе»
Возраст: 8 класс Г
Учитель Степанова Мария Александровна
Пояснительная записка
Урок предназначен для изучения произведений литературы о коррупции в России,
формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся, воспитания неприязненного отношения у школьников к данному негативному явлению в стране.
Цели занятия:
- знать тексты произведений и уметь их анализировать;
- способствовать формированию знаний учащихся о коррупции, её причинах, основных направлениях борьбы с ней;
- формировать антикоррупционное мировоззрение,
- воспитывать чувство неприязни к коррупции, негативного отношения к ней.
Наглядные материалы и оборудование:
- плакаты по теме;
- презентация по теме;
- произведения Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и других писателей о коррупции чиновников.
Были б добрые в силе, а злые слабы –
Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы!
Если б в мире законом была справедливость –
Не роптали бы мы на превратность судьбы.
Омар Хайям.
План:
Объяснение слова «коррупция», исторические корни коррупции в России.
1.1. Значение понятия «коррупция».
Обучающиеся дают различные определения этого понятия.
Коррупция– это …
Чтобы выяснить правильное значение этого термина, мы обращаемся к словарям.
Работа со словарями:
Группа № 1: толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:
Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
Группа № 2: советский энциклопедический словарь:
А) Продажность чиновников.
Б) Поборы.
В) Преступление.
Г) Взяточничество и подкуп.
Коррупция – преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.
Выступление учащихся с сообщениями об исторических корнях коррупции в России:
- Мздоимство на Руси.
- Борьба с коррупцией в эпоху Петра I.
- Коррупция в наши дни. Выскажите своё мнение.
Коррупция - это взяточничество, хищение, моральное разложение общества.
Дискуссия на тему: «Коррупция в современном обществе».
А) Причины коррупции:
Экономические трудности.
Несовершенство законодательства.
Низкий уровень заработной платы.
Б) Факторы коррупции:
- корысть, стремление жить лучше;
– экономическая целесообразность;
– бездуховность членов общества.
Учитель: Почему в наши дни уделяют большое внимание борьбе с коррупцией?
Рост коррумпированности чиновников.
Моральное разложение общества.
Примечание: Коррупция - это проблема; это боль общества, это моральное разложение общества, поэтому надо её искоренить.
Учитель:
- Какие произведения вы знаете, в которых раскрывается тема коррупции?
А) А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Б) А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
В) Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».
Г) Н.В. Гоголь. Роман «Мёртвые души».
Д) Г.Р. Державин. Оды.
Е) М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки и романы.
3. Проблемы коррупции в произведениях литературы русских писателей.
Ваш долг есть: сохранять законы.
На лица сильных не взирать.
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять. (Г.Р. Державин).
Чтение стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям».
- Какова основная мысль произведения?
- К кому обращается автор?
- О чём просит Державин и «властителей», и «судей»?
3.2. Чтение отрывка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
(Действие 1, явление 1 - 3)
- Какой предстаёт помещица Простакова перед читателями?
- Какие идеалы помещицы вызывают осуждение? (материальноеобогащение любыми способами).
- Как была наказана помещица и за что? (Действие 5, явление 1).
Чтение отрывка из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
(Действие 2, явление 2; диалог Фамусова и Чацкого).
- Как вы понимаете фразу Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
- Что имеет в виду герой?
- Каковы идеалы Фамусова?
3.4. Чтение отрывка и беседа по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»:
(Действие 2, явление 9; городничий даёт взятку мнимому «ревизору»)
- О чём идёт речь в данной комедии?
- Какие пороки общества высмеивает писатель?
- Почему чиновники дают взятки «ревизору»?
- Как себя ведёт ревизор и почему?
3.5. Чтение отрывков и беседа по роману Н.В. Гоголя «Мёртвые души»:
- Какова главная тема романа?
- Какие пороки человека и общества раскрывает писатель?
- Почему Чичиков решается на подкуп и помещиков, и чиновников?
- Какую роль сыграло воспитание героя, наказы его отца в том, что Чичиков
стал взяточником и обманщиком?
- Как выдумаете, почему чиновники города и губернские помещики
откликаются на просьбы Чичикова, идут на должностные преступления:
берут взятки, подписывают бумаги?
3.6. Чтение отрывка из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» и работа с текстом:
- Почему полицейский надзиратель Очумелов конфисковал крыжовник?
(всё позволено, так как он должностное лицо).
- Почему Очумелов то и дело меняет своё мнение, когда окружающие
гадают – чья собака? (он лицемер, пресмыкается перед вышестоящим начальником)
Итог занятия.
- Почему русские писатели и поэты обращались к теме коррупции?
- Почему в современном обществе так трудно искоренить это явление?
- Какими способами необходимо бороться с коррупцией?
5. Домашнее задание:
8 класс – перечитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
класс – дочитать роман Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
ласс – прочитать пьесу А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся».
Результат: учащиеся продолжили работу по выявлению и обсуждению такого
явления как коррупция.