занятия творческого объединения Православная культура на тему: Праздник Благовещение (1 класс)

Занятия творческого объединение «Православная культура»

Тема: Праздник Благовещения

Цель: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение;
- дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение;
- познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике урока
Развивающие:
- развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
- оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества;
- содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
- прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.
Ожидаемый результат:
Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Благовещение, традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах;
Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.

Оборудование:

Оформление зала. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на ткани - изображение церкви, солнышка, птичек, ангелов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  выполнено изображение в виде русской избы (бревенчатые стены, русская печь, стол, самовар, окно с занавесками, икона, скамейки, половики). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выполнено изображение в виде березовой рощи (деревья, пень, птицы, цветочная поляна). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] костра, выполненный из картона, обклеенный голографической красно-желтой пленкой, с горящим внутри фонарём.

Ход занятия

Организационный этап.
Под русскую народную мелодию в обработке И.Кишко “Ой, бежит ручьём вода”открывается занавес. Хозяйка сидит у, рядом дети.
Хозяйка: (не спеша) Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, желанные. Поприветствуйте, детки мои дорогих гостей. да по старой доброй традиции в пояс им поклонитесь. (дети приветствуют гостей русским поклоном)
Хозяйка: Приглашаю вас дорогие ребятишки ко мне в гости, песни да сказки послушать. Это мои дети: старшая дочь Катенька, и сыновья Павлик и Костенька.
(В аудиозаписи звучит русская народная мелодия “Пойду ль я”. Дети садятся на стульчики возле изображения русской избы)
Старшая дочь: Ребятки, скажите, а какое сейчас время года? (весна)
- Чем отличается зима от весны? (солнце светит ярче, тают сосульки, капает с крыш вода, появляются проталинки, прилетают птички после зимовки).
- Весной вся природа просыпается, птицы собираются в стаи и празднуют свой прилет. (переход к праздникам)
Этап проверки пройденного.
Хозяйка: Вы уже знаете много праздников. Назовите их?
Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Хозяйка: А расскажу я вам нынче про наше житьё - бытьё, как на Руси матушку весну встречали, ну так слушайте. Вот уж и водотёк-протальник пролетел (а по-нашему март значит), а время не стоит. Вот уже и берёзол (апрель значит) подошёл, а с ним и великий праздник Благовещение, который приходится на время великого поста. Всё в православной жизни во время великого поста помогает “наступлению весны” и в нашем сердце.
Ст. дочь: Ребята, а что такое великий пост? (не едят мясо, молоко и т.п.)
Хозяйка: Правильно детки. Пост-это очищение организма от вредных веществ, очищение души .
Хозяйка: Ребята, я хочу вам рассказать трогательную историю, которая и послужила основой праздника. (В аудиозаписи звучит тихо фоновая музыка “В церкви” Чайковский)
Хозяйка (продолжает не спеша): Когда Мария, будущая мама бога, читала библию, вся её бедная комнатка озарилась каким то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула и увидела архангела Гавриила. Он сказал ей, радуйся Мария! Своей скромностью, добротой и любовью ты заслужила себе великую милость, скоро ты станешь мамой и у тебя родиться сын, и ты назовёшь его Иисус. Благую, добрую весть принес Ангел. Это событие и назвали Благовещением, что значит благая весть о рождении сына Божьего Иисуса. (слушание песни ).
Сын 1: Матушка, а гости-то наши знают стихи о празднике Благовещение? Ребята знаете? Прочитайте нам.
1 ребёнок.
А весной к нам пост приходит, В жизни новый чин заводит. Март сменяется апрелем, Утро тонет в птичьих трелях. С нами чудо из чудес Благовещение с небес!
2 ребёнок.
С крыши льётся светлая капель Блеском солнца сад обрызган весь, Не случайно избран был апрель, Чтоб принести благую весть!
3 ребёнок.
Вся природа эту весть ждала, Жаждал мир любви и возрожденья, И потоки света и тепла Жизнь земную привели в движенье.
4ребёнок.
Вешний воздух над землёй царил, Зеленели тонко луговины, Весть принёс архангел Гавриил О рождении спасителя и сына.
Хозяйка: Да, ребятушки, весть о рождении ребёнка всегда на Руси считалась самой радостной, а уж весть о рождении спасителя мира особенно радостной. С утра в этот день, как и другие великие праздники, по всей Руси, от села к селу, по всем городам разносился торжественный колокольный благовест (в аудиозаписи звучит звон колоколов).
Ст. дочь: (продолжая):Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. В канун Благовещения жгли обрядовые костры, водили хороводы вокруг изб, костры те приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах этих сжигали все старые вещи, через них прыгали, веря в очистительную силу огня, кто через него прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год! А ну-ка детки выходите, удаль русскую покажите!
Русская народная игра “ Кто дальше перепрыгнет через костёр”
В аудиозаписи звучит русская народная мелодия “Пойду ль я”. Выходят все мальчики, выстраиваются в ряд. По одному перепрыгивают через макет костра, из яркой красно-жёлтой бумаги с горящим внутри фонарём.
Хозяйка: Ох, и ловки вы, ребятки! ( убирает макет костра за ширму. Мальчики садятся на свои места)
Хозяйка: Накануне Благовещения крестьяне начинали сельскохозяйственные работы, например, сажали капусту с верою, что капусту, посаженную в день Благовещения, мороз не тронет.
Дети исполняют хоровод “Капуста” музыка и слова народные.
Под пение первого куплета дети “завивают капусту”: взявшись за руки, обходят крайнего в хороводе по спирали, пока не образуется несколько колец. Под пение второго куплета повторяют в обратном порядке все движения (раскручивают спираль). Затем дети садятся на свои места.
Дети и взрослые берутся за руки, образуя вереницу, и не быстро идут. При этом поётся песня:

Вейся, вейся капустка!
Вейся, вейся белая
Как же мне капустке не виться
Как же мне зимой не валиться!
Ведущий хоровода проводит всю вереницу через поднятые руки последних участников, затем вторых, третьих и так далее, пока весь хоровод не завьется в "вилок капусты"
После того как все участники полностью завились, капуста начинает "развиваться".
Хозяйка: Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Это событие изображено на многих иконах. Посмотрите на картину . А что дети изображено на ней? (ответы детей)
Хозяйка: Так же это событие описано во многих стихах, одно из них вы сейчас услышите..
Сын 2: “Благовещение” (Дмитрий Захаров)
Капели Солнечно, привольно Примет весны не перечесть, И в перезвоне колокольном Благая весть, благая весть! И, слыша в звоне колокольном Благую, радостную весть, Весны вдыхаю воздух вольный Есть жизнь, весна, надежда есть!
Этап обобщения и систематизации.
Хозяйка: По народному поверью, Благовещение один из самых больших праздников, в этот день разрешается не работать. А кто из вас, дети, слышал об этом празднике?
Ребёнок: Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт.
Хозяйка: Да, на Благовещение никакого дела не начинай. По народным приметам на Благовещение весна зиму поборола. По этому дню определяют, каким будет лето. А какие вы ребята знаете народные приметы?
Ответы детей
1. Если на Благовещение ночь тёплая - весна дружная.
2. Мокрое Благовещение - грибное лето.
3. На Благовещение мороз - к урожаю огурцов.
4. Благовещение без ласточек - тёплая весна.
Хозяйка: На Благовещение девушки и молодцы гурьбой выходили на улицу и выкликивали весну играми и песнями. А давайте и мы с вами порадуем весну, исполним для неё хороводную песню.
Хороводное упражнение “Заводите хоровод вокруг гармошки” музыка и слова народные.
Дети образуют хоровод, в центр которого выходит мальчик с гармошкой, изображая гармониста. Дети идут по кругу, исполняя песню, повторяя танцевальные движения гармониста. Упражнение повторяется, на гармошке “играет” другой ребёнок.
Хозяйка: Ребята, Катя и мои сыновья приглашают вас поиграть с ними в хороводную игру.
Практическая деятельность.
Сын 1: А ещё мы вам с матушкой на особом птичьем рынке, который открылся накануне дня Благовещенья, купили птичек-невеличек.
Ст. дочь: Этих птиц нельзя будет отправить в полёт по настоящему, но мы, следуя доброй традиции своего народа, выпустим их на волю.
(Хозяйка подходит к каждому ребёнку с птицами и раздаёт их)
Сын 2: Матушка, но они не красивые надо их сделать красивыми, яркими, нужно их покрасить.
Учащиеся 1 класса сидя за столами, раскрашивают птичек из соленого теста)
Этап подведения итогов учебного занятия.
Хозяйка: Вот ребятишки вы и побывали у нас в гостях.
- Скажите детишки. О каком празднике вы сегодня узнали?
- Когда его празднуют? Какого числа и месяца?
- Почему праздник так называется?
- Чего не разрешалось делать на праздник?
- Что разрешалось делать?
Матушка: А теперь детвора, всем на улицу пора! Песни петь, хороводы водить, в игры играть!
Ст. дочь: Весну встречать и птиц на волю выпускать!
Все вместе: дети, родители, педагоги выходят на улицу. Дети имитируют выпускание птиц в небо.
Матушка: Вот ребятишки и побывали у меня в гостях, а теперь вы идете к своему любимому классному руководителю.

15