Конспект открытого занятия: Путешествие по стране сказок.


Конспект открытого занятие «Путешествие по стране сказок».
Старшая группа:Воспитатель:Волкова О.Н.
Цель: Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Закрепить знания по содержанию сказок.
Развивать коммуникативные качества детей, совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в театрализованные представления.
Создать радостное, эмоциональное состояние.
Дидактический материал: Карта путешествия, шары, волшебная река (голубой материал), мостик, волшебная палочка, волшебное дерево, волшебная яблоня, сумка почтальона, телеграммы, цветы для танца, домик Бабы Яги, письмо с заданиями от Бабы Яги, атрибуты для театрализованной сказки на татарском языке «Төлке, куян hәм әтәч» (2 избушки, костюмы для персонажей)Использование музыки на компьютере: песня «Маленькая страна», «В гостях у сказки», звуки реки, звуки леса и птиц, пластический этюд под музыку Э.Грига «Утро», появление Волка под музыку Прокофьева «Ромео и Джульетта», музыка Бабы Яги, Звуки волшебной поляны, музыка Доктора Айболита, логоритмическая физ.минутка под песню «Кашалотик, кашалот!», музыка театра из х/ф «Буратино», подбор детских песен на татарском языке для сказки, песня «Маленькая страна»
Сюрпризные моменты: Появление Волка, Доктора Айболита, Хозяйки Театра.
Подготовительные работы: Чтение сказок, разучивание логоритмической физ.минутки, пластического этюда,разучивание стихотворений, подготовка к спектаклю.
Ход занятия:
Под музыку «Маленькая страна» дети входят и встают полукругом.
Воспитатель: Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пороходе, даже на ракете нельзя долететь. Но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.
В этой стране побывали все дети Земли, и даже ваши родители, бабушки и дедушки, когда они были маленькими. Они познакомились там со своими друзьями-сказками.
Ребенок читает стихотворение о сказке:
О чем-то скрипит половица
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушке
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица.
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка.
Воспитатель: Ребята, любите ли вы сказки? (Ответы детей)
Да, я знаю, вы слушаете и читаете их с наслаждением, а порой и сочиняете сами. Сегодня я вам хочу предложить отправиться в путешествие по стране сказок.
Дети встают в круг и говорят слова:
Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (встают в круг)
Будем вместе мы играть (берутся за руки)
В сказку мы хотим попасть. (кружатся вокруг себя, садятся на коврик с цветами и закрывают глаза)
Звучит музыка «В гостях у сказки»
В группе появляется карта сказочной страны на воздушных шариках.
Воспитатель: Ребята, смотрите! Что это такое? Так это же карта сказочной страны! А что можно сделать с помощью карты? Правильно. Отправиться в путешествие. Пора взглянуть на карту.
В самом начале пути нас ждет волшебная река. Нам надо пройти через нее, но мостик появится только тогда, когда вы сыграете в игру «Волшебная палочка». Мы будем друг другу передавать волшебную палочку и называть любимую сказку.
Дети называют сказки.
Воспитатель: Молодцы! Вот и появился волшебный мостик. Проходите осторожно. (Дети переходят реку) А мы продолжим путь. Давайте посмотрим на карту. Куда ведет нас дорога дальше? Так это же волшебный лес.
Фонограмма со звуками леса и птиц.
А в волшебном лесу растут волшебные растения и живут волшебные птицы и звери. Ребята, а каких волшебных животных и растения вы знаете? Ответы детей: Жар-Птица, Конек-Горбунок, Серебряное копытце, Олень с золотыми рогами, Аленький цветочек, Дерево с молодильными яблочками.
Воспитатель: Ребята, давайте изобразим волшебный лес с его сказочными обитателями.
Пластический этюд под музыку Э.Грига «Утро».
Во время танца за деревьями появляется и прячется Волк (ребенок).
Волк: Я-серый, страшный, злой, голодный. Я зубами щелк. Красную Шапочку обманул, трех поросят напугал, обидел семерых козлят, и вас я тоже обману.
Ребенок: Послушайте, Волк, вы конечно серый и зубастый, но совсем не злой и страшный.
Волк: Нет, я злой и страшный!
Воспитатель: Многоуважаемый Волк! Наши ребята сейчас сделают так, чтобы вы стали добрым и симпатичным. Хотите?
Волк: Попробовать можно.
Воспитатель: Дети, давайте будем дарить комплименты Волку.
Дети говорят комплименты (добрый, красивый, модный, порядочный)
Волк: Ой, ой! Какие вы волшебники! Я хочу со всеми дружить. Побегу-ка я творить добрые дела!
Волк уходит переодеваться за дверь.
Воспитатель: Ребята, смотрите, в нашем сказочном лесу на яблоньке кто-то забыл сказочную почту. Ой, да тут телеграммы! Их прислали сказочные персонажи. А мы подумаем вместе, кто бы мог послать их.
Воспитатель зачитывает сказочные телеграммы, а дети отгадывают герои каких сказок могли бы послать эту телеграмму.
Приходил Волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!
Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!
Поздравляем, Иа, с днем Рождения!
Буду, буду умываться по утрам и вечерам!
Спасибо ласточка за чудесное спасение!
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. И нам пора отправляться в путь. А дорожка нас привела к избушке Бабы Яги. Ее домик стоит на нашем пути и не хочет нас пропускать. Смотрите, какое-то письмо! Давайте прочтем?
(Дети садятся на стулья полукругом)
Послание Бабы Яги:
«Привет, девчонки и мальчишки! Узнала я, что вы собираетесь в путешествие. Только не пущу я вас, пока не выполните мои задания.»И нас ждет сказочная викторина.
Задание I.
В какой сказке произошло такое событие: «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.» О ком это сказано: «У нее только две ножки? Какое убожество! У нее даже нет усиков?»
Из какой сказки сказочные герои? -Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.
-Царь, три сына, Сивка-бурка, Царевна.
Какой сказочный герой был сделан из оловянной ложки?
В какой сказке с помощью горошины принцесса нашла себе жениха?
Ответы детей.
Воспитатель: Что ж, вы хорошо справились с первым заданием, но есть еще и второе.
Задание II.
Баба Яга очень любит эту книжку, она много ее читала и дочитала до дыр, что исчезли почти все буквы. Так что мне придется рассказывать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Вам нужно будет отгадать сказку. Слушайте!
-Жи.. бы..де.. и ба.. И бы.. у ни.. Ку.. Ря.. Сне.. ку.. я.. не про.., а зо.. Де.. би.. би..-не разби.. Ба.. би.. би..-не разби.. Мы.. бе.., хво.. ма.., я.. упа.. и ра.. Де.. пла.., ба.. пла.., а ку.. ку.. Не пла.. де.., не пла.. ба.. Я сне.. ва.. я.. не зо.., а про…
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, Курочка Ряба. Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями Бабы Яги! Избушка нас пропускает. Давайте посмотрим на карту. Куда лежит наш путь дальше? Ой, мы очутились на поляне. Здесь мы отдохнем и встретимся еще с одним сказочным персонажем. А кто же этот герой? Отгадайте загадку!
-Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Добрый доктор … (Айболит).
Входит Доктор Айболит и предлагает ребятам превратиться в веселых животных, станцевать и отдохнуть.
Логаритмическая физ.минутка под песенку «Кашалотик, кашалот!»
Это лев- он царь зверей,
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный.
Дети идут по кругу с высоко поднятой головой, изображая льва с когтями.
А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
Что пружинят вниз и вверх
И взлетают выше всех! Встают лицом в круг и приседают с согнутыми в локтях руками и растопыренными пальцами. На последнем слове делают прыжок с хлопком над головой.
А вот добрый, умный слон
Посылает всем поклон,
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
Пальцы рук прижимаются к голове и поочередно ладони опускаются вниз и поднимаются наверх.
Лапку к лапке приставляя
Друг за другом поспевая,
Шли пингвины дружно в ряд,
Словно маленький отряд.
Двигаются мелким, семенящим шагом на прямых не напряженных ногах, пятка приставляется к пятке, носки в стороны, руки прижаты к телу.
Мишка головой мотает,
К себе в гости приглашает.
Он в развалочку идет,
Танцевать с собой зовет! Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч, шагают.
Мы зверяток провожаем,
Путешествие продолжаем!
Дети прощаются с Доктором Айолитом.
Воспитатель: Мы немного отдохнули и готовы продолжить путь. Куда мы дальше идем? Правильно, в театр.
Звучит музыка из х/ф «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Воспитатель: И здесь нас встречает сама Хозяйка театра. Наши ребята очень любят сказки: и русские, и татарские, и марийские, и арабские, и многие другие. И они не только с интересом иих слушают, но и любят участвовать в сценках и спектаклях.
Хозяйка театра: Ребята, посмотрите, здесь лежат атрибуты для сказки. Как вы думаете, из какой сказки эти костюмы?
Ответы детей.
Хозяйка театра: Я вам предлагаю показать сказку на татарском языке: Төлке, куян hәм әтәч».
Дети переодеваются.
Алып баручы: Булган ди Төлке белән Куян. Төлке боздан, куян кайрыдан өй салганнар.
Матур яз җиткән. Төлкенең өе эрегән дә аккан, ә Куянның өе hаман шул килеш калган. Төлке куян янына киткән.
(Төлке кайгырып башын тота: «Ай-hай-hай»).Төлке: Куян, чык әле. (Куян чыга). Минем өем эреде. Синдә кунып чыгым әле.
Куян: Ярый, кер.
Алып баручы: Иртән Төлке Куянны куып чыгарды.
Төлке: Куян, чык, бар кит!
Алып баручы: Куян елый-елый бара икән. Аңа эт очарган.
Эт: Һау-Һау! Куян, нигә елыйсың?
Куян: Нигә елмаска? Минем өем кайрыдан, Төлкенең өе боздан иде. Төлке кунып чыгарга рөхсәт сораган иде, үземне куып чыгарды.
Эт: Елама, Куян! Мин аны куып чыгарырмын. Киттек!
(Китәләр).
Һау-Һау- Һау! Төлке, чык, бар ит!
Төлке: Балта кайрым, пычак кайрым, сикереп төшәрмен дә өзгәләп ташлармын.
Алып баручы: Эт курыккан да чыгып качкан. Куян елый-елый тагын юл буйлап китеп барган. Аңа Аю очарган.
Аю: Нигә елыйсың, Куян?
Куян: Нигә елмаска? Минем өем кайрыдан, Төлкенең өе боздан иде. Төлке кунып чыгарга рөхсәт сораган иде, үземне куып чыгарды.
Аю: Елама, Куян! Мин аны куып чыгарырмын. Киттек!
Куян: Юк, куа алмассың. Эт куып чыгара алмады. Син дә куып чыгара алмассың.
Аю: Мин куармын. Киттек! Төлке, чык, бар ит!
Төлке: Балта кайрым, пычак кайрым, сикереп төшәрмен дә өзгәләп ташлармын.
Алып баручы: Аю курыккан да чыгып качкан. Куян елый-елый тагын юл буйлап китеп барган. Аңа Үгез: очарган.
Үгез: Нигә елыйсың, Куян?
Куян: Нигә елмаска? Минем өем кайрыдан, Төлкенең өе боздан иде. Төлке кунып чыгарга рөхсәт сораган иде, үземне куып чыгарды.
Үгез: Елама, Куян! Мин аны куып чыгарырмын. Киттек!
Куян: Юк, куа алмассың. Эт куып чыгара алмады.Аю куып чыгара алмады. Син дә куып чыгара алмассың.
Үгез: Мин куармын. Киттек! Төлке, чык, бар ит!
Төлке: Балта кайрым, пычак кайрым, сикереп төшәрмен дә өзгәләп ташлармын.
Алып баручы: Үгез курыккан да чыгып качкан. Куян елый-елый тагын юл буйлап китеп барган. Аңа җилкәсенә чалгы салган Әтәч очраган.
Әтәч: Кикри-күк! Куян, нигә елыйсың?
Куян: Нигә елмаска? Минем өем кайрыдан, Төлкенең өе боздан иде. Төлке кунып чыгарга рөхсәт сораган иде, үземне куып чыгарды.
Әтәч: Елама, Куян! Мин аны куып чыгарырмын. Киттек!
Куян: Юк, куа алмассың. Эт куып чыгара алмады.Аю куып чыгара алмады. Үгез куып чыгара алмады. Син дә куып чыгара алмассың.
Әтәч: Мин куармын. Киттек! (Әтәч тәпиләре белән тибенгән, канатлары белән кагынган).
Әтәч: Кикри-күк! Җилкәмдә чалгы китерәм, Төлкене чабып үтерәм. Төлке төш мич башыннан, хәзер үк чыгып кит моннан!
Төлке: Хәзер, аягыма киям!
Әтәч: Кикри-күк! Җилкәмдә чалгы китерәм, Төлкене чабып үтерәм. Төлке төш мич башыннан, хәзер үк чыгып кит моннан!
Төлке: Хәзер, тунымны киям!
Әтәч: Кикри-күк! Җилкәмдә чалгы китерәм, Төлкене чабып үтерәм. Төлке төш мич башыннан, хәзер үк чыгып кит моннан!
Алып баручы: Төлке өйдән чыгып качкан. Әтәч белән Куян өйдә рәхәт- рәхәт тора башланганнар әле дә шунда торалар.
Танец зверей.
Хозяйка театра: Вот и закончилась наша сказка. Мне пора возвращаться в театр. А вам в группу.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Наш путь закончился.
Прощание со сказочной страной.
Воспитатель вместе с детьми:
Раз-два-три-четыре-пять, (дети загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки)
Со сказкой мы прощаемся-
В группу возвращаемся. (кружатся вокруг себя и встают полукругом)
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам путешествие? Каких сказочных героев вы встретили?
Ответы детей.
Воспитатель: Путешествие наше закончилось, но мы еще не раз встретимся с нашими друзьями-сказками.
Недаром дети любят сказки,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца.
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.