Урок-путешествие Лингвистический экспресс (6 класс)


Урок-путешествие в 6 классе
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС
Учитель: Фирсова Т.В.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
К. Паустовский
Цели: 1. глубже проникнуть в тайны русского языка, используя изученный материал по ономастике, фразеологии, диалектологии, экологии языка;
2.развивать умения и навыки учащихся быстрого логического мышления, использовать свои знания в решении занимательных задач.
Воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения в коллективе групповой игре; прививать интерес к лингвистике, развивать умение самостоятельно работать с книгой.
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по дороге Лингвистике. На каком виде транспорта поедем, вы должны отгадать:
На большие расстояния 
Мчится он без опоздания. 
Пишется в конце два С, 
Называется… ЭКСПРЕСС
- А кто из вас знает, что такое экспресс?
- Экспресс - это поезд, который используются для поездок на дальние расстояния с высокой скоростью и меньшим числом остановок.
- Но за проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Поэтому всем, кто отгадает загадки, я вручу проездные билеты. На этих билетах будет указан пункт следования. Итак, приготовьтесь. Количество загадок должно быть такое же, как и количество учеников. Тема загадок – железная дорога.
Кто по рельсам – по путям
Поезда приводит к нам?
(машинист)
Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом
(вагон)
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь…
(паровоз)
Он на вокзале есть всегда
К нему приходят поезда.
Двойное «р» содержит он
И называется …
(перрон).
От вагона до вагона кто шагает вдоль перрона?
Кто за смазкою следит, каждый болтик оглядит?
Молотком коротконосым по стальным стучит колесам
И выслушивает их, словно врач своих больных?
Чтоб  аварии в пути не могло произойти?
(осмотрщик)
Стоит он с поднятым крылом,
Как буква «Г» большая.
Зеленым глазом под стеклом
Смотрит, не мигая,
И сразу поезд сбавит ход.
(Семафор)
От станции ЦветочнаяДо станции ПрохладнаяРабота в кассе точная,
Работа аккуратная.
Вам в четвертый вагон,
Вам билет на перрон,
А для Жучки и кота
Есть бесплатные места!
(кассир)
Трудным делом занят он
От зари до вечера,
Отправляет поезда
И сюда, и туда.
Он вручает машинистам
Расписание,
Отдает телеграфистам Приказания.
Очень важная работа у…
(диспетчера)
Ремонтируем пути –
Ключ – помощник нам в пути
(монтер).
Стоит он с поднятым крылом,
Как буква «Г» большая.
Зеленым глазом под стеклом
Смотрит, не мигая,
И сразу поезд сбавит ход.
(Семафор)
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма и без пара,
Паровозу брат родной.
Кто же братцы он такой?
(Электровоз)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь – далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
А я прослежу,
Чтобы поезд поехал
По графику точно
В назначенный срок.
(Дежурный по вокзалу)
Тормози скорей, шофер!
Можно врезаться в забор!
Кто нам путь загородил,
И дорогу перекрыл?
(Железнодорожный переезд)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара.
Паровоза сестричка…
Кто такая?
(Электричка)
Поезд быстро – быстро мчится!
Чтоб несчастью не случиться,
Закрываю переезд –
Запрещен машинам въезд!
(Железнодорожный шлагбаум)
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке..
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой.
(Локомотив и вагоны)
Полотно, а не дорожка,Конь, не конь – сороконожка,По дорожке той ползет,Весь обоз один везет.
(Железная дорога)
Земля дрожит, силач бежит.Тянет он за собойХвост огромный стальной.
(Электровоз)
Кто, на бегу пары клубя,Пуская дым трубой,Несет вперед и сам себя,Да и меня с тобой?
(паровоз)
Железные избушкиПрицеплены друг к дружке.Одна из них с трубойВедет всех за собой.
(поезд)
Учитель: Посмотрите на свои билеты. Первая остановка разъезд ОНОМАСТИКА
1. Разъезд ОНОМАСТИКА
Учитель:
Река времен в своем стремленье
уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
народы, царства и царей.
В памяти остаются слова
и вот всего былого имена.
В языкознании есть особый раздел - ономастика. Название он взял от греческого - onomastike - искусство давать имена. Антропонимы - собственные имена, относящиеся к людям; топонимы - географические названия; ойконимы - названия населенных пунктов; урбапонимы - названия улиц, музеев и т.д.; зоонимы - названия животных (клички); хрононимы - собственные имена отрезков времени (8 марта, День победы, Новый год, Отечественная война, петровская эпоха, «золотой век») и т.д.Сейчас будут соревноваться те «пассажиры», кто следует до этой станции. Возьмите сигнальные знаки. Я буду задавать вопросы. Поднявший сигнальный знак, первым будет отвечать на вопрос.
Вопросы.
Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. (Имя человека существует очень давно, с тех пор как люди начали жить семьями, а вот фамилии появились сравнительно недавно. Не так давно, еще каких-то 200-300 лет назад, подавляющее большинство населения России не имело фамилий. С течением времени появились прозвища, в быту стало легче окликнуть конкретного человека. Постепенно уже от прозвищ произошли фамилии. Русские цари, в большинстве своем, также имели прозвища, которые так или иначе характеризировали их внешний вид или их деятельность – Алексей Михайлович Тишайший, Иван Грозный, Петр Великий.
Фамилии образовались по-разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца. Донской - жил на Дону. А как появилась фамилия Слесарев или Железнов? (Первая – по роду деятельности; вторая - от прозвища Железный).
В 20-х – начале 30-х годов XX века возникали имена, в которых находили отражение все события и явления новой эпохи революционных изменений. Объясните, как появились такие причудливые имена: Дизель, Желдора, Эльмира.
Назовите строку о собаке и цветке - полиндром, составленный когда-то А. Фетом. (А роза упала на лапу Азора)
Почему Колумбами называют первооткрывателей в любой области? (Испанский мореплаватель Христофор Колумб в 1498 году первым открыл Америку. Проходит железная дорога, и жизнь закипит в джунглях и пустынях. … Железные дороги тоже выступают в роли новых Колумбов.")2. Грузовая станция ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
Учитель: 180 лет назад началась эра железных дорог. В такой же весенний день 15 апреля 1836 года Николай I подписал указ о строительстве Царскосельской железной дороги — первой железной дороги в России. Через полтора года после начала строительства, 30 октября 1837 года, в 2 часа 30 минут пополудни пассажирский поезд из восьми вагонов, ведомый локомотивом Стефенсона, преодолел путь в 27 километров из Петербурга в Царское Село за 35 минут. В 2017 году железные дороги России отмечают юбилей
Просклонять числительное ТЫСЯЧА ВОСЕМЬСОТ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ ГОД и числительное ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЬ.
Запишите предложение без чисел.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВСЯ 7Я О5 СЯДЕТ ЗА 100Л, ПРЕ2РИТЕЛЬНО ВЫ3 КЛЕЕНКУ.
Добавьте к буквам цифры-числительные, чтобы получилась слово.
…Я – СЕМЬЯ, ВО…К – ВОСТОК, ВИ… НА – ВИТРИНА, ТЕ… - ТЕСТО, …УМФ – ТРИУМФ, ПО…Л – ПОДВАЛ, СМОР…А – СМОРОДИНА, …А – СОРОКА.
Допиши буквы: НОЛЬ - …ЛЬ (моль, соль, роль, пыль, боль).
3. Станция ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Человек через слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природы ключ.
В слове всех существ содержится картина,
Сообществ слов всех и действий пружина.
Я вам буду читать предложения. Ваша задача: вычленить фразеологизм и объяснить его.
По железной дороге со скоростью света мчится новый «Сапсан». (быстро)
Честное слово, все с тобой согласны, но придержи язык. (помолчи)
Надо украшать землю, прокладывать железную дорогу, а не лодыря гонять. (лениться)
Все требуют билеты на экспресс, а у него их всего с гулькин нос. (мало)
Команде зачитываются фразеологизмы, надо определить соответствующий глагол:
ПОВЕСИТЬ НОС – приуныть,
ВСТАВЛЯТЬ ПАЛКИ В КОЛЕСА – мешать,
НАДУТЬ ГУБЫ – обидеться,
ПУСКАТЬ ПЫЛЬ В ГЛАЗА – хвастаться,
НАСТУПАТЬ НА ПЯТКИ – догонять,
ВТИРАТЬ ОЧКИ – обманывать,
ЗУБ НА ЗУБ НЕ ПОПАДАЕТ – замёрз,
СДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА – преувеличивать,
В ЗУБАХ НАВЯЗЛО – надоело,
НАШЁЛ ДОРОГУ К СЕРДЦУ – понравился.
4. Полустанок ДИАЛЕКТ.
Учитель: Не собирал я редкие словечки,
Но звук родной всегда в душе живет.
Вот место, где сливаются две речки,
его назвал народ.
И что мне в том, в словарях толковых
только слова не было, и нет,
В нем пенье струй я слышу родниковых,
на шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты,
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
твердя стихи поэтов наизусть.
Н. Рыленков. Из книги «Сказка моего детства».
Есть такая русская пословица: «Что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор или диалект.
Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка, многие диалектные слова вы встречали в книгах. Я назову вам общеизвестное слово, а вы скажете нам его диалектный вариант.
Итак, начали:
1.Говорить - сказывать, балакать, баять, гуторить, бахорить;
Дом - изба, хоромы, хата, курень;
Дорога - большак, тракт, шмяк, зимняк, стежка, объездок, путик.
Молодцы, ребята! Вы действительно знаете русский язык. А кто может назвать первого составителя «Толкового словаря» живого великорусского языка?
2.Ребята называют имя Владимира Ивановича Даля (1801-1872 г.г.) - русского писателя, лексикографа, этнографа, 50 лет работавшего над созданием словаря.
Узловая станция КРАСНОСЛОВИЕ.Учитель: Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово породило и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло.
- Краснословцы, вы готовы показать свои знания? Хорошо, что готовы. Задания вам такие.
1. Объясните поговорки.
Душа в пятки ушла. (Испугался.)
Своя рука - владыка. (Хозяин.)
Мелким бесам рассыпается. (Льстит.)
Будь как дома. (Чувство свободы.)
По заслугам и честь. (Соответствие.)
У лжи короткие ноги. (Выйдет наружу.)
2. Вспомните пословицы и поговорки о дороге.
Дорогу осилит идущий.
По плохой дороге далеко не уедешь.
Где дорога, там и путь.
Прямая дорога — самая короткая.
В игре и в дороге узнают людей.
У молчаливых дорога длиннее.
Итак, подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистики. Хочу закончить его словами :Железная дорога все прочней
Плечами, как лучами, мир сближает,
От южных гор до северных морей,
О запада к востоку пролегает.
Железная дорога, как всегда,
Жива людьми, дающими заботу,
И жизнь свою дороге посвятя,
Они вложили душу в ту работу.
Нелегкое путешествие было у нас. На Руси водилось после трудов праведных отдохнуть повеселиться. Для начала мои помощники расскажут вам интересные факты о языках.
Помощник: Самый распространенный на земле язык - китайский. Им пользуются 700 млн. человек. На английском говорят свыше 250 млн., а на индийских - хинди и урду - 280 млн. Общее же количество языков мира превышает 2 700. К ним надо прибавить еще 3000 диалектов.
Самое маленькое количество букв в алфавите самод - 15. Финский имеют по 21 знаку.
Самым длинным географическим названием обладает одна из деревень Новой Зеландии - В этом названии 80 букв: «Туаматавхаката - тангидингакоууауатама - теанокаивхенуакитанатахукапикамаунга – хоргита».
Помощница: Самое длинное в мире слово - это название одного химического соединения. В нем 1913 букв. Самая древняя письменность в нашей стране была, а теперь находится в Грузии - колхидское письмо. Ему свыше 3000 лет
Учитель: А сейчас подведем итоги. Те, кто за правильный ответ получил фишку, посчитайте, сколько их у вас набралось. Обладателя самого большого числа фишек ждет приз.

Подводятся итоги. Вручаются призы.
Литература.
1.Брагина А.А Русское слово в языках мира. - М.: Просвещение, 1978г.
2.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1980г.
3.Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. - М.: Просвещение,, 1990г.
4.Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? - М.: Просвещение, 1998г
5.Мокиненко В.М. Загадки русской фразеологии. - М.: Высшая школа.; 1990г.
6.Постникова И.И. Фонетика - это интересно. - М.: Просвещение, 1992г.
7.Харный Л.В. К тайнам мысли и слова. - М.: Просвещение, 1983г.