Конспект занятия Шэдитэ Ой соо бурятский яык для старшей группы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 «Рябинушка»
Конспект
организованной образовательной деятельности
детей 5-6 лет
«Шэдитэ ой соо»
Провели:
Дамбаева Чимитма Дашабыловнаучитель бурятского языка.
Улан-Удэ, 2017
Возрастная группа: старшая (5-6 лет).Количество детей: _26__ человек.
Место проведения: музыкальный зал.
Дата проведения: 30.01.2017 год.
Время проведения: 9 ч. 15 мин.
Цель: проявить интерес к изучению бурятского языка.
Задачи: продолжать обучение детей пониманию слов - действий, понимать изученную лексику, правильно отвечать на вопросы в утвердительной и отрицательной форме. Развивать связную речь, фонематический слух, умение использовать в речи интонации, силу голоса, темп речи. Содействовать воспитанию внимания, желание участвовать в коллективной игре.
Оборудование: столы; ноутбук; интерактивная доска; мультимедийная презентация; трех цветные карандаши; елочки – 4-5 шт; бумага; маски, домик улей; фонограмма;
Ход занятия:
Организационный момент
Темный зал, светит фонарь.
Наталья Александровна заводит детей под тихую музыку.
Навстречу детям выходит Фея леса – хатан Наран Туяа.
Наран Туяа: Здравствуйте мои маленькие друзья!
Я – хатан Наран Туяа!
А это мои сестры: Арюун Санаа, Арюун Болор.
Арюун Санаа и Арюун Болор здороваются по - бурятски с детьми
Наран Туяа: Вы знаете куда попали? Вы попали в заколдованный лес - Шэдитэ ой.
Мы приготовили для вас разные задания.
Арюун Санаа: Если вы справитесь с ними, получите от нас подарок.
Арюун Болор: А если нет, то навсегда останетесь в нашем лесу.
Наран Туяа: Вы готовы к испытаниям?
Итак, первое испытание. Пройдите, пожалуйста, сюда.
Арюун Болор: 1 слайд: «Кто что любит делать?» Хэн юу хэхэ дуратайб? Харагты (посмотрите)
Балерина хатарха дуратай. (Дабтагты- повторите) Ульяна хэлэ, Маша хэлэ…
Басаган дуулаха дуратай.
Смешарик зураха дуратай.
Баабгай эдихэ дуратай.
Арюун Болор: Бэрхэнууд, ухибууд! Молодцы дети!
Наран Туяа: 2 задание: «Угадай загадку», пройдите к столам. Я загадываю загадку, а вы должны быстро отгадать отгадку и нарисовать (про фрукты)
1. Улаан, ногоон унгэтэй, амтатай (яблоко)
2. Шара унгэтэй, гашуун (лимон)
3. Шара улаан унгэтэй, гашууншье hаа, амтатай (апельсин).
- Бэрхэнууд, ухибууд!
Следующее задание – отгадывание загадок. Я загадаю загадки о животных, а вы изобразите ответ движением, что это за животное.
Багахан бэетэй, ута шэхэтэй, аймхай амитан. Юун бэ? (шандаган)
Ута hуултэй, шара зуhэтэй, мэхэтэй амитан. Юун бэ? (унэгэн)
Томо бэетэй, маяа хултэй, аймшагтай амитан. Юун бэ? (баабгай).
Фея Музыки играет музыку на пианине.
3 задание
Арюун Санаа: А теперь пройдите сюда (зовет их к себе)
Следующее испытание «Угадай мелодию». Шагнагты.- послушайте.
- Ямар дуун бэ?
Дуун: «Улаалзай».
Дуун: «Баяртайб».
Дуун: «Сагаан hараар».
А теперь, давайте все вместе споем песню, которую вы хотите (дети выбирают)
Арюун Санаа: Бултадаа дуулая! (вместе споем)
Дети поют выбранную песню.
4 задание
Включает песню пчелы. Шагнагты!(послушайте) О ком это песенка?
Дети: О пчелах.
Зугы тухай дуун.
Арюун Болор: Выходите, ребята поиграем в подвижную игру «Пчелы» (Зугы).
Объясняет правила. Подвижная игра «Медведи и пчелы» для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Закрепить навыки лазанья, умение быстро действовать по сигналу. Развивать ловкость. 
Ход игры. 
Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) – медведи, остальные - пчелы. На расстоянии 3-5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8-10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того как игра проведена 2-3 раза, дети меняются ролями. 
Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенки), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.5 задание
Наран Туяа: Молодцы, хорошо выполняете задания. А сейчас самое сложное. Наашаа ерэгты. (подводим к интерактивной доске). Интерактивна доскаруу харагты.
Зураг харана.
Ф: Энэ зэн бэ?
Д: Басаган.
Ф: Энэ басаган Балма гэжэ нэрэтэй. Что любит делать? Юу хэхэ дуратайб?
Д: Балма любит петь. Балма дуулаха дуратай.
Ф: Балма юу хэхэ дуратайб?
Д: Балма любит танцевать. Балма хатарха дуратай.
Ф: Балма юу хэхэ дуратайб?
Д: Балма любит рисовать. Балма зураха дуратай.
Ф: Балма юу хэхэ дуратайб?
Д: Балма любит рисовать. Балма наадаха дуратай.
Ф: Балма дуулаха дуратай. Баабгай дуулаха дуратай али дуулаха дурагуй?
Д: Баабгай дуулаха дурагуй.
Ф: Балма хатарха дуратай. Баабгай хатарха дуратай али хатарха дурагуй?
Д: Баабгай хатарха дурагуй.
Ф: Балма наадаха дуратай. Баабгай наадаха дуратай али наадаха дурагуй?
Д: Баабгай наадаха дурагуй.
Ф: Балма зураха дуратай. Баабгай наадаха дуратай али зураха дурагуй?
Д: Баабгай зураха дурагуй.
Наран Туяа: Бэрхэнууд ухибууд!
- Вы хорошо справились со всеми заданиями и заслужили от нас подарок. Вспоминайте о нас и приходите к нам еще.