Рабочая программа : Социальная адаптация воспитанников школы-интерната.


Рабочая программа : « Социальная адаптация воспитанников школы-интерната.»Автор : Бондаренко Ирина Сергеевна
Пояснительная записка.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему выпускнику школы-интерната необходимо привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь. Как  и подростки  из относительно  благополучных  семей, они  стараются  разобраться  в себе, определить  свой  путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных  проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но  самостоятельная, взрослая жизнь ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  неготовыми.
Выпускники школы-интерната чаще своих  сверстников оказываются участниками  или  жертвами  преступлений, теряют  работу или  жильё, с трудом  создают  семью, значительно быстрее  становятся  алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопряжено  с большими  сложностями и  не  всегда  проходит  успешно. Причины  возникновения  трудностей вхождения  ребёнка  в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием воспитанниками школы-интерната тех  требований,  которые  предъявляет  социум.
Процесс  социализации (включение  в систему  социальных отношений) даже  при  благоприятном стечении  обстоятельств разворачивается   неравномерно  и  может быть  чреват рядом  сложностей, тупиков, требующих  совместных  усилий  специалистов  и  сирот.  Если  сравнить процесс  социализации  с дорогой, по  которой  должен  пройти  ребёнок – сирота из мира  детства в мир взрослых, то  она  не  везде  выложена  ровными  плитами  и  не всегда сопровождается  чёткими  дорожными  указателями.  На ней есть  участки  с оврагами и сыпучими  песками, шаткими  мостиками  и развилками.
Сама  организация  жизнеспособности   детей  в интернатных  учреждения  устроена  таким  образом, что  у них  формируется  только  одна  позиция – позиция  сироты, не имеющего поддержки  и  одобрения   в социуме. Эта  роль  реализуется  человеком  в течение  всей  его жизни и удерживает детей – сирот  в инфантильной  иждивенческой  позиции,   блокирует  проявление  потенциальных возможностей. В связи  с трудностями  социализации  не  решаются  и задачи адаптации.
Иными  словами, воспитанники детского  дома, выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы.
Накопленный опыт  работы  с детьми – сиротами, активный  поиск  решения  проблемы  привели  к мысли о необходимости  создания  программы подготовки воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни.
Цель программы: подготовка выпускников школы-интерната и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
Формировать адекватную самооценку личности, нравственное самопознание, гражданское мировоззрение, преодолеть иждивенческие, потребительские  качества воспитанников.
Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем и будущем.
Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.
Развивать терпимость к различным мнениям.
Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Формировать представления о семье, ее функциях, нравственных основах и значении в жизни каждого человека.
Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства.
Расширять знания о видах труда и прививать положительное отношение к порученному делу.
Предоставить оптимальные возможности для раскрытия и развития способностей учащихся, развития умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции воспитанника во взрослое общество.
Программа курса рассчитана на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся школах-интернатах и включает следующие направления: личностное развитие; здоровый образ жизни; основы социализации и общения; семейное воспитание; нравственно – эстетическое воспитание; трудовое воспитание.
По каждому направлению воспитатель работает 1 раза в неделю.
ПОНЕДЕЛЬНИК: личностное развитие;
ВТОРНИК: здоровый образ жизни;
СРЕДА: основы социализации и общения;
ЧЕТВЕРГ: трудовое воспитание :ПЯТНИЦА: нравственно – эстетическое воспитание;
СУББОТА: семейное воспитание;
В конце года проводится диагностика уровней социальной адаптированности, нравственной воспитанности, интересов и склонностей воспитанников посредством таких методик, как:
ü     Диагностика школьной мотивации.
Цель: определить интересы и склонности учащихся.
ü     Методика «Пословицы».
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
ü     Методика изучения социализированности личности воспитанников.
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.
В конце прохождения курса занятий показывается открытое  итоговое мероприятие.
Содержание программы
Раздел 1.
«Личностное развитие».
Старший возраст (15-17 лет)
Индивидуальность развития «Моя высота». Мои желания, мои возможности. Саморазвитие. Самовоспитание и характер.  Самосовершенствование. Волевые качества. Самоанализ. Самоуважение. Дороги, которые мы выбираем. Высокие и низкие цели.  Разрешение конфликтов без насилия. Создание позитивных дружеских отношений. Знакомый незнакомец. Выражение себя (самовыражение). Жизненные цели. Признание различий – основа самооценки. Типологические свойства и темперамент. Особенности личности. Внешность. Общительность. Идеализм и цинизм подростков. Чувство взрослости. Имидж и твоя профессия. Счастье жить. Внешность подростка. Откровенный разговор. Одежда и мода. Познай самого себя.
 
Раздел 2.
«Здоровый образ жизни»
Старший возраст (15-17 лет)
Движение – жизнь. Профилактика ПАВ. Детки в пивной клетке. О курении. Чума 21 века. Наркотики — оружие самоистребления. Учись говорить нет. Оружием знания против наркомании.
Средства поддержания здоровья: витамины, правильное питание, закаливание, занятие спортом. Здоровье близко – ищи его в миске: правильное питание, гигиена питания, полезные и вредные продукты.  Гиподинамия. Этот суровый режим дня. Физическое развитие: норма и отклонение. Диета: плюсы и минусы. Опасные украшения.  Полезные привычки. Личная гигиена. Жертвы моды.
Моя безопасность. Опасно – безопасно. Профилактика заболеваний. Оказание первой медицинской помощи.  Поговорим о компьютерах: за и против, компьютер и здоровье. Гендерное поведение.
Раздел 3.
«Основы социализации и общения»
Старший возраст (15-17 лет)
Как обойти конфликты стороной. Учимся толерантности. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Поговорим о положительных коммуникативных отношениях. Виды общения. Молодежный сленг: плюсы, минусы.  Этикет – это норма или закон?
Гражданственность и гражданин. Понятие «юридической ответственности» и «наказание». Я – гражданин РФ. Конституционные права и гарантии РФ. Административные правонарушения и подросток. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды уголовного наказания несовершеннолетних. Компании сверстников. Молодежные течения. Всегда ли подростковые течения безобидны. Подростковые группировки. Так ли безобидно мелкое хулиганство. Подростковая безнадзорность.
Как уберечься от мошенничества. Игромания.  Как уберечься от вовлечения в преступление. Декларация прав ребенка. Использование своих прав.  Секта: мифы и реальность.
 
Раздел 4.
«Семейное воспитание»
Старший возраст (15-17 лет)
История брака и семьи как важнейших институтов общества. Моя будущая семья.  Школа семьи. Счастливая семья. Дружная семья.
Добрачные и супружеские отношения. Современные формы брака. Понятие «первой любви», нравственной и физической чистоты отношений до брака. Готовность к браку. Пути решения семейных конфликтов,  духовная и нравственная составляющие потребности в детях.
Настоящий воспитатель – родитель: воспитание человечности. Семейные ценности: супружеская верность, ответственность, чадолюбие, смирение, терпение, милосердие, сострадание, уважительное отношение к старшим, послушание.  Общность взглядов супругов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Поддержание физического здоровья. Недопущение губительных страстей взрослых и детей: никотиновой зависимости, алкоголизма, наркомании, токсикомании и др. Специфика семейного воспитания. Стили воспитания. Влияние на ребенка духовно-нравственной атмосферы  семьи.  Гражданский брак. Проблемы молодо семьи.  Эстетика быта. Бюджет и хозяйство семьи.
 
Раздел 5.
«Нравственно – эстетическое воспитание»
Старший возраст (15-17 лет)
Этические нормы поведения. Подростковый фанатизм. Неформалы – путь к себе или от себя? Уважение к себе. Уважение к другим. Справедливость. Ответственность и контроль над собой. Нормы поведения: точность, порядочность, совестливость. Правила общения: обращение, умение слушать, культура спора. Человек слова. Действия и намерения: честное слово – дело чести. Отношение к себе, к сверстникам,  окружающим людям, к Родине, миру. Невежливый подросток. Конфликтный человек. Как обрести  и не потерять друзей. Позитивные дружеские отношения. Регулятор поведения: воля и совесть. Я в обществе: конформист и нонконформист.
Все мы разные: признание отличий между людьми (национальность, вероисповедание). Свобода слова, веры, мысли, поступков. Поступки и последствия.   Весь мир и мое отечество: патриотизм. Нужна ли помощь? Благотворительность. Волонтерское движение.
Мир профессий: мой жизненный путь. Выбор и последствие: материальное и духовное в жизни человека. Способность, одаренность, талант.  Жизненные цели: иметь, быть, творить. Цена и ценность жизни. Жизнь, достойная человека: истина, добро, красота. Как достигнуть успеха.  Смысл жизни человека.
Экология: в защиту чистоты и красоты земли. Природа и «Я»: ответственность и безответственное отношение к окружающей флоре и фауне.
Раздел 6.
«Трудовое воспитание»
Старший возраст (15-17 лет)
Самообслуживание:  совершенствование  культурно – гигиенических навыков.  Гигиена тела. Виды моющих средств для тела.
Хозяйственно – бытовой труд. Гигиена жилища:  уборка и проветривание помещений, мытье окон. Генеральная уборка: частота и необходимость,  последовательность. Интерьер дома: создание уюта. Цветы в доме: правила ухода, пересаживания, выращивания.
Правила ухода за вещами: хранение одежды и обуви по сезону, уборка, стирка, утюжка.  Мелкий ремонт вещей: способы и приемы работы. Вторая жизнь вещей. Чистка ковровых изделий: моющие средства, частота, способы. Современная бытовая техника при уборке помещения.
Основы безопасного пользования электробытовыми приборами. Приемы тепловой обработки продуктов: варка, жарка, тушение, бланширование, запекание. Разнообразие первых и вторых блюд. Виды теста: теория и практика. Консервирование. Блюда из остатков продуктов.
Различные виды профессий: ролевое моделирование.
Примерный учебный план
 
Старший возраст (15-17 лет)
№ Наименование Всего часов В том числе
теоретич. практич.
1 Личностное развитие 36 18 18
2 Здоровый образ жизни 36 18 18
3 Основы социализации и общения 36 20 16
4 Семейное воспитание 36 22 14
5 Нравственно – эстетическое воспитание 36 22 14
6 Трудовое воспитание 36 7 Итоговый контроль 2 2
 
 
 
 
 
 
 
Методическое обеспечение программы.
Старший возраст (15-17 лет)
1 раздел – личностное развитие
Содержание
  Цель:  формировать первичные представления о внутреннем мире человека (внимании, памяти, эмоциях, желаниях, интересах, характере) Задачи: дать представление о приемах самовоспитания, о методах работы над собой, способствовать развитию первоначальных навыков самовоспитания;
формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;
побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию;
Формировать навыки безконфликтного и  равноправного общения;
Развивать умение сотрудничать со сверстниками;
Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
Беседы:
Кому я нужен.
Цель в жизни и самовоспитание.
Твои способности и их развитие.
Знакомый незнакомец.
Дискуссия:
Что я знаю о себе?
Какие мы разные.
Я и другие.
Мы команда?
Практикум:
Я – стратег своей жизни.
Лицо – характер человека.
Мудрость в отношениях.
Беседа – диалог:
Поведение мужское, женское.
Что движет мою жизнь?
Самообразование  юношества.
Свет мой, зеркальце.
Другие обо мне.
Чувства, мысли, поступки.
Дары природы человеку.
Исполнительность и я.
Самопринятие.
Точка опоры.
Беседы с элементами практикума:
Программа жизни и план жизни: кто создает и для чего?
Конфликты и их разрешение.
Сам себе воспитатель. Воспитание характера.
Разговор за круглым столом:
Как научиться быть умным.
Откровенный разговор о нас самих.
Обсуждение:
Как обрести уверенность?
Работа с пословицами и поговорками, обсуждение притч:
Ангельская работа.
Две сохи.
Как творить чудеса.
Моделирование ситуации:
Счастливое состояние души: как оно проявляется?
Рефлексия:
Как протекает моя жизнь?
Кажется, мне нужна помощь…
Анкетирование:
«Я»: кому со мной легко?
Вглядись в себя.
Тест:
Какой у вас темперамент.
Что вы за птица?
Итоговое занятие   
2 раздел – здоровый образ жизни
Содержание
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
 Задачи: Учить самонаблюдению за состоянием здоровья;
Знакомство с профилактикой некоторых заболеваний;
Расширять знания о факторах сохранения здоровья (правила личной гигиены, режим дня и др.);
Формировать представление о валеологической культуре, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Профилактика вредных привычек.
Расширить знания о культуре здорового образа жизни, о факторах жизни.
Углублять знания о правильном питании.
Расширять представления детей о внутренних механизмах защиты человека от болезней.
Расширять знания о негативном влиянии на организм подростка пагубных привычек.
Практические занятия:
Жертвы моды.
Путь к здоровому сердцу.
Как мы слышим? Негативные факторы риска, влияющие на слух.
Обсуждение:
Ради чего стоит сказать «нет»?
Коварные разрушители: о вреде наркотиков, алкоголя, курения.
ЗОЖ и показатели учебы.
Подражание взрослым или «взрослые»  вредные привычки?
Беседы:
Это суровый режим дня.
Компьютерная зависимость.
Диета: польза или вред?
Эпидемия безумия (профилактика ПАВ).
Влияние вредных привычек на растущий организм.
В плену иллюзий.
Вы вправе выбирать.
Устный журнал:
Оружием знания — против наркомании.
Оружием смеха — против табака.
Беседа-размышление:
Мальчики. Последствия половых отношений.
Основы безопасности.
Создание презентаций:
Мы за ЗОЖ!
Солнце, воздух и вода.
Акции:
День здоровья.
Кросс нации.
Веселые старты.
Мой веселый звонкий мяч.
Упражнение:
«Испытание».
«Мусорное ведро».
Экскурсии:
Психотехнические игры и упражнения:
Ролевая гимнастика.
Игры по приобретению  навыков саморегуляции.
Физминутки.
Итоговое занятие  
3 раздел – основы социализации и общения
Содержание
Цель: формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому. 
Задачи: воспитание правовой культуры;
воспитание гражданской позиции;
 
формировать  навыки бесконфликтного и равноправного общения;
Развивать умение сотрудничать со сверстниками; формировать чувство единения с группой;
Отработка навыков коммуникативного поведения;
Создавать  условия для социализации личности;
Совершенствовать   этические нормы  поведения в обществе;
Беседа:
Счастье – жить.
Внешность подростка.
Невежливый подросток.
Секта – мифы и реальность.
«Я в мире, мир во мне».
Благопристойность.
Учимся жить в обществе людей.
Талант – вести разговор.
Моделируем будущий успех.
Встречают по одежке.
Молодежная субкультура. Проблемы и пути решения.
Мой путь во взрослую жизнь.
Практическое занятие:
Как уберечься от грабежа или мошенничества.
От предосторожности к безопасной жизнедеятельности.
Проект:
«Мое прошлое. Настоящее. Будущее».
Упражнения:
«Передай приветствие».
«Для тебя».
«Остров».
«Наоборот».
«Комплименты».
«Составь предложение».
«Препятствие».
Рисование:
Мое место в большом мире.
Мы вместе!
Наш дом – целый мир!
Круглый стол:
Что такое ответственность.
Права и обязанности.
Ответственность перед законом и обществом за насилие.
Трудовые права молодежи.
Мужественность.  Сила и жестокость.
Беседа  — рассуждение:
Когда я слышу нашу повседневную речь…
Молодежное движение в современном обществе.
Современная молодежная субкультура.
Сленг: дань моде? Культура? Стиль самовыражения?
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Правила, обязательные для всех.
Анкетирование:
Мои отношения с людьми.
Дискуссия:
Виртуальный портрет современного молодого человека.
Мат – не наш формат.
Итоговое занятие  
4 раздел – семейное воспитание
 Содержание
Цель:  формировать у детей представления о семье и ее функциях; 
Задачи: роль и место родителей в нравственном развитии детей;
Дать теоретические знания и практические навыки о взаимоотношениях в семье;
Воспитание у школьника навыков самостоятельного учебного  и домашнего труда;
Роль родителей  в формировании трудовых навыков, добросовестного отношения к социально-значимой и общественно-полезной деятельности.
Беседы:
Отношение к деньгам.
Отец в семье.
Колыбельная матери.
О бабушке рассказ.
 Родители – домашние учителя.
Практические:
Мамины вечера.
Разговор за семейным столом.
Зачем человеку мама.
Беседа – диалог:
Дерево жизни, или Моя Семь Я.
Рассматривание  картин:
О матери, отце, семье
Работа с пословицами:
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Муж голова, жена душа»
«Красна птица пером, а человек – умом».
«Ученье – свет, а не ученье – тьма».
Чтение и обсуждение литературных произведений:
«Вот какая мама» Е.А.Благининой.
«Мать и дети» А.Н.Майкова.
Сказка «Кукушка» .«Мой дедушка» Р.Гамзатов.
Рисование:
Моя семья.
Портретная галерея.
Проект:
Семейные традиции.
День матери.
Устный журнал:
Я познаю мир
Интеллектуальные игры в семье:
Разгадывание загадок, ребусов, головоломок, шарад.
Итоговое занятие:    
5 раздел – нравственно – эстетическое воспитание
 Содержание
Цель: углубление моральных знаний школьников
.Задачи: формирование положительной нравственной оценки семейных ценностей;
Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
Способствовать моральному развитию подростков;
Побуждать к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Полоролевая игра:
Леди и джентльмены.
Работа с пословицами:
Ученье и труд все перетрут.
Что посеешь, то я и пожнешь.
Без ума человеку сума.
Без памяти разум туп.
Ахи да охи не дадут подмоги.
В каком народе живешь, того обычая и держись.
Обсуждение:
Правила поведения.
Признание отличий.
Я – индивидуальность или я – один из многих?
Неформалы – путь к себе или от себя?
Вести разговор – это талант.
Беседа:
Профессиональная ориентация и твое самообразование.
Мой профессиональный интерес.
Как я творю обстоятельства моей жизни.
Твои обязанности и ответственность за их исполнение.
Хочу, могу и надо в твоей жизни.
Акция:
Наш общий школьный дом и двор.
Субботник.
Зеленый десант.
Беседа — размышление:
«Я»  в обществе.
Как расширить круг знакомых.
Воспитание достоинства.
Идеализм и цинизм подростков.
Мы – разные.
Этика поведения детей и взрослых.
Кем бы нам в дальнейшем стать?
Практикум:
Соблюдение этикета – долг людей на всей планете!
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Проект:
Я – гражданин России.
Гордость нашей Родины.
Беседа с элементами практикума:
Позднее возвращение домой.
Мое слово – закон.
Экскурсии на предприятия города, природу.
Трудовые десанты
.Итоговое занятие: 
6 раздел – трудовое воспитание 
Содержание
Цель: совершенствование трудовых навыков и ответственного отношения к труду, профессиональной ориентации и подготовка к самостоятельной жизни
 Задачи: формировать положительное отношение к осознанному, профессиональномувыбору;
Закрепление трудовых навыков.
Беседы:
Домашний труд – распределение обязанностей.
Эстетика быта. Создание уюта в семье.
Склонности и интересы в выборе профессии.
Воспитание трудолюбия.
Использование различных видов труда в семейном воспитании.
Труд на радость себе и людям.
Домострой.
Практические:
Гигиена жилого помещения.
Дом, в котором ты живешь.
Ремонт.
Порядок в доме – лицо хозяев.
Помощь по дому.
Каждой вещи свое место.
Вещи и все о них (вторая жизнь вещей).
Домашняя экономика (экономия воды, электроэнергии).
Уют своими руками.
Расчет доходов и расходов семьи.
Беседа – рассуждение:
Безделье и его последствия.
Мужчина в доме.
Мини-сочинения:
«Что такое разумные потребности?»
Дискуссия:
Доходы: тратить или копить?
Практикум:
Создание презентации о домашней экономии.
Экскурсия  в  ЖКХ,  энергосбыт.
 
 
 
 
 
Ожидаемый результат.
Личностное развитие
Повышение учебной мотивации для продолжения учебы, получения хорошего образования и достойной работы, карьерного роста.
Создание у воспитанников адекватной оценки себя как личности.
Сформирована потребность в самоизменении и личном росте.
Сформированы умения принимать самого себя и других людей.
Способность осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков.
Способность строить жизненные планы.
Здоровый образ жизни
Развитие стойкого негативного отношения к употреблению ПАВ.
Способность вести  здоровый образ жизни.
Приобретение знаний о пагубном влиянии вредных привычек.
Информированность о путях преодоления зависимостей.
Основы социализации и общения
Усвоение норм и ценностей общества, адекватное осознание своих и чужих достоинств и недостатков.
Формирование адекватного устойчивого   эмоционального реагирования ребенка на внешние факторы.
Приобретение дружеских контактов с одноклассниками и доверительных отношений с педагогами.
Успешное и эмоционально устойчивое прохождение адаптации воспитанников в новых учебных заведениях и рабочих коллективах.
Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, гражданского мировоззрения, преодоление иждивенческих, потребительских качеств воспитанников.
Становление навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.
Семейное воспитание
Формирование у воспитанников позитивного образа семьи и правильное определение своего места в ней.
Воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умение  правильно строить внутрисемейные отношения.
Формирование умения самостоятельно решать свои проблемы, ответственного отношения к делу.
Наличие у выпускников жизненных планов и представлений о способах их реализации.
Наличие практических умений и навыков, умение качественно и продуктивно выполнять бытовую (домашнюю) работу.
Овладение навыками самообслуживания по уходу за собой, своим жилищем.
Нравственно – эстетическое воспитание:
Понимание  другого человека с его точки зрения.
Проявление способности  эмпатически разделять тяготы и радости другого. Понимание  другого человека без расчета на взаимность с его стороны.
Быть великодушным к другому человеку.
Быть верным другом на протяжении всей своей жизни.
Имеет опрятный внешний вид, ответственно относится к своей учебе, общественным поручениям.
Проявляет любознательность,  эрудированность, организованность, собранность, широкий кругозор.
Проявляет доброжелательность, приветливое отношение без хамства и грубости.
Уважительно относится к родным и близким людям.
Уважительно относится к своему народу, традициям и обычаям, культуре своего народа.
Умеет доказывать и отстаивать свое мнение, борется с несправедливостью. Умеет контролировать свои слова и поступки.
Проявляет толерантное отношение к людям. Считается с  их поступками и  желаниями. Способен к проявлению солидарности.
Трудолюбив, с желанием оказывает помощь тем, кто в ней нуждается.
Активно участвует в социально-значимых проектах. Умеет проявлять взаимопомощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях.
С уважением относится к труду людей  разных профессий.
Осознает свои права и обязанности как гражданина и человека. Законопослушен.
Требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
Исполнителен, ответственен, трудолюбив, целеустремлен.
Проявляет культуру общения с природой.

Список литературы.
Т.В. Плахова «Сентябрь – фаза запуска учебного года», 2010 г.
А.А. Егорова «Годовой круг в школьной библиотеке», 2011 г.
Т.А. Фалькович, Н.В.Высоцкая «Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризистных  в ситуациях»
Е.Л. Болотова «Права ребенка в школе», 2011 г.
В.В. Груздев «Детство без  пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях», 2010 г.
Л.А. Зотова, С.Н. Каменская «Программа развития интеллектуальных способностей учащихся», 2009 г.
Н.А. Алымова, Е.И. Надточий «Школьное самоуправление», 2012 г.
М.К. Господникова «Проектная деятельность учащихся», 2011 г.
Л.В. Кузнецова «Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей», 2012г.
И.Ю. Фоминичева «Социальный педагог в школе», 2007 г.
А.Н. Свиридов «Модели взаимодействия с детьми группы риска», 2010 г.
О.В. Павлова «Родительские собрания, 7 класс. Тренинги, консультации, игровые практикумы, творческие лаборатории», 2011 г.
Н.Н. Дробинина «Классные часы, 4 класс», 2010 г.
Т.В. Черникова, Г.А. Сукачева «Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы занятий, методические рекомендации»
К.В. Зелинский, Т.В. Черникова «Нравственное воспитание школьников. Теория, диагностика, эксперимент»
Е.П. Картушина, Т.В.Романенко «Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
Н.С. Голицына «Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ»
Т.В. Громова «Страна эмоций»
Т.В.Черникова, Г.А.Сукачева «Старшеклассник без стрессов и тревог» (программа занятий, методические рекомендации)
И.М. Бушнева, И.М. Якунина «Педагогические советы»
Ю.В.Львовский «Там, где нет неправильных ответов» (развитие мышления и творческого воображения детей 6-16 лет)
О.М.Никулина. Л.Н. Смотрова «Социальная педагогика»
В.С. Басюк, Е.А. Мухарский «Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях»
Т.Р. Цымбалюк «Творческий опыт работы с книгой»
Н.Н. Дробинина «Классные часы 4 кл.»
Л.И. Гайдина. А.В.Кочергина «Группа продленного дня»
А.В. Давыдова «Классные часы. 5 класс», 2011 г.
А.В. Давыдова «Классные часы. 6 класс», 2012 г.
А.В. Давыдова «Классные часы. 7 класс», 2012 г.
А.В. Давыдова «Классные часы. 8 класс», 2012 г.
Н.Ф. Ромашина «Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию» 5-10 класс, 2008 г.
К.В. Зелинский, Т.В. Черникова «Нравственное воспитание школьников», 2010 г.
Т.В. Черникова «Классные часы по профориентации школьников», 2011 г.
Л.Б. Малыхина, Н.Ю. Конасова «Досуговые программы для детей и подростков», 2012 г.
М.В. Емельянова «Экология» ср. гр., 2009 г.
Л.Н. Урбанович «Нравственные основы семьи и брака» (система работы со старшеклассниками), 2009 г.
И.А. Устюгова, И.Г. Сухогузова «Работа с подростком девиатного поведения», 2012 г.
Г.И. Нетреба «Игры современных тинейджеров», 2012 г
  Сукачева Г.А., Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревог, 2007 г.
Литвинова А.А. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов, 2004 г.,
Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. ,2008 г.
Ещеркина О.А. Личностное становление подростка, 2004 г.
Женило М.Ю. Тематические классные часы «Здравствуй, взрослая жизнь»,  2008 г.
Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы, «Планета», 2010 г.
Бунина О.Ф., Нечипорук З.С., Сайко С.К. Домоводство. Учебник для 5-7 классов восьмилетней школы, 1963 г.
Сидорова Л.К. Выпускнику образовательного учреждения, 1996 г.
Захарова Н.Е. Имею право. Справочное пособие, 2006 г.
Правовой путеводитель подростка.,2000 г.
Байбородова Л.В., Жедунова Л.Г. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. 1997 г.
Семья Г.В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.2001 г.