Программа кружка лоскутного шитья Мастерицы

Рабочая программа
кружка лоскутного шитья
«МАСТЕРИЦЫ»




















Пояснительная записка
Лоскутная техника – выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям.
На протяжении веков менялись материалы и способы изготовления лоскутных изделий, создавались новые орнаменты, композиции. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники Patchwork.
На Руси широкое распространение занятия лоскутной техники получило во второй половине XIX века, когда в нашей стране наладилось производство разнообразнейших тканей. Кусочки ткани оставшиеся при раскрое экономные хозяйки сохраняли, а затем пускали в дело. Так стали появляться в дизайне и оформления интерьера жилья, а так же изделия, которое широко использовались в хозяйстве – мозаичные фрески, одеяла, гобелены, наволочки, сумки, одежда, куклы. Для отделки используются так же ленты, кружева, шнуры.
Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). Лоскутная техника проста и доступна каждой женщине, так как для исполнения изделий в стиле лоскутной техники не нужны какие-то особенные инструменты, материалы, навыки и умения.

Программа кружка лоскутного шитья «Мастерица» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа кружка лоскутного шитья «Мастерицы» является программой внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности с учащимися осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея программы кружка лоскутного шитья «Мастерицы»
Программа кружка рассчитана на учащихся среднего возраста с 8 до 14 лет. Этап занятия рассчитан на одно занятие по два часа в неделю с общим объёмом 68 часов в год. Составлена на основе программы кружка лоскутного шитья «Мастерица», разработанной учителем технологии Н.Г.Шадрухиной Подосинковской средней общеобразовательной школы.
На первом занятии школьники знакомятся с лоскутной техникой «пэчворк», с материалами и инструментами для изготовления поделок, изготавливают небольшие по объёму изделия для кухонного интерьера. На втором этапе знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные оригинальные изделия в лоскутной технике.
С первого занятия с кружковцами проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.
Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в работе с кружковцами становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.
На практических занятиях кружковцы обучаются технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.

Цели и задачи программы

Цели: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с тканью, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса;
развивать творческие способности школьника посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.

Задачи:
осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у детей, развивать эмоциональный отклик на красоту;
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
формировать навыки работы с тканью;
формировать чувство самоконтроля;
развивать творческое воображение, художественный вкус;
помочь детям осознать нравственные нормы и правила, формировать готовность работать на общую пользу;
развивать активную деятельность.
Направления программы

1 направление «Лоскуток за лоскутком»
На первом этапе кружковцы узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Дети под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматка, мозаика из полос, звезда, спираль, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется не только знание технологии выполнения шиться, но и усидчивость. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.
2 направление «Фантазии из лоскутков»
По мере усвоения кружковцами приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у детей развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа кружковцы должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы дети освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
3 направление «Дизайн интерьера»
На данном этапе кружковцы осваивают составление эскизов, обучаются находить дизайнерские решения. Деятельность детей приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить детям себя мастерами и творцами.

Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности кружковцев, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Педагогические технологии
Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.
В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:
1-й этап – организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.
2-й этап – проверочный.
Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция.
Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
3-й этап – подготовительный.
Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.
Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.
4-й этап – основной.
Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д.
5-й этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.
6-й этап – итоговый.
Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.
Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.
Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Материально-техническое обеспечение
Наглядные средства обучения: фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки в технике «пэчворк».
Материалы и инструменты: ткань (лоскутки), ручные иглы, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, фланелеграф, раскройные линейки, утюг, гладильная доска, мат (подложка), роликовый нож, английские и портновские булавки, сантиметровая лента.
Помещение: классная комната

Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Количество часов



теория
практика

I
«Лоскуток за лоскутком»
8
19

1
Введение. Инструменты, материалы, приспособления
1
1

2
Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ
1
1

3
Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.
1
4

4
Шитье из полос
1
3

5
Шитье из квадратов
1
3

6
Шитье из прямоугольных треугольников
1
3

7
Стежка изделия.
1
2

8
Окантовка изделия.
1
2

II
«Фантазии из лоскутков»
3
15

9
Шестиугольная экспресс-прихватка
1
5

10
Грелка на чайник
1
5

11
Летняя сумка (технология - шахматка)
1
5

III
«Дизайн интерьера»
3
20

12
Диванная подушка
1
8

13
Одеяло из квадратиков
1
12

14
Выставка изделий
1





Содержание программы
Тема 1. Ведение. Инструменты, материалы, приспособления
Теоретические сведения. История лоскутной техники. Ткани, основные и отделочные материалы. Инструменты и приспособления.
Практическая работа. Изготовление шаблонов.
Тема 2. Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ
Теоретические сведения. Подготовительные работы. Принципы составления схемы. Виды сборки: шитье из полос, шитье из квадратов, шитье из прямоугольных треугольников. Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ.
Практическая работа. Составление схемы: а) по принципу «от большей площади»; б) посредством разбивки сюжета на отдельные фрагменты
Тема 3. Ручные и машинные швы
Теоретические сведения. Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.
Практическая работа. Выполнение ручного соединения лоскутов.
Тема 4. Шитье из полос
Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схемам «Елочка», «Колодец», «Пашня». Цветовое решение композиции.
Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схемам «Елочка», «Колодец», «Пашня».
Тема 5. Шитье из квадратов
Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схеме «Шахматка». Цветовое решение композиции.
Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схеме «Шахматка».
Тема 6. Шитье из прямоугольных треугольников
Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схемам «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате». Цветовое решение композиции.
Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схемам «Мельница», «Звезда».
Тема 7. Стежка изделия.
Теоретические сведения. Соединение трех слоев «сэндвича». Скрепление всех слоев сметкой. Особенность выполнения килтинга (стежки). Шаблоны для стежки.
Практическая работа. Соединение деталей. Ручная стежка.
Тема 8. Окантовка изделия.
Теоретические сведения. Способы окантовки изделия. Техника выполнения
окантовки.
Практическая работа: Техника выполнения окантовки.
Тема 9. Шестиугольная экспресс-прихватка
Теоретические сведения. Составление эскиза, варианты композиций
Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити. Беседа о роли изделий декоративно-прикладного искусства в интерьере
Практическая работа: Смётывание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия. Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка.
Тема 10. Грелка на чайник
Теоретические сведения: Порядок и варианты выполнения элементов грелки. Просмотр фотографий, составление эскизов, изготовление шаблонов. Беседа «Элементы цветоведения: родственные и контрастные цвета.
Практическая работа: Раскрой элементов, смётывание деталей кроя с утеплителем. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Окончательная обработка грелки, влажно-тепловая обработка

Тема 11. Летняя сумка (технология - шахматка)
Теоретические сведения: Сумка с лоскутным орнаментом. Порядок и варианты выполнения сумки. Составление эскизов. Выполнение чертежа основы. Моделирование. Подбор тканей.
Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Отделочные работы. Влажно-тепловая обработка
Тема 12. Диванная подушка.
Теоретические сведения: Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью
Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.
Тема 13. Одеяло из квадратиков
Теоретические сведения: Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью.
Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.
Тема 14. Выставка изделий.

Прогнозируемые результаты

После изучения программы школьники должны уметь:
выполнять различные виды лоскутных сборок вручную;
выполнять различные виды стежек вручную;
проводить сборку и окончательную обработку лоскутного изделия.

Учащиеся должны знать:
основные этапы становления рукоделия;
типы лоскутного шитья, особенности их сборки;
способы построения композиции лоскутного изделия;
различные виды стежек и особенности их исполнения вручную.

Литература
Т.А.Мазурик Лоскутное шитьё Из-во Санкт-Петербург «Паритет» 2006 – 224с.,цв.ил.
Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г.
Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г.
Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 9-10, 2008 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дублиран
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] лоскутное шитьё




Календарно-тематическое планирование


Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
Дата

«Лоскуток за лоскутком» 27 ч.

1
Введение. Инструменты, материалы, приспособления.
2
1
1




2
Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ.
2
1
1




3
Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.
5
1
4




4
Шитье из полос
4
1
3




5
Шитье из квадратов
4
1
3




6
Шитье из прямоугольных треугольников
4
1
3




7
Стежка изделия
3
1
2




8
Окантовка изделия
3
1
2




«Фантазии из лоскутков» 18 ч.

9
Шестиугольная экспресс-прихватка
6
1
5




10
Грелка на чайник
6
1
5




11
Летняя сумка (технология «шахматка»)
6
1
5




«Дизайн интерьера» 23 ч.

12
Диванная подушка
9
1
8




13
Одеяло из квадратиков
13
1
12




14
Выставка изделий
1
-
1

















































13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 515