Программа кружка по декоративно- прикладному искусству Мастерицы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
ДОД «Дом детского творчества»
р.п. Екатериновка, Саратовская область
Программа
кружка по декоративно – прикладному искусству «Мастерицы»
Составитель:
Михайлова Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования.
Пояснительная записка.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа кружковой деятельности школьников “Мастерицы” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Учебный план кружка построен на основе типовой программы кружка швейного дела (под редакцией М.Б.Коваля), рекомендованной Управлением внеклассных и внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР, 1988г. C целью усовершенствования элементарных творческих навыков учащихся при моделировании изготовлении одежды взяты темы «История художественного оформления одежды», «Художественное проектирование одежды» из учебника Ермиловой В.В. «Моделирование и художественное оформление одежды»: Учебное пособие для учреждений среднего профессионaльного обрaзования. Москва; Издательский центр «Академия»; Высшaя школа 2001 год.
Внеклассные занятия по данной программе тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые изделия, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности школьников “Мастерицы” являются:
Закон РФ “Об образовании”;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего и общего образования;
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей;
преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.
Цель программы:
Формирование навыков искусства вышивки и шитья.
Задачи:
Познакомить с технологиями современной вышивки и швейных технологий.
Развивать познавательно-трудовую активность.
Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свою выполняемую работу.
Формировать умения и навыки, позволяющие воспитанникам самостоятельно изготавливать швейные и вышитые изделия.
Формировать творческую личность, развивать эстетическое чувство и инициативу воспитанников.
Формировать аккуратность и бережное отношение к вещам.
Совершенствовать координацию движения, гибкость пальцев, развивать мелкую моторику рук .В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственно, трудового и эстетического воспитания;
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
формирование умений учащихся по данному виду обучения;
применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Возраст детей, реализация программы.
Программа “Мастерицы” рассчитана на детей среднего школьного возраста с 5 по 8 класс на 1 год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: вышивке, конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Для кружковой работы были выбраны учащиеся средних классов и это не случайно. Известно, что трудовое действие ребенок активно усваивает в возрасте с 10 до 14 лет, и от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь. До 30 лет в человеке подсознательно срабатывает механизм запечатленного в младенчестве и усвоенного в отрочестве. Задумывая реализацию данной программы, хотелось бы со школьного возраста заложить в детях предпринимательскую жилку, привить желание трудиться с удовольствием, принося доход себе и пользу обществу.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с нитками и тканью) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для средних школьников объектов труда.
Формы обучения
Программа реализуется в МКОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Екатериновка.
Форма реализации – практические занятия.
Периодичность:
1 группа - 5-6 классы – 1 час 45 мин один раз в неделю;
2 группа - 7-8 классы – 1 час 45 мин один раз в неделю;
Учащиеся были разбиты на 2 группы не случайно.
1 группа – 5 и 6 классы только начинают работу в изучении и освоении данной программы и им необходимо уделять максимум внимания и помощи в реализации задуманного.
2 группа – 7-8 классы уже имеют опыт в изготовлении изделий и им необходимо усложнять задания. Но тема изучения остается та же, что и у более младших школьников.
Таким образом, программа для 2 групп остается практически не изменой, изменяется только степень сложности.
Для удобства воплощения данной программы были разработаны календарно-тематические планы для каждой группы.
Методы обучения
Лекции
Беседы
Практические занятия
Демонстрация образцов узлов и изделий.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность кружковцев на практических занятиях:
1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором два-три кружковца выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем кружковцам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы кружковцев принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.
Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У детей формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).
Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.
Ожидаемые результаты.
Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности “Мастерицы” будут трех уровней.
Первый уровень результатов:
– знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
– личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.
Второй уровень результатов:
– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
– личностное развитие – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.
Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.
Третий уровень результатов:
– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
– умения – самостоятельное моделирование и изготовление изделий ; составление алгоритма деятельности;
– личностное развитие – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.
Прогнозируемые результаты для всех групп учащихся:
По окончании курса обучения воспитанники должны знать:
- историю возникновения швейного дела и художественной вышивки ;- инструменты и материалы для ручных и машинных работ;
- технологию вышивки и ручных работ;
- охрану труда, санитарно-гигиенические требования.
Должны уметь:
- составлять план последовательности выполнения работы;
- выполнять и использовать в изготовлении швейных изделий и вышивке простейшие швы;
- оформлять образец и изделие.
Должны владеть:
- навыками работы с инструментами;
- навыками подбора ниток, игл и ткани;
- навыком выполнения ручных, машинных и вышивальных швов.
Формы и виды контроля.
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ Виды контроля Цель организации контроля Формы организации контроля
1. Предварительное выявление уровня знаний и умений. Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать Индивидуальный устный контроль
2. Текущий контроль Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Устный фронтальный контроль
3. Тематический контроль Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся Комбинированный контроль
4. Итоговый контроль Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся Индивидуальный контроль
В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок успешного её освоения:
Почти каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.
При оценке готовых изделий необходимо обращать внимание на:
- оригинальность;
- степень проявления мастерства, технологически верное исполнение, аккуратность, чистота исполнения;
Содержание курса.
1. Вводное занятие. (1 занятие ) Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
2. Ручные стежки и строчки.(4 занятия)
Выполнение ручных стежков. Пришивание пуговиц. Просмотр готовых образцов, знакомство с техникой их выполнения. Изготовление игольниц. Изготовление прихваток . Изготовление косметички. Демонстрация готовых изделий и проверка качества
3. Материаловедение(1 занятие)
Свойства тканей. Уход за различными видами тканей. Правила подборки ткани и ниток при изготовлении изделия.
4. Основные приемы вышивания.(8 занятий)
Технология выполнения свободных швов: шов “вперед иголку”, шов “строчка”, шов “за иголку”, “стебельчатый” шов, “тамбурный шов” и его варианты. Технология выполнения счетных швов: шов “роспись”, шов “козлик”, шов “косичка”, счетная гладь, зигзаг (словацкий шов), гобеленовый шов, крест с горизонтальными стежками на изнанке, крест с вертикальными стежками на изнанке. крест простой – редкий..Вышивка тесьмой в современном мире моды. Вышивка атласными лентами. Другие виды вышивок, их использование. Полезные советы. Расход материала. Оформление края изделия.
5. Конструирование и моделирование.(4 занятия)
Выполнение эскиза изделия. Чтение конструкции чертежа. Снятие мерок. Расчет конструкции. Прибавки на свободу облегания. Последовательность построения основы чертежа. Простые и сложные модели. Особенности моделирования. Моделирование путем изменения силуэта и формы. Выбор ткани и отделки изделия. Подготовка выкройки к раскрою. Определение расхода ткани.
6. Технология изготовления швейных изделий.(15 занятий)
Пользование вспомогательными приспособлениями. Знакомство с бытовыми швейными машинами. Их устройство, заправка, чистка, смазка и регулировка. Выполнение машинных швов и влажно-тепловая обработка. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой изделия. Сметывание и первая примерка изделия. Исправление дефектов. Правила выполнения технологических операций. Выполнение отдельных узлов и застежек. Составление и чтение тех карты. Изготовление изделия. Технологическая обработка изделия. Окончательная отделка изделия. Подведение итогов
7. Итоговые занятия(2)
Подготовка изделий к выставке. Выставка изделий.
Календарно-тематическое планирование.
1 группа.
№ п/пТема занятия Кол-во занятий Дата
1. Вводное занятие. 1 2. Ручные стежки и строчки 1 3. Пришивание пуговиц. 1 4. Изготовление игольниц. 1 5. Демонстрация готовых изделий и проверка качества 1 6. Материаловедение. Свойства тканей. 1 7. Основные приемы вышивания 1 8. Технология выполнения свободных швов 1 9. Выполнение свободных швов: “стебельчатый” шов, “тамбурный шов” и его варианты. 1 10. Технология выполнения счетных швов 1 11. Выполнение шва “роспись”, шва “козлик” 1 12. Выполнение шва “косичка”, счетная гладь 1 13. Полезные советы. 1 14. Оформление края изделия. 1 15. Конструирование и моделирование 1 16. Выполнение эскиза изделия. 1 17. Последовательность построения основы чертежа. 1 18. Выбор ткани и отделки изделия. 1 19. Технология изготовления швейных изделий. 1 20. Пользование вспомогательными приспособлениями. 1 21. Знакомство с бытовыми швейными машинами. 1 22. Выполнение машинных швов 1 23. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой изделия. 1 24. Сметывание изделия. 1 25. Исправление дефектов. 1 26. Правила выполнения технологических операций. 1 27. Правила выполнения технологических операций. 1 28. Изготовление изделия. 1 29. Изготовление изделия. 1 30. Изготовление изделия. 1 31. Технологическая обработка изделия. 1 32. Технологическая обработка изделия. 1 33. Окончательная отделка изделия 1 34. Подготовка изделий к выставке. 1 35. Выставка изделий.
1 Календарно-тематическое планирование.
2 группа.
№ п/пТема занятия Кол-во занятий Дата
1. Вводное занятие. 1 2. Ручные стежки и строчки 1 3. Изготовление прихваток 1 4. Изготовление прихваток 1 5. Демонстрация готовых изделий и проверка качества 1 6. Материаловедение. Уход за различными видами тканей 1 7. Основные приемы вышивания 1 8. Технология выполнения свободных швов 1 9. Технология выполнения счетных швов 1 10. Крест с горизонтальными стежками на изнанке, 1 11. Крест с вертикальными стежками на изнанке. крест простой – редкий. 1 12. Другие виды вышивок, их использование. 1 13. Полезные советы. 1 14. Оформление края изделия. 1 15. Конструирование и моделирование 1 16. Снятие мерок. Расчет конструкции. 1 17. Последовательность построения основы чертежа. 1 18. Особенности моделирования. 1 19. Технология изготовления швейных изделий. 1 20. Пользование вспомогательными приспособлениями. 1 21. Чистка, смазка и регулировка бытовой швейной машины 1 22. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой изделия. 1 23. Сметывание и первая примерка изделия. 1 24. Исправление дефектов. 1 25. Чтение тех карты. 1 26. Правила выполнения технологических операций. 1 27. Правила выполнения технологических операций. 1 28. Изготовление изделия. 1 29. Изготовление изделия. 1 30. Изготовление изделия. 1 31. Технологическая обработка изделия. 1 32. Технологическая обработка изделия. 1 33. Окончательная отделка изделия 1 34. Подготовка изделий к выставке. 1 35. Выставка изделий. 1 Литература.
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
2. Хворостов А.С «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М: 1981г.
3. Геронимус Т. Я все умею делать сам. Москва «АСТ_Пресс», 1999.
4. Конышева Н.М. Секреты мастерства. Москва, АО «Московские учеб
5. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. М.,1997.
6. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.,1999.
7. Симоненко В.Д. Технология 5-11классы Вентана-Граф., 2000-2005.
8. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2003.
9. Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2000.
10. Миронова Т.В. , Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
11. Художественные промыслы. Справочник. М., 1973.
12. Труханова А.Т. «Справочник молодого швейника». Москва «Высшая Школа» 1985г.
13. Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани». Москва « Просвещение» 1998г.
14. Воробьева Л.И. «Обслуживающий труд». Минск «Народная» 1970г.
15. Рачинская Е.И, Сидоренко В.И. «Моделирование и художественное оформление одежды». Ростов – на – Дону «Феникс» 2002г.
16. http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.
17. http://tehnologiya.ucoz.ru/
18. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.