Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности, формирование УУД обучающихся.
МБОУ СШ №4
Выступление на ШМО
Учитель начальных классов
Мартынова Е. З.
Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности, формирование УУД обучающихся.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, познавательный, регулятивный, коммуникативный.
Главная цель педагогической деятельности – это формирование личности, желающей и умеющей учиться.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.
Первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.
Профессиональная компетентность педагога формируется через мотивационную , содержательную и технологическую готовность учителя , связанную со стимулированием внутренних «сил саморазвития» : самообразования, самовоспитания, рефлексии..
Я убеждена , что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника . Познавательный интерес - важнейшее качество личности , которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. . Становление личности школьника прежде всего происходит на уроке . Стараюсь повышать интерес к учению на каждом этапе урока через групповую , индивидуальную работу ; дифференцированный подход , игровую деятельность, самостоятельную работу, создание ситуации успеха, смену умственной и практическойдеятельности, использование здоровьесберегающих технологий, ИКТ.
Я стараюсь овладеть основами необходимых знаний и умений по практическому использованию интернет - ресурсов , находить нужный методический материал, редактировать его и применять в учебном процессе. Мною создан персональный учительский сайт , где обмениваюсь методическими материалами с коллегами других школ. Мои дети принимали участие в дистанционных олимпиадах по окружающему миру, математике , русскому языку . (февраль)
Второе условие для успешного формирования УУД – включение учащихся в активную учебную деятельность.
Как же я это делаю?
- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;
- создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
- предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
У меня идёт неустанный творческий поиск, я моделирую урок, учитывая все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Использование элементов технологии адаптивного обучения позволяет мне варьировать обучение, осваивать новые структуры урока, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
.
Также эффективный метод формирования УУД - групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. — привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить,
доказывать — т.е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке»
Третье условие для успешного формирования УУД – диагностика.
В 1 -2 классах предусмотрено безотметочное обучение, то для меня значимыми показателями успеваемости на этот период обучения являются техника чтения, написание проверочных и контрольных работ . Основными критериями успешности выбрала: сформированность /не сформированность.
При активном сотрудничестве с родителями создаются и пополняются портфолио учащихся, где отслеживаются достижения их учебной и творческой деятельности. Выполняются проекты по актуальным темам школьной жизни, например «Мой родной город» , «Моя семья» , «Братья наши меньшие» , «В мире цифр» , «Городок гласных и согласных букв», «Занимательная орфография» и т. д.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- "найди отличия" (можно задать их количество);
- "на что похоже?";
- поиск лишнего;
- "лабиринты";
- упорядочивание;
- "цепочки";
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- "преднамеренные ошибки";
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- "ищу ошибки"
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- "отгадай, о ком говорим";
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
Как же я формирую УУД на основных предметах?
В начальной школе предмет математики является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символических, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.
Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.
Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.
НА уроках русского языка работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий
- замещения (например, звука буквой),
- моделирования (например, состава слова путем составления схемы)
- преобразования модели (видоизменения слова).
Уроки литературного чтения
обеспечивают... формирование следующих универсальных учебных действий:
- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
- умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
НА формирование творческих способностей и личностных качеств, интеллектуальных возможностей школьников,
приобретения ими социального опыта оказывают влияние занятия по внеурочной деятельности учащихся: «Уроки доктора здоровья», «Азбука этикета», «Основы православной культуры», где применяются технологии игровых методов, проблемного и исследовательского обучения.
Много лет я работаю над методической темой « Развитие речи младших школьников» в рамках интегрированного курса «Основы православной культуры + русский язык». Учащиеся с удовольствием слушают рассказы, учат наизусть стихотворения духовно-нравственной тематики . В практике работы мною накоплен разнообразный методический и дидактический материал : книги, брошюры , тесты , иллюстрации. . Используются разные формы и виды деятельности: чтение , беседа, пересказ , игры , инсценировки , конкурсы , тесты, посещение храма , экскурсии. Дети на занятиях свои мысли , рассуждают о добрых и злых делах , стараются подражать хорошим поступкам.
Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности , я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность, способствуют духовно - нравственному развитию. Дети моего класса активно участвуют во всех классных и школьных мероприятиях , например «До свидания первый класс», « Cударыня -Масленица», «Возлюби ближнего своего», «Весёлые старты».
Проанализировав результаты за 2 года, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам.