Личный опыт работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.


Личный опыт работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основой её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимообучения - работе в парах.
Приступая к организации общения ребят в парах, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:
ориентация в пространстве;
умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит;
работа в постоянном шуме;
поиск нужной информации.
Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках в начальной школе довольно много. При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
В работе на уроках русского языка по ОС «Школа 2100» уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:
разбор слов по составу:
выделение группы слов с одинаковыми частями слова;
объяснение лексического значения слов.
С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, работу с пословицами и фразеологизмами, словарную работу.
Коммуникативное развитие по ОС «Школа -2100» обеспечивается и за счет усиления объяснительного (для обучающихся) аспекта при описании системы языка. Поэтому материал в учебнике подается по-особенному. Все задания адресованы непосредственно ученику. Авторы обращаются к каждому из них: советуют, подсказывают, напоминают, предлагают. Происходит заочное общение учеников с авторами. Тема урока формулируется в виде вопроса. Дети выдвигают множество мнений. А чем больше мнений, тем лучше у общающихся развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее идет работа, стараюсь строить уроки, учитывая способности учащихся делать выводы самостоятельно и сопоставлять их с выводами авторов учебников.
Коммуникативное развитие на уроках литературного чтения по ОС «Школа 2100» идет по разным линиям. Первая линия: количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и вторая линия: качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи).
Для   развития   коммуникативной   компетентности, и использую   на   уроках следующие задания:
«Рассказ от первого лица». ( так, например, при изучении отрывка из произведения Аллана Милна «Винни-Пух» ребята пересказывали этот отрывок от лица Винни-Пуха, Пятачка, Кристофера Роббина, тоже самое при знакомстве с «Приключениями Буратино; повествование от имени предмета: «История из жизни шкатулки», при изучении произведения К.Паустовского «Жильцы старого дома») «Комплимент» (сказать комплимент сказочному литературному герою (похвалить). «Сказка   в  заданном   ключе»  (сочинить   новую  сказку,   введение  в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова»).
«Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).
Рассказ о сказочном герое по плану.
Упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (разговор двух героев произведения).
На внеклассные занятия ребята рассказывают о прочитанных книгах, участвуют в викторине. В классном уголке размещаются написанные учащимися сочинения.
Особое внимание на уроках русского языка и литературного чтения отводится обогащению словарного запаса учащихся.
Обогащение словарного запаса учащихся и активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и литературного чтения. Работа со словом сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом.
Суть словарной работы состоит в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.
В школьной практике мною используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями:
1) выяснение значения путем показа картинки или макета;
2) уточнение значения по толковому словарю;
3) подбор синонимов и антонимов (думать, мыслить, размышлять; правда - ложь);
4) словообразовательный анализ (бесстрашный -- страшный -- страх);
5) этимологический анализ (лукавый - от лука - «изгиб», «кривизна», лукавый - «криводушный»);
6) включение нового слова в словосочетание или предложение;
7) перевод (интернациональный - международный).
Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу.
Работа над художественным произведением
Ещё один этап развития речи - это работа над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо.
При подготовке к уроку следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой прием для объяснения значения слова будет использован. Необходимо также выделить слова, над которыми следует поработать основательно для того, чтобы они вошли в активный словарный запас.
Словарь к литературному произведению – это учебный материал, который требует внимательной и глубокой работы на уроке. Главное, чтобы это слово вошло в речь учащихся. Цель словарной работы на уроках литературного чтения – показать, что художественное слово незаменимо. Автор выбирает именно то слово, при помощи которого создает определенный художественный образ. Заменить авторское слово сложно – это означает разрушение образа. Работа над уяснением художественного смысла слов ведется в процессе вчитывания в произведение, его анализа. Большое значение имеет работа с синонимами, но при этом внимание учеников направляется на то, что слова – синонимы не заменяют друг друга.
Учитель: - Подумайте, писатель говорит: «Ручей роптал, протекая по лесу». Почему нельзя сказать другое слово – ворчал, жаловался?
Уточняем, что слово роптал более насыщенное по смыслу, чем слово жаловался. В одном этом слове передается, как тек ручей: он журчал, глухо, тихо, и его журчание лес понимал как жалобу, недовольство. Ручей сравнивается с человеком, который свою жалобу выражает в словах очень негромко, но настойчиво. Вот какой большой смысл в одном слове.
Лютый мороз – это не просто сильный, а невыносимо тяжкий, причиняющий мучение.
В процессе работы с произведением составляется тематический словарик (как рабочий материал), включающий в себя слова, без которых трудно глубоко и полно понять текст.
Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи. Учащиеся обращаются к данным словарикам, когда готовят пересказ текста, выделяют главную мысль прочитанного, дают характеристику героям.
Наиболее рациональными приемами словарной работы на уроках чтения являются:
1) замена слов синонимами, антонимами, описательным оборотом;2) включение слова в словосочетание, предложение;3) словообразовательный анализ;4) использование толкового словаря.
Словарная работа неотделима от анализа идейного содержания рассказа. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова и особенно его оттенки отчетливо выявляются в контексте. Особенность словарной работы состоит еще и в том, что учитель управляет этим процессом, делает его эффективнее, обеспечивает правильность и полноту усвоения ее детьми.
Нужно, чтобы это была продуманная система работы, направленная на всестороннее развитие детей. Ведь именно овладение языком, запасом слов и грамматических форм и есть предпосылка для развития мышления. Психолог Н. И. Жикин писал: «Речь - это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Максимальное воздействие на степень сформированности коммуникативной успешности может оказать комплекс коммуникативно-направленных заданий и упражнений, внедрённых в учебный процесс, позволяющих устранить коммуникативные трудности учащихся и способствующих осуществлению их учебного общения в условиях ситуации успеха.
Литература:
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя. М., 2011.
Гришанова, И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников. - М., 2005.