Конспект урока Подснежника глянул глазок голубой по социокультурному курсу «Истоки» 1 класс
Конспект урока по социокультурному курсу «Истоки»
Цели: развитие наблюдательности, способности примечать новое, необычное в привычных явлениях, любоваться красивым, трогательным в природе; воспитание чувства радостного ожидания весенних перемен и праздников; развитие способности передать свои впечатления и чувства в художественной форме.
Задачи:
развивать навыки работы в группе, коммуникативные навыки общения;
воспитывать чувство сопричастности к жизни окружающего мира.
Оборудование: интерактивная доска, плакаты, презентация с весенними пейзажами, картинка с изображением распустившихся подснежников, бумажные одноразовые тарелочки маленького диаметра, цветной пластилин, дощечки для лепки, салфетки.
На доске:
Плакаты по теме «Весна».
ХОД УРОКА
1. Подготовительный этап (присоединение к теме).
Здравствуйте, дорогие дети и наши уважаемые гости – родители, близкие и родные люди! Мне очень приятно вновь видеть всех вместе в нашем уютном классе. Сегодня мы продолжим путешествие по нашей истоковской дороге и посвятим его чудесному времени года – весне.
2. Беседа.
На предыдущих занятиях мы говорили с вами о том, что для человека очень важно научиться видеть добро и красоту, по-настоящему любить своих близких, свою Родину, быть милосердным и благодарным. Мы с вами говорили о том, как красиво и мудро устроено все в мире. Надо только научиться замечать эту красоту и премудрость.
Учитель. Я предлагаю вам посмотреть пейзажи (слайды с весенними пейзажами).
Ребята, а теперь посмотрите на доску. – Что на доске?
- Правильно, чистые листы бумаги. Чтобы они стали красочными, как все в нашем мире, появилось множество красок, к нам на занятие пришел необычный гость – Солнечный зайчик. Он пришел, чтобы помочь нам научиться замечать приметы наступающей весны. ( У кого в руках окажется зайчик, должен сказать какие из признаков весны вы уже заметили с наступлением первого весеннего месяца?)
Ответы детей: (день стал длиннее, начинает пригревать солнышко и таять сосульки, снег стал темным и тяжелым, и появляются первые проталинки, в воздухе запахло весной, веселее чирикают воробьи …)
Учитель. Назовите весенние звуки.
Ответы детей: (чирикают птицы, капает с крыши, хлюпает вода под ногами, журчат ручейки …)
Учитель. Давайте продолжим наш рассказ о приметах весны и нарисуем картинки дальнейших изменений в природе, и еще расскажем о тех приметах, которые можно не заметить в городе.
Учитель. Что мы видим на плакатах?
с крыши деревенского дома свешиваются тающие сосульки, дети радуются теплому солнышку, греется на окошке любопытный кот;
на проталинках пробивается травка, где-то распустились первые цветы - подснежники;
побежали ручейки и дети пускают кораблики, птицы возвращаются из теплых краев;
птицы начинают строить гнезда, дети вешают домики для них.
Учитель. Отгадайте и объясните загадку:
«Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает-
Когда это бывает?» (Весной)
Учитель. В загадке есть слова «ожил лужок». А что это значит? Как «он ожил»?
Ответы детей: прорастающая травка, появление насекомых…
Учитель: А лес тоже «ожил»? В чем это проявляется?
Ответы детей: на проталинках прорастает травка, появились первые цветы (слайды – цветы).
Учитель: первые проталины, первый весенний запах, рождающийся в воздухе, первое тепло солнечных лучей, согревающее землю, первый цветок, чей образ всегда полон тайн и загадок. Подснежник – один из самых первых вестников конца зимы.
Стойкие и, в то же время, хрупкие цветы всегда появляются раньше остальных. Из года в год каждую весну они пробиваются через снег, чтобы поскорее увидеть солнце, порадовать людей и подарить надежду на светлое и счастливое будущее.
Ученик (читает стихотворение):
Поликсена Соловьева. «Подснежник»
В саду, где березки столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу погода тиха и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему автор сравнивает подснежник с живым существом?
Ответы детей:
Учитель. Почему цветок подснежника можно сравнить с «голубым глазком», а стебелек – « с зеленой ножкой»? Почему подснежник в стихотворении «потягивается» как будто после сна и «задает вопросы»?
Ответы детей:
Учитель. Сейчас мы с вами приступаем к практической части нашего занятия и попробуем нарисовать пластилиновые картинки с белыми подснежниками на голубом фоне. А помогут нам справиться с этой работой наши родители.
От брусочка нужного цвета отщипывается немного пластилина. Выполняются из тонко раскатанных жгутиков зеленого цвета стебельки и листики. Сами цветочки – из беловато-голубоватого пластилина, раскатанного в удлиненные белые бусинки. Можно использовать не только бруски, имеющиеся в наборе, но и получать новые красивые и нежные цвета, разминая вместе понемногу пластилина синего и белого, зеленого и желтого цвета.
Хорошо рассмотрите получившуюся поделку, сравните цветы на своих картинках с подснежником из стихотворения. Подумайте, кому вы подарите свою работу.
Учитель: Зима в России холодная и долгая, и мы с нетерпением ждем, когда ласковое солнышко растопит сугробы, зазвенят, побегут веселые ручейки, появятся первые проталинки. Только часто весна не спешит в наши края, а потому принято ее звать, окликать, чтобы спешила она с добром да теплом, придумали люди много закличек-веснянок. Давайте, ребята, возьмемся за руки и позовем весну закличкой:
«Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным».
Теперь, весна непременно поспешит вступить в свои права. На этом мы заканчиваем сегодняшний наш урок. До новых встреч!