Социальный проект «С чего начинается Родина!»
Актуальность
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовно – нравственном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, начальная школа пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Цель проекта: формирование основ патриотизма у младших школьников (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной идентичности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).
Задачи проекта
Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края. Формирование ведущих интегративных качеств личности. Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Целевая группа
Учащиеся школы первой ступени (1-4 класс), родители и все участники образовательного процесса.
Механизм реализации проекта
Этапы реализации проекта построены по принципу Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного социального действия. Обозначенные выше задачи проекта решаются с помощью систематических и последовательно реализуемых этапов: опросов, тренинговых и дискуссионных форм, подкрепленных аналитическими отчетами.
Используемые методы, технологии и методики являются эффективными и прошли апробацию в ходе системной воспитательной работы в лицее, а также на окружных и городских площадках.
Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Деловые игры;
Классные часы;
Беседы, диспуты, викторины;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии;
Трудовые дела.
Технологии:
Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
Организация экскурсий в краеведческий музей и музей живой природы;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родного города, края.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы рассчитана на 4 года и ориентирована на младший школьный возраст (7 – 10 лет).
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Данная программа предполагает:
повышение у младших школьников краеведческих знаний;
устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родины и России;
уважительное и бережное отношение к памятникам архитектуры и культуры;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству;
интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда;
осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям;
самоуважение и соблюдение правил культуры;
организованность, развитие пунктуальности и требовательности к себе.
Этапы работы над проектом
Формирование проектной группы
Составление плана проведения мероприятий
Проведение входного социологического опроса в лицее по теме «Самое красивое место моей малой родины»
Представление проанализированных результатов опроса на серии классных часов в начальной школе «Наша Родина – Россия».
Проведение серии дискуссионных занятий «Методика Джеффа».
Проведение серии тренинговых занятий «Принятие групповых решений»
Проведение выходного социологического опроса
Анализ реализации социального проекта, подготовка отчета
Ожидаемые результаты
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
Опыт социальной и межкультурной коммуникации;
Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»