Все проходит, да не все забывается… (Нравственные уроки И.Бунина)


Министерство образования и науки Хабаровского края.
Краевое государственное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский –на –Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В.Орехова»
«Все проходит, да не все забывается...» (Нравственные уроки И.А.Бунина)
( Методическая разработка урока литературы).
Преподаватель: Белинская С.А.
г. Комсомольск – на – Амуре, 2016
Тема урока: «Все проходит, да не все забывается…»
Нравственные уроки И.А.Бунина (по новелле «Темные аллеи»).
Цель:
Выявить своеобразие трактовки автором темы любви;
Задачи:
- Познакомиться с содержанием новеллы;
-Проанализировать ряд эпизодов и выявить их роль в понимании общего идейного замысла произведения;
-Выявить авторскую позицию по отношению к героям и выразить свое отношение к ней;
Прогнозируемые результаты:
-развитие навыков анализа художественного произведения;
-развитие навыков устной монологической речи, умения высказывать собственную точку зрения и аргументировать ее;
-формирование твердых нравственных устоев.
Оборудование:
Текст произведения;
Мультимедийное сопровождение;
Ход урока.
1.Сообщение темы урока. (СЛАЙД№ 1). Постановка целей и задач.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением И.А. Бунина, закончив работу над которым, писатель сказал: «Думаю, это самое лучшее и оригинальное из того, что я написал в жизни» и далее добавил : «Это рассказ о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и «жестких аллеях». Такова бунинская концепция любви. В чем же ее своеобразие?
Чем может быть интересно и полезно современному читателю произведение, написанное почти 100 лет назад (Цикл новелл под общим названием «Темные аллеи» создавался в период с 1937 по 1945 годы 20 века)? СЛАЙД №2 (Задачи).
Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к особенностям жанра.
СЛАЙД №3 (Жанр).
-Как вы думаете, случайна ли здесь данная иллюстрация? Как она связана с особенностями жанра? (Темные, расплывчато – неопределенные краски рождают какую –т о тревогу. Уходящая в даль, одинокая фигура девушки лишь усиливает первоначальное восприятие).Творчество Бунина удивительно многолико : это и великолепная поэзия и не менее яркая проза, поражающая многообразием тематики. Однако к одной из самых интересных и востребованных тем искусства – теме любви –писатель обратился не сразу. Ему было за 60, когда он начал писать о любви, и надо отметить, что его точка зрения на любовь достаточно неожиданна
СЛАЙД №4 (Тока зрения на любовь).
-Разделяете ли вы данное мнение?
Новелла начинается с небольшой пейзажной зарисовки.
-Что такое пейзаж? СЛАЙД №5 (Пейзажная зарисовка).
- Какую функцию он выполняет в тексте художественного произведения?
-В чем новаторство Бунина и какую роль пейзаж выполняет в его новелле?
-Слушаем текст и думаем, как можно озаглавить данную пейзажную зарисовку? Какие детали этой зарисовки зафиксировало ваше воображение?
(См. текст, зачитываем, сверяем. СЛАЙД №6 (Холодное осеннее ненастье).
-Какое настроение вызывает у вас нарисованная вашим воображением картина?
Итак, пейзаж создает общую эмоциональную картину, на фоне которой будут развиваться события. СЛАЙД №7
-Как вы думаете, о каких событиях – радостных или грустных- пойдет речь в этом произведении?
-Какие краски выбрали бы вы для иллюстрации новеллы? СЛАЙД №8.
-Насколько цветовая гамма этой иллюстрации соответствует вашему восприятию?
Ну что же, от восприятия перейдем непосредственно к содержанию и обратимся к тексту. СЛАЙД №9 (Герои).
Перед нами герои новеллы - Николай Алексеевич и Надежда. Давайте поближе познакомимся с ними.
(Художественное чтение отрывка «Портрет Н.А.» заранее подготовленным учеником)
Задание учащимся: обратимся к тексту. Перед нами два портрета героя. Выпишите «говорящие» детали. СЛАЙД №10 (Портрет Н.А.)
Итак, вот, что у нас получилось. СЛАЙД №11 (Детали портрета).
-Автор использует прием повтора. С какой целью используется этот прием?
- На чем автор пытается заострить наше внимание? СЛАЙД №12 (От чего же устал герой?)
Пока этот вопрос остается открытым. Мы вернемся к нему позже. А пока давайте знакомиться с героиней. В отличие от Николая Алексеевича, знакомство с Надеждой начинается с интерьера. СЛАЙД №13 (Интерьер).
-Что такое интерьер и какую роль он играет в художественном произведении?
-Какие детали интерьера могут привлечь наше внимание? Кто окажется самым внимательным? (устный опрос).
-Какой художественный прием использует автор? СЛАЙД №14 (Детали интерьера)
-О какой чистоте идет речь? Чтобы ответить на вопрос, обратимся к портретной характеристике.
(Художественное чтение отрывка)
СЛАЙД №15 (Портрет Надежды)
-Выпишите «говорящую» деталь. СЛАЙД №16 («Говорящая деталь»).
-Сопоставьте эту деталь с деталями интерьера. О какой красоте – внешней или внутренней - идет речь? И вновь перед нами открытый вопрос.
Между героями возникает диалог, который многое проясняет и делает понятным. Давайте послушаем этот диалог.
(См. текст. Чтение по ролям).- Что же мы узнали из этого диалога? (Когда – то героев связывала любовь)эЭто короткое слово очень многое вмещает в себя. И тема любви, как мы знаем, необходима, чтобы выявить истинное лицо героя.
-Что же такое любовь для каждого из героев? (Устный опрос на основе прочитанного диалога). СДАЙД №17 (Любовь в жизни героев).
-Как складывается жизнь каждого из героев? Что произошло с ними за эти 30 лет?
(Художественное чтение наизусть).
СЛАЙД №18 (Жизненные итоги Н.А.)
- Выделите и запишите ключевые фразы.
А вот что рассказал о Надежде кучер Николая Алексеевича.
(Художественное чтение наизусть).
СЛАЙД №19 (Жизненные итоги Надежды).
-Выделите и запишите ключевые фразы.
А теперь самое время вернуться к нашим вопросам.
СЛАЙД №20 (Вопросы).
-Опираясь на выписанные фразы, выполните самостоятельную работу.
СЛАЙД №»21 (Самостоятельная работа)
СЛАЙД №22 (Образец ответа).
По – человечески все же жаль Николая Алексеевича. И автору жаль своего героя. Именно поэтому он дает ему шанс все исправить и стать счастливым.
СЛАЙД №23.(Новое в характере).
-Почему же он не воспользовался этим «подарком» судьбы?
Опираясь на текст, заполните таблицу, чтобы выявить новые черты в характере героя.
СЛАЙДЫ №24,25 (Таблица и образец).
Любое художественное произведение – это своего рода письмо, завещание, переданное нам нашими предшественниками.
-Что же завещал нам Бунин? Какие нравственные уроки можно извлечь из его произведения?
-Перед вами список крылатых выражений, а также пословиц и поговорок.
-Какие из них можно рассматривать как нравственные уроки Бунина?
(Обсуждение)
СЛАЙД№26 (Нравственные уроки).
Хотелось бы, чтобы уроки, вынесенные вами из сегодняшнего урока, помогли вам сформировать правильные жизненные ориентиры и вырасти