Веер как элемент бытовой культуры.
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани
Секция: «Прикладное творчество»
«Веер как элемент бытовой культуры».
Автор: учащаяся 10 А класса МБОУ СОШ №6
станицы Мингрельской, Абинского района
Краснодарского края
Мартояс Светлана Николаевна
Научный руководитель: учитель изобразительного искусства МБОУСОШ №6
станицы Мингрельской, Абинского района, Краснодарского края Луговая Наталья Викторовна
Город Абинск 2013 год
Содержание.
Введение.3
1.История создания веера.....5
2. Веер как элемент бытовой культуры..6
2.1 Поисково- исследовательская работа.11
2.2 Техника изготовления веера.12
Заключение..15
Литература..15
Приложение17
(Декоративно-прикладное искусство)
Мартояс Светлана Николаевна
Краснодарский край, Абинский район,
ст. Мингрельская МБОУ СОШ № 10, А класс.
«Веер как элемент бытовой культуры».
Научный руководитель: Луговая Наталья Викторовна,
учитель ИЗО, МБОУ СОШ № 6
Введение.
Давно известно, что вещи, созданные человеком, умеют говорить. Их назначение, цвет, форма, материал, из которого они изготовлены, - все это рассказывает о создателе, его вкусах, пристрастиях, о характере и интересах. А некоторые вещи человек специально создает «говорящими».
У своей соседки на стене я увидела красивый веер, мне он понравился, и я заинтересовалась этой вещью. А при подготовке к школьному празднику необходим был, веер так мы танцевали испанский танец и без веера нельзя было обойтись. [ I ] Проявив интерес к этой вещи, я узнала, что такой сугубо бытовой предмет, как веер, раньше говорил на «языке любви», заменяя влюбленным переписку. Я заинтересовалась историей происхождения веера, тайнами его языка, а потом разглядела и прелесть форм, цвета. Веер многое может рассказать о своей хозяйке. Вдвое больше он расскажет, если сделан ее руками.
У меня не нашлось ни японского шелка, ни страусиных перьев, ни костяных спиц, но у меня было огромное желание сделать свой веер и у меня, была фантазия.
Цель данной работы - исследовать историю возникновения веера его функции, возможности применения в быту в современном мире.
Для того чтобы добиться цели, я определила основные задачи:
изучить имеющуюся литературу по данному вопросу и выяснить, что такое «веер», историю его появления;
изучить и проанализировать виды вееров;
познакомиться с правилами создания веера;
научиться изготавливать веер для украшения дома.
Объектом исследования является веер.
Предметом исследования стала история веера и его символическое значение.
Актуальность данного исследования заключается в том, при современных достижениях науки и техники многие предметы, в том числе и веер, ушли в забытье или утратили свои первоначальные функции, но с возрождением культуры и традиций народов эти забытые вещи приобретают новое назначение и свойства. Сегодня веер актуален в том, что он коммуникабелен и применяется в качестве опахало в жарких, душных общественных местах, где невозможно использование современных спит систем, ему не нужен источник питания, а так же веером можно украсить интерьер дома и служить аксессуаром к одежде.
Основными источниками при подготовке данной работы стали материалы, собранные в ходе изучения литературных и интернет источников. В ходе работы мы изучили историю и назначение веера, познакомились с его основными видами, правилами изготовления, выяснили значение элементов в веере, подготовили необходимые выкройки для некоторых из них и изготовили свой веер.
Практическая направленность работы: данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории, МХК, ИЗО, технологии, на кружке декоративно-прикладного творчества. Веер может использоваться для украшения интерьера дома, при подготовке к праздникам, карнавалам. А так же поможет мне познакомить моих подруг и одноклассников с забытым предметом быта.
1.История создания веера
Легенда происхождения веера.
По древней легенде, история вееров началась в тот знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. [6.4] Другая история, более реальная, но от этого не менее красивая рассказывает о том, как в жаркий летний день 3000 лет тому назад молодая императрица Вон Ванк, желая освежиться, сорвала с дерева лист и начала обмахиваться им. Идея маленькая, но гениальная, которой суждено было пройти долгий путь в истории обычаев. Так был открыт веер – по крайней мере, согласно японской легенде.
Происхождение веера до сих пор точно не установлено. [6.1] И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев. Одно мы знаем точно – с момента своего появления веер проделал блестящую карьеру. Из листа он быстро превратился в изящный дорогостоящий предмет, сохраняя при этом форму листа. Из средства охлаждения он превратился в символ власти – были времена, когда им могли пользоваться только знатные люди. Особенное значение вееру придавали в сложных японских церемониях. У каждого веера было свое предназначение – веер для дворца, веер для войны, веер для танцев веер для сопровождения чайной церемонии.
Из словаря Ожегова [5] мы узнали что: «Веер – это небольшое, обычно складное опахало, раскрывающееся полукругом, из страусовых перьев. Он имеет форму полукруга усеченного с боков и книзу». В «Советском энциклопедическом словаре» [4] читаем «Веер - небольшое ручное обычно складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева, нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой». Из «Энциклопедии моды» [1] «Веер - слово произошло от глагола «веять»- дуть, обдавать потоком воздуха».
Все источники сходятся в одном, что веер – это устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой, предназначенное для обмахивания, навивания прохлады. [6.1]
2. Веер как элемент бытовой культуры.
Изучив литературные источники, посещая виртуальные выставки декоративно-прикладного искусства, наблюдая, какими предметами люди украшают свой дом. Мы обнаружили, что веер – не просто красивая вещь, оказывается, что веера были оружием не только в переносном, но и в самом прямом смысле. [6.5] “Веер - традиционное оружие корейских боевых искусств. Веер красивый, практичный инструмент, который не похож на оружие. Однако столетиями веер является ценным видом оружия в боевых корейских искусствах. [II фото 2] В древней Корее веер был оружием знати. Оружие, имевшее лезвие мечи, ножи были запрещены при дворе осторожными правителями Кореи, которые опасались наемных убийц. Таким образом, простой веер стал для дворцовой знати средством самозащиты. Ученые , придворные дамы, чиновники носили веера, которые внешне использовали их , как средство охлаждения в течение жаркого лета. Однако некоторые из них знали боевые характеристики веера и могли не только обезвредить им противника, но и убить его. Веера были удобны тем, что они были маленькими и легкими. Поскольку ими пользовались многие в общественных местах, они не привлекали внимание, и служили скрытым оружием. Так же при необходимости веер можно было прятать в складках широких рукавов платья.
Самые первые сведения о веерах датируются VII веком до нашей эры. И веера на тот момент представляли собой большие опахала с ручкой, которыми обмахивали царственных особ. [6.3, фото 3, II]
В средние века японские женщины из высшего света полагали, что выставлять свое лицо напоказ – неприлично и даже опасно. Открытое лицо – все равно, что открытие собственного имени, делает человека беззащитным – как перед мужчиной, так и перед злыми духами. Таким образом, веер обладал тремя основными предназначениями в ежедневной жизни: заслонять от солнца, направлять на себя поток воздуха и прятать лицо. [6.2].Использовался веер и для церемониальных целей – император жаловал веера особо приближенным и отличившимся придворным. Обмен подарками получил в Японии широчайшее распространение, и одним из самых популярных подарков был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание.
Где-то в середине шестнадцатого века португальские купцы завозят веер из Китая в Европу, где он начинает свое победное шествие. [6.3] В Испании делают вентароппу, в Италии - веера круглой формы и веера, украшенные перьями, - они входят в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи вообще в Италии изготавливались веера различной формы в виде древесного листа, украшенного цветами, складные, современной формы. В Англии королева Елизавета (1558-1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок - веер, поэтому она была названа «покровительницей вееров». Во Франции говорили: «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром».
В XIX веке [6.4] веера делились по категориям. Бывали детские, девичьи, дамские, будничные и бальные веера. Девичий веер, например, в эпоху романтизма делали из ажурной слоновой кости, расписанной букетиками незабудок. А будничный, повседневный веер заказывали с расписным деревянным остовом и литографией на поле, изображающей радостный хоровод, рыцарей или руины замка. [II,фото4]
В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали дамам иметь веер в зависимости от возраста и положения. Вдовам в первые дни траура полагался черный веер, затем фиолетовый. Девушкам рекомендовалось пользоваться одноцветным - белым, голубым, розовым и без украшений. Веер был одним из немногих сувениров, который девица могла принять от кавалера. Соблюдая правила, хозяйка дома должна держать веер на столике в гостиной. В 1820-х-30-х гг., под стать нарядам с цветами и бантами, веера часто украшаются гирляндами роз, анютиных глазок, ручки изготовляют из драгоценных металлов с инкрустацией бирюзой. [III,фото5] В журналах говорится: «веера в страшной моде: обыкновенно дамы носят их за поясом». В газете 1833 году в разделе «Мода» пишут: «На бале можно надеть только шарф кружевной или хоть газовой, но ради Бога, не забудьте букета и китайского опахала». Кроме того в моде опахала из страусовых перьев на ручке, в которую часто встроено зеркальце. [III,фото6]
Особенно много было тогда вееров с литографиями, изображающими галантные сцены из жизни титулованных особ - как правило, все сюжеты разворачивались в парке. . [IV,фото7]
В 1860-е гг. в России и Европе – модная новинка: на костяной основе шелковый или крахмальный верх в виде дубового листа. [IV,фото 8]
Веера 1880-х годов тоже были крупного размера, часто тюлевые, плюшевые и атласные с асимметричной вышивкой гладью, мавританским шитьем и тамбурным швом цветами или живописью «гризайль», а также кружевные на черепаховом, костяном или перламутровом остове, отделанном кистями для бала. Их иногда украшали овальным маленьким зеркальцем на первой спице веера панаше. [V,фото 9] Модным цветом для плюшевых вееров были пунцовый и старого золота. Характерны для этого десятилетия и очень большие кретоновые веера, вышитые золотой ниткой. Широкое распространение получили перьевые веера как из страусовых перьев, так и из перьев марабу серого цвета, куропатки, павлина, попугая и других птиц. Журнал «Модный свет» писал в 1883 году: «Дорогие кружевные веера, служившие так долго предметом роскоши, вышли в настоящее время совсем из моды; вместо них появились красивые веера из белых страусовых перьев, а также из перьев марабу с большими цветами посередине и с золотой или слоновой кости ручкой самой тонкой работы. Очень изящны также веера с бабочками, цветами и птицами из разноцветных перьев, украшенные темной черепаховой оправой, веера из белой и черной кисеи с разными рисунками и веера из пальмовых листьев с живыми цветами и с атласной лентой. Последние часто посылались дамам нынешней зимой перед балом вместо обыкновенных букетов». Веера 1890-х годов очень крупные, с полем, расписным по шелку или же перекрытым кружевом.
Японское искусство и свойственная ему асимметрия в композиционном построении сильно повлияли на характер живописи в русских веерах 1890-х годов. По-прежнему оставались популярны веера в виде прозрачных шелковых экранов с живописной росписью, на проволочном каркасе и с точеной, позолоченной на левкасе, ручкой. Самой ходовой формой вееров в 1900-х годах были большие страусовые белые или черные веера, а также тонированные в цвет платья. [V,фото10] Японизм просматривался сильно и в форме ручных экранов. Журналы давали описание одного из них в 1901 году: «Верхняя сторона экрана украшается вышивкой легкой гладью по тафте, нижняя сторона просто затягивается тафтой. Наш узор вышивается двумя тонами: фиолетовым для ирисов и серовато-серым для листьев и веток. Ободок делается из шелкового галуна, вышитого блестками. Ручка из золоченого дерева». В 1900-е годы вернулась мода на небольшие веера с резными и золочеными перламутровыми сплошными остовами в рокайльном стиле «Помпадур». Их покрывали кружевом, расшивали пайетками. Очень часто стали встречаться веера с неровно, вычурно обрезанным верхним краем поля -эфемерные, как странствующие облака. Безусловно, для веера пришло время лебединой песни.
Веер уже не нужен для флирта и кокетства [VI] женщина XX века всё называет своими именами. Теперь опахало просто стильная штучка, присущая аристократической даме.
По-прежнему в моде страусовые перья. Они прекрасно сочетаются с боа и меховыми накидками светских львиц и кинозвёзд.
Сюжеты в XX веке становятся ещё более разнообразными здесь и международные события парижские выставки, спуск на воду корабля, и даже строительство моста, карикатуры, лица кинозвёзд. [VII, фото11]
После окончания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], как реакция на лишения и аскетизм военного времени возник удивительный стиль, на короткий срок возродивший [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и, разумеется, веера. Он здесь играет вспомогательную и довольно незначительную роль его используют в качестве «последнего штриха» к светскому наряду и он вполне может быть заменён крохотной сумочкой.
В XIX и XX веках веер вернулся к своей прежней роли – стал средством для охлаждения, для создания легкого искусственного ветра в знойные летние вечера.В современной нам жизни веер является, скорее, аксессуаром модных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], нежели предметом быта. [VII, фото12] Кроме того, веер используются в постановках костюмных и исторических пьес, в экранизациях литературных произведений, в концептуальных фотосессиях журналов. C повышением интереса к китайскому учению [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], веер начали использовать и как средство коррекции энергетики помещений. [VIII, фото13] Считается, что правильно расположенные веера могут позитивно повлиять на жизненный тонус живущих в доме. Но сегодня, пожалуй, только в Китае и Японии сохраняется еще культура веера. В Китае, в провинции Шаньдун, есть даже праздник веера, приходящийся на конец ноября. Когда друзья и близкие дарят веер друг другу, это значит, что они желают благополучия и счастья.
2.1 Поисково - исследовательская работа.
Изучив теоретически историю возникновения веера и его разновидность, мы продолжили исследование, опросив население нашей станицы с целью получения информации об использования веера на данной территории. У некоторых жителей нашей станицы при опросе мы выявили наличие вееров простейших конструкций, используемых как опахало. Это женщины возрастной группы 1930-1950–х. годов рождения (Нессонова Н.И., Ефимова Ю.И., Седых Г.И., Мещерякова Т.В., Медведева Л.В.) т.к. в годы их молодости веер был особо популярен. С 2000-го года веер снова пользуется популярностью. Но первоначальные функции его изменились, он реже используется в роли опахало все чаще его можно увидеть на стене как украшение интерьера, или сувенира. Что мы увидели при посещении домов Безуглой Т.П. , Яшной М.Н., Иванько И.А.. [ IX , фото14-15 ] это настенные китайские веера, подаренные в качестве сувенира.
В ходе исследований нами были посещены магазины, выставки, где продаются веера и сравнили их с авторскими работами. Проводя исследования, мы убедились, что и в настоящее время веер используется как опахало спасающее от духоты в общественных местах, а так же как украшение интерьера. Мы обратили внимание, что веер простейшей конструкций изготовлен из очень тонких деревянных пластин, ткань для экрана взята тонкая, искусственная, цветная, украшен по верху кружевом, небольших размеров, что позволяет его владелице носить с собой в сумочке. Изготовлен такой веер фабричным способом. Настенный китайский веер изготовлен из следующих материалов: основа или несущая пластина изготовлена из дерева, остальные спицы из плотного картона, экран – бумажный с рисунком. Веер имеет размеры в раскрытом виде 230см *90.
Технология изготовления веера.
В процессе исследовательской работы мы освоили технику изготовления веера, выбирая материалы для работы. [ X ] Остановились на доступном материале –пластиковых вилках, так как основа веера изготавливалась из - твердого, сравнительно лёгкого дерева, например: бук, ясень или бамбука. Этот материал и процесс обработки его требует специальных навыков, которыми мы не владеем. Поэтому мы подошли к решению этой проблемы креативно - используя те материалы, которые нам были доступны и просты в обработке. Пластиковые вилочки по своей конструкции крепкие они заменят деревянные пластинки-спицы. Экран будет выполнен из легкого кружева. Ориентируясь на выбранное цветовое сочетание, я приступила к поиску материала. Для создания веера мы используем кружево зеленого цвета, узкую белую и зеленую атласную ленту, зеленую широкую атласную ленту, бусины бирюзового цвета, искусственные цветы бежевого цвета. А так же нам понадобился: плотный картон, пластиковые вилки, клей «Момент».
В начале своей работы мною были выполнены зарисовки возможных форм и видов вееров. В основу таких зарисовок был положен полукруг и разная конфигурация контурного абриса.
угол разворота веера180 0
угол разворота веера 2400
угол разворота веера 1200
Для своего веера я возьму зарисовку с углом разворота веера 2400 потому, что веер будет выглядеть более раскрытым.
Для создания веера я взяла следующие цвета: оттенки зеленого и белого цвета.
Пастельные цвета создают мир мягкой элегантности, радости и невинности.[2]
Белый. Белый цвет спокойствия, чистоты и безмятежности. Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение. Его ключевые значения: свет, покой, сосредоточенность.
Оттенки зеленого. Это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу. Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Бледно-зеленый успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения. Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости. Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом.
Мой веер сделан в пастельных цветах, потому что они не кричащие и не агрессивные, они спокойные, но не тихие. Пастельные цвета также подошли мне, так как подходят по цветовой гамме нашей кухни. А бусинки и искусственные цветы придают вееру роскошь и элегантность.
Из множества расположений кружев и лент на веере я выбрала три лучших:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Для своей работы я выбрала вариант 3, потому что композиция отражает мой общий замысел, смориться едино, ничего из нее не «выпадает».
Сначала я вырезала из картона два полукруга, закрепила на первом вилочки (они будут играть роль костяных спиц, на которых держится веер) с помощью клея «Момент». Между зубчиками пропустила узкую атласную белую ленточку, затем по верху вилочек пропускаю широкое зеленое кружево, а так же им закрываю крайние боковые вилочки. Под кружевом укладываю сплетенную из атласных ленточек белого и зеленого цвета «косичку». Около середины веера пропускаю широкое зеленое кружево, а потом из зеленой широкой и узкой атласных лент заполняю картонный полукруг, придавая вид зелени, приклеиваем цветы. На пустые места под зубчиками приклеиваем бусины. [XI, фото 16 ]
Экономически расчет
Вилочки одноразовые 32 штук- 64 руб.
Лента атласная узкая белая 4 м- 8 руб.
Лента атласная узкая зеленая 4 м- 8 руб.
Кружево зеленое широкое 2м- 18руб
Бусинки 37 шт-10 руб.
Клей «Момент»- 20 руб.
Таким образом, на изготовление веера я потратила 128 рублей.
Заключение.
В ходе выполнения творческого проекта мы узнали из литературы, что веер – это устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой, предназначенное для обмахивания, навивания прохлады.
Изучая данную тему, мы сделали следующие выводы: самые первые сведения о веерах датируются VII веком до нашей эры, и веера на тот момент представляли собой большие опахала с ручкой, которыми обмахивали царственных особ. Веера делились по категориям: детские, девичьи, дамские, будничные и бальные веера. Так же мы обнаружили, что веер был еще и оружием.
Изучили функции и назначение веера и отметили, что многие из них используются без изменений и сегодня как в современном мире, так и нашей станице встречаются как самые простые конструкции так модные настенные сувениры фэн-шуй;
Выяснили, выполненные своими руками авторские образцы нравятся людям больше, чем фабричные своей оригинальностью, качеством выполнения и проработанностью деталей. Ведь такой веер будет уникальным, неповторимым
Узнали правила изготовления веера и то, из каких материалов он изготавливается. В ходе работы, осваивая способы создания веера, мы убедились в то, что это не сложно, интересно и можно самому составлять веер из необходимых элементов для разных случаев в жизни;
На Кубани веер не пользовался массовой популярностью, но начиная, с 1960 годов и по настоящее время эта вещь нашла своих поклонников.
Данная тема творческого проекта помогла мне воплотить свои замыслы. Работа над проектом помогла мне лучше понять историю создания веера, психологию восприятия цвета, расширить кругозор о веере. Раскрыла многообразие приемов и способов работы, которые могут быть использованы и в других видах моей деятельности, например, подготовка к праздникам, карнавалам, оформлении моего быта. [ приложение V]
В дальнейшем я намерена создать веер - изящный аксессуар к бальному платью для выпускного вечера.
Значимость данного исследования данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории, МХК, ИЗО, технологии, на кружке декоративно-прикладного творчества. Веер может использоваться для украшения интерьера дома, при подготовке к праздникам, карнавалам. А так же поможет мне познакомить моих подруг и одноклассников с забытым предметом быта.
Литература
1. Андреева Р.П., СПб «Литера» 1997г «Энциклопедия моды».
2. М. Дерибере Москва.1965г «Цвет в жизни и деятельности человека».
3. Р.М. Кирсанова Москва, 1995г «Костюм в русской художественной культуре 18-20 в.в.»
4. Москва, «Советская энциклопедия», 1981г. « Советский энциклопедический словарь»
5. С.И. Ожегов Москва «Русский язык» 1984г. «Словарь русского языка»
6. Интернет источники
6.1 http;// www ru.wikipedia.org
6.2 http;// www moikompas.ru
6.3. http://www.images.yandex.ru 6.4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.5 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] igrudom.ru/wp.content/uplofds
6.6 http://elsa555.livejournal.com/63580.html
6.7 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 141715