Японский кроссворд-тренажер по теме Системы счисления
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.1
Японский кроссворд
-
тренажер по теме
«Перевод чисел в позиционных системах счисления»
Автор
Учитель информатики
МБОУ СОШ № 4
МО
Темрюкский район
Краснодарского края
Пронько Анна Павловна
2
Данный тренажер предназначен для отработки навыков пере
вода чисел из
двои
ч
ной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную
систему счисления.
Учащимся предлагаются следующее задание
–
необходимо перевести чи
с-
ла в десятичную систему счисления и по полученным результатам заполнить
японский кро
ссворд. Если все необходимые вычисления выполнены верно, уч
а-
щиеся без труда получат некоторое изображение, которое зашифровано в крос
с-
ворде.
Учитель сначала показывает учащимся способ решения на конкретном
простейшем примере. А затем дает возможность учащи
мся самостоятельно п
о-
пробовать свои силы.
Данные задания, помимо основного своего назначения
-
отработки нав
ы-
ков перевода чисел
–
позволяют развивать внимание, логику, мышление, стим
у-
лируют интерес к изучению данной темы
3
Пример 1.
1.
Переведем числа, указанные в кроссворде из двоичной системы счисления в
д
е
сятичную.
,
,
,
,
В итоге получим
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
2
. В последней строке стоит цифра 5, так как у нас в строках всего 5 клеток, это
означает, что последняя
строка будет полностью закраш
е
на.
Поиск таких строк
или столбцов с максимальным количеством закрашенных кл
е
ток
–
это первый
шаг при решении любых кроссвордов
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
3. Теперь в
о всех столбцах можно закрасить
указанное количество клеток, нач
и-
ная с нижней клетки, которая уже закрашена.
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
4
Пример 2.
1.
Переведем числа, указанные в кроссворде из двоичной системы счисления в д
е-
сятичную.
,
,
,
Получаем
1
2
5
2
1
1
3
5
1
1
2. Как и в предыдущем случае находим столбец и строку с максимально возмо
ж-
ным колич
е
ством закрашенных клеток
1
2
5
2
1
1
3
5
1
1
3.
Теперь посмотрим на первый столбец, в нем должна быть тольк
о одна закр
а-
шенная клетка, она уже есть. Значит, все остальные клетки будут не закр
а
шены.
Не закрашенные клетки нужно отметить, например, точками. Аналогично пост
у-
5
паем с клетками в пятом столбце, первой, четвертой и пятой строке.
Совет: об
я-
зательно помечат
ь все клетки, которые точно останутся не закрашенными
.
1
2
5
2
1
1
*
*
*
*
3
*
*
5
1
*
*
*
*
1
*
*
*
*
4. Остается закрасить последние клетки.
1
2
5
2
1
1
*
*
*
*
3
*
*
5
1
*
*
*
*
1
*
*
*
*
Пример 3.
1.
Переведем числа, указанные в
кроссворде из двоичной системы счисления в д
е-
сятичную.
,
,
,
,
6
Получаем кроссворд
3
3
5
2
2
3
1
1
3
3
1
1
4
4
2.
Здесь сразу нел
ьзя закрасить целую строку или столбец. Обратим внимание на
строки с наибольшим количеством закрашенных клеток. В шестой строке из
имеющихся 5 клеток должно быть закрашено 4. Как бы мы это не делали, 3 це
н-
тральные всегда будут закрашены, поэтому их можно с
мело сразу закрасить (с к
а-
кой стороны будет закрашена 4
-
ая клетка, определится позже). Итак, еще одно
правило:
ищем строки и столбцы с большим количеством з
а
крашиваемых клеток
и определяем, какие клетки в них будут точно закрашены.
3
3
5
2
2
3
1
1
3
3
1
1
4
4
3.
Далее кроссворд решается уже известными нами способами, главное не заб
ы-
вать отмечать пустые клетки.
3
3
5
2
2
3
1
1
*
*
3
*
3
*
1
1
*
*
*
4
4
7
3
3
5
2
2
3
1
1
*
*
*
3
*
*
3
*
*
1
1
*
*
*
4
4
3
3
5
2
2
3
1
1
*
*
*
3
*
*
3
*
*
1
1
*
*
*
4
*
4
*
8
ЗАДАНИЯ
(
Ма
териал для учащихся)
1.
Перевести числа из двоичной системы счисления в д
есятичную и заполнить
к
р
оссворд
1.1.
1.2.
9
1.3.
1.4.
10
1.5.
1.6.
11
2.
Перевести числа из восьмеричной систем
ы
счисления в десятичную и з
а-
полнить кроссворд
2.1.
2.2.
12
2.3.
2.4.
13
2.5.
3.
Перевести числа из двоичной и восьмеричной систем счисления в десяти
ч-
ную и заполнить кроссворд
3.1.
14
3.2.
3.3.
11
15
3.4.
3.5.
16
4.* Перевести числа из двоичной и восьмеричной систем счисления в десятичную
и заполнить кроссворд
4.1.*
4.2.*
17
5.**
Перевести числа из двоичной,
восьмеричной
и шестнадцате
ричной
систем
счисления в десятичную и заполнить
кроссворд
18
РЕШЕНИЕ (для учителя)
1.
Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную и заполнить
кроссворд
1.1.
2
1
1
2
6
2
1
1
2
3
1
5
3
1.2.
1
1
3
1
1
1
1
1
1
3
4
1
4
1
4
1.3
.
3
1
5
1
3
5
8
3
1
3
2
2
5
5
3
1
1
3
2
3
1.4.
2
2
6
2
2
2
4
1
3
3
1
5
5
1
1
1.5.
3
5
7
7
7
7
7
5
3
1
1
3
3
9
9
9
7
5
3
1
1.6.
3
3
4
2
6
2
4
3
7
2
2
2
2
2
7
3
3
7
7
3
1
3
9
2
3
2
2
2
7
3
19
4.
Перевести числа из
восьмеричной систем
ы
счисления в десятичную и з
а-
полнить кроссворд
2.1.
1
3
5
1
1
4
3
2
1
7
7
6
4
1
1
3
8
1
9
1
6
1
2
5
1
1
4
2
2
3
4
2.2.
3
6
9
11
13
11
10
7
4
1
3
4
5
6
7
8
9
9
9
7
5
1
20
2.3.
1
1
1
1
5
7
3
2
4
5
1
11
1
7
6
5
3
1
3
1
3
1
5
1
7
1
9
1
9
11
3
1
3
1
3
2.4.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
3
3
3
1
1
7
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
3
5
21
2.5.
3
4
1
2
3
1
1
10
4
3
3
2
1
3
7
9
11
1
1
1
1
1
1
2
5.
Перевести числа из двоичной и восьмеричной систем счисления в десяти
ч-
ную и заполнить кроссворд
3.1.
2
2
3
1
2
1
3
2
2
2
1
2
2
2
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
4
1
3
2
2
2
2
9
1
1
1
2
2
1
1
2
2
3
1
1
1
1
1
1
11
22
3.2.
2
1
1
1
1
3
5
7
3
3
6
5
5
6
6
2
1
1
1
1
1
9
9
10
2
2
2
2
3.3.
1
2
3
3
9
9
9
3
3
2
1
3
7
9
11
3
3
3
3
3
3.4.
9
4
7
2
10
9
7
4
3
5
7
7
7
7
5
5
3
1
1
1
23
3.5.
1
2
3
4
4
11
11
4
4
3
2
1
2
2
2
2
2
4
6
8
10
4
2
4
2
4.* Перевести числа из двоичной и восьмеричной систем счисл
ения в десятичную
и заполнить кроссворд
4.1.*
4
4
1
3
3
1
4
4
1
3
8
5
3
7
3
5
8
3
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
2
3
1
3
4
1
4
9
7
9
4
1
4
2
1
2
1
1
24
4.2.*
5
4
3
2
1
1
1
8
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
2
3
4
5
6
1
10
1
1
6
25
5.**
Перевести числа из двоичной,
восьмеричной
и ше
стнадцате
ричной
систем
счисления в десятичную и заполнить
кроссворд
3
3
3
4
2
4
3
3
3
3
3
4
2
5
2
4
3
3
5
6
3
4
5
6
7
8
2
2
2
2
2
8
7
6
5
4
3
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
5
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
3
3
2
*
*
*
*
*
*
*
*
3
1
5
*
*
*
*
*
*
*
3
3
4
*
*
*
*
*
*
3
5
3
*
*
*
*
*
3
7
3
*
*
*
3
9
2
*
*
2
4
4
1
*
*
*
*
*
6
1
1
5
*
*
*
4
1
1
4
*
*
*
*
*
*
4
4
*
*
*
*
*
*
*
*
13
*
*
*
13
*
*
*