План-конспект урока Система смазки ДВС


Тема: Система смазки
Цель: Изучить назначение и общее устройство системы смазки.
Задача:1.Изучить назначение системы смазки.
2. Изучить основные детали системы смазки
3. Неисправности системы смазки, их признаки и причины.
Тип урока: Урок усвоения нового материала
Методы обучения: Приобретение знаний.
Оборудование: Доска интерактивная, компьютер, проектор, масленый насос.
Межпредметные связи: черчение
Ход урока
Этапы урока Деятельность мастера п/о Деятельность учащихся Результат
Организация начала занятия – 1 минута Приветствие учащихся Приветствуют мастера Готовность к уроку
Подготовка к основному этапу занятия – 2 минуты Сообщение темы и цели урока Запись в тетрадях Присвоение знании
Усвоение новых знаний и способов действий – 62 минут 1 назначение системы смазки
2 общее устройство системы смазки
3 устройство масленого насоса
4 масленый фильтр
5 основные неисправности системы смазки.
6 эксплуатация системы смазки.
7 масла, применяемые в системе смазки двигателей Запись в тетрадях Присвоение знании
проверка понимания – 10 минут Выполнить тест. Устные ответы учащихся Присвоение знании
Подведение итогов занятия – 5 минут Выставление оценок за выполненные работы.
Система смазки
Система смазки предназначена для подачи масла к трущимся деталям, частичного их охлаждения и удаления продуктов износа. В обыденной жизни необходимость применение масла понятна любой хозяйке - начиная от поджаривания картошки для любимого мужа, и заканчивая ликвидацией скрипа дверей в своей квартире. Ну, а в двигателе все намного сложнее.

Рис. 26 Схема системы смазки двигателя 1 - канал подачи масла к газораспределительному механизму; 2 - главная масляная магистраль; 3 - канал подачи масла к подшипникам коленчатого вала; 4 - картер двигателя; 5 - фильтрующий элемент; 6 - корпус масляного фильтра; 7 - масляный насос; 8 - маслоприемник с сетчатым фильтром; 9 - поддон картера; 10 - пробка для слива масла
Система смазки (рис. 26) состоит из:
поддона картера,
масляного насоса с маслоприемником,
масляного фильтра,
каналов для подачи масла под давлением, просверленных в блоке цилиндров, головке блока и в других деталях двигателя.
Поддон картера является резервуаром для хранения масла. Когда вы заливаете масло через маслозаливную горловину, оно проходит по пустотам внутри двигателя и опускается в поддон картера. Уровень, имеющегося в поддоне масла, можно измерить масляным щупом через отверстие в картере двигателя.

Рис. 27 Схема работы масляного насоса 1 - шестерни масляного насоса; 2 - редукционный клапан; 3 - пружина
Масляный насос (рис. 27) под давлением подает масло (через фильтр и каналы) к трущимся деталям кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Насос состоит из двух шестерен и приводится в действие от коленчатого вала двигателя.При вращении шестеренок, зубья захватывают масло и нагнетают его в главную масляную магистраль. Редукционный клапан служит для ограничения давления в системе масляных каналов двигателя. При избыточном давлении пружина сжимается, и часть масла поступает обратно. Масляный фильтр служит для очистки проходящего через него масла от механических примесей. Он устанавливается сразу же после насоса и пропускает через себя все масло, которое поступает в масляную магистраль. Чаще всего фильтр имеет неразборную конструкцию и подлежит замене одновременно с плановой сменой масла в двигателе.

Рис. 28 Схема вентиляции картера двигателя 1 - корпус воздушного фильтра; 2 - фильтрующий элемент; 3 - всасывающий коллектор вентиляции картера; 4 - карбюратор; 5 - впускной трубопровод; 6 - впускной клапан; 7 - шланг вентиляции картера; 8 - маслоотделитель; 9 - сливная трубка маслоотделителя; 10 - картер двигателя; 11 - поддон картера
Вентиляция картера двигателя (рис. 28) обеспечивает отсос из картера и отвод во впускной трубопровод паров бензина и выхлопных газов, которые попадают в нижнюю часть двигателя. Во время тактов сжатия и рабочего хода эти пары и газы частично прорываются по стенкам цилиндров в картер двигателя, разжижают масло и очень агрессивны по отношению к деталям кривошипно-шатунного механизма. Вентиляция картера осуществляется принудительно за счет разряжения, которое возникает в воздушной горловине карбюратора при работе двигателя. Корпус воздушного фильтра соединяется с картером двигателя с помощью шланга, по которому картерные газы направляются сначала в карбюратор, а затем и в цилиндры на дожигание. В двигателях внутреннего сгорания применяется комбинированная система смазки - под давлением и способом разбрызгивания. К наиболее нагруженным трущимся поверхностям масло подается под давлением, а остальные детали механизмов двигателя смазываются брызгами масла и масляным туманом. К подшипникам коленчатого и распределительного валов масло подходит по каналам системы, конечно же, под давлением. Сделав свое дело, то есть, смазав, немного охладив и забрав с собой продукты износа, масло стекает обратно в поддон картера двигателя. При вращении коленчатого вала, его кривошипы ударяют по поверхности масла в поддоне картера, при этом образуются масляные брызги и туман, которые попадают на зеркало цилиндров, поршень и поршневой палец. Все движущиеся детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов как бы купаются в масле. Этим достигается высокая износостойкость узлов современных двигателей.Основные неисправности системы смазки.Подтекание масла возможно из-за слабо затянутой сливной пробки в поддоне картера, повреждения уплотнительных прокладок и наружных маслопроводов, износа сальников. Для устранения неисправности необходимо восстановить герметичность соединений, заменить поврежденные и изношенные прокладки и сальники. Низкое давление в системе смазки может быть по причине недостаточного количества масла, применения некачественного масла, износа подшипников коленчатого вала или деталей масляного насоса. Для устранения неисправности следует проверить уровень масла и в случае необходимости долить, изношенные узлы и детали надо заменить. А марка масла должна соответствовать инструкции завода-изготовителя.Эксплуатация системы смазки.Выход из строя или плохая работа системы смазки может привести к серьезной поломке двигателя. Поэтому на щитке приборов имеется контрольная лампа аварийного давления масла. Свечение этой лампы красным светом при работающем двигателе недопустимо. Надо немедленно заглушить двигатель и разобраться в причине неисправности. Одной из причин того, что зажглась красная лампочка аварийного давления, может быть недостаточный уровень масла в поддоне картера двигателя. Хотя бы раз в неделю следует
проверять уровень масла. При этом после остановки мотора сделайте небольшую паузу в 2 - 3 минуты, за это время из некоторых каналов масло стечет в поддон, да и масляный туман в картере тоже осядет. Уровень масла в поддоне картера двигателя всегда должен быть в норме. А нормой считается след масла на щупе между рисками «MIN» и «MAX». Подтекание масла из системы смазки определяется по характерным следам на асфальте после стоянки автомобиля. Причины утечки масла устраняются довольно сложно, поэтому лучше обратиться к специалисту. Но с незначительными подтеканиями можно смириться и ездить всю жизнь, так как любое вмешательство в систему смазки очень трудоемкое и дорогое «удовольствие». Для нормального функционирования двигателя необходимо вовремя доливать масло до нормального уровня, а также менять его, с одновременной заменой масляного фильтра. Периодически следует промывать систему смазки специальным промывочным маслом. Масла, применяемые в системе смазки двигателей, могут быть минеральными, полусинтетическими (Semi - Synthetic) и синтетическими (Fully Synthetic). Применение синтетического масла после использования любого другого возможно только после промывки системы смазки с помощью специальных моющих средств. Если соблюдать рекомендованные сроки замены синтетического масла, то в дальнейшем промывка системы смазки не потребуется, так как это масло имеет очень высокие эксплуатационные свойства.Большое распространение получили всесезонные масла. Они имеют двойное обозначение, например SAE 10W–30, SAE 15W–40 и т.п., где W – сокращенно от winter – зима, а цифры определяют вязкость масла. Наступающую «старость» кривошипно-шатунного механизма, можно «вычислить» по сильному дымлению из выхлопной трубы глушителя или трубки отсоса картерных газов, увеличению количества вредных веществ в составе выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов и по потере мощности двигателя. Хозяин автомобиля может начинать «впадать в отчаяние», так как «сердце машины» пора ставить на капитальный ремонт или менять на новое. Что конкретно делать, скажет специалист и ваш кошелек. Напоминаю о том, что долговечность отечественных двигателей для легковых машин равна примерно 150 - 200 тысячам километров пробега. Поэтому стоимость подержанного автомобиля напрямую связана с тем, какую часть ресурса он уже израсходовал. Вот почему вопрос: «Какой пробег?» - стоит одним из первых при выборе машины не первой свежести. С основными проблемами системы смазки мы с вами познакомились и вроде бы можно спокойно ехать дальше. Но абсолютно спокойным можно быть только на... (надеюсь, вы знаете где). Если вам предстоит поездка за город по проселочной дороге, то у вас есть возможность разом потерять все масло через пробоину в поддоне картера двигателя. Это происходит тогда, когда машина наезжает «носом» на пенек или на валун спрятавшийся в высокой траве, да и в городе дороги бывают с «сюрпризами». Чтобы избежать повреждения поддона, имеет смысл защитить его металлическим щитом. Советую приобрести и установить такой щит, называется он – защита поддона картера двигателя.
ТЕСТ
Тема: Система смазки двигателя

1. Когда рекомендуется проверять уровень масла в картере двигателя?
а) сразу после пуска двигателя
б) при работе двигателя под нагрузкой
в) через несколько минут после остановки двигателя

2. Может ли в системе смазки устанавливаться радиатор?
а) нет, устанавливается только в системе охлаждения
б) может, на автомобилях, работающих в тяжелых условиях
в) устанавливается на всех автомобильных двигателях
3. Как должен действовать водитель при резком падении давления в системе смазки (при загорании лампочки аварийного падения давления)?
а) немедленно остановить автомобиль и устранить причину снижения давления
б) на минимальной скорости доехать до своего предприятия и выполнить ремонтные работы
в) на минимальной скорости проехать не более 10 км до удобного для ремонта места

4. Какие из указанных причин приводят к понижению давления масла в системе смазки?
а) увеличение зазоров в подшипниках коленвала
б) увеличение зазоров между гильзой и поршнем
в) негерметичность клапанов ГРМ


5. Какой из ответов наиболее полно перечисляет назначение смазочного материала в системе смазки двигателя?
а) уменьшает трение и износ трущихся поверхностей
б) понижает температуру деталей, с которыми соприкасается
в) выносит продукты изнашивания из зоны трения
г) выполняет все функции, указанные в пунктах а, б, в
д) выполняет все функции, указанные в пунктах а, в

6. Какие из перечисленных деталей на современных двигателях смазываются под давлением?
а) коренные и шатунные подшипники коленвала, гильзы цилиндров
б) подшипники распределительного вала ,оси коромысел, зубья распределительных шестерен в) коренные и шатунные подшипники коленвала, подшипники распредвала, оси коромысел

7. Как ограничивается максимальное давление масла в системе смазки?
а) изменением числа оборотов шестерен насоса
б) редукционным клапаном
в) изменением уровня масла в поддоне

8. Как приводится в действие масляный центробежный очиститель(центрифуга)?
а) реактивными силами струи масла из сопла ротора
б) клиноременной передачей
в) шестеренчатым приводом
9.Как контролируется уровень масла в системе смазки двигателя?
а) по показаниям манометра давления масла
б) по показаниям датчика уровня масла
в) масло измерительным щупом при неработающем двигателе

10. Какая система обеспечивает удаление из поддона двигателя паров топлива, конденсата, и отработавших газов?
а) декомпрессионная система
б) система вентиляции картера
в) система грязеуловителей

11. Какой прибор системы смазки двигателя производит забор масла из картера и его первичную фильтрацию?
а) маслоприемник
б) фильтр центробежной очистки
в) фильтр грубой очистки
г) масляный насос

12. Какие насосы применяют для подачи масла под давлением к трущимся поверхностям механизмов?
а) центробежные насосы
б) роторные насосы
в) плунжерные насосы
г) шестеренчатые насосы

13 .Как смазываются кулачки распределительного вала двигателя?
а) под давлением
б) разбрызгиванием
в) их смазка не предусмотрена

14 .Что применяют в качестве фильтрующего элемента в фильтре тонкой очистки масла?
а) мелкоячеистую сетку
б) набор пластинок с малым расстоянием между ними
в) в ленточно-бумажные или керамические пакеты


Ф.И Шк. Кл. Дата:
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ в б а а г в б а в б а г а в

Ф.И Шк. Кл. Дата:
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ Ф.И Шк. Кл. Дата:
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ Ф.И Шк. Кл. Дата:
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ Ф.И Шк. Кл. Дата:
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ Ф.И Шк. Кл. Дата:
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ Ф.И Шк. Кл. Дата:
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ Ф.И Шк. Кл. Дата:
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ