Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы) на уроках истории»
Мастер-класс
«Использование технологии развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы) на уроках истории»
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы)
Задачи:
1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования
роста творческого потенциала педагогов.
2.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям, так как они являются одним их инструментов в работе с одарёнными детьми.
3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Методические цели:
1.Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы)
2.Приобрести практический опыт использования технологии толстые и тонкие вопросы;
3.Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности;
Раздаточный материал для участников: тексты документов, красочные опорные конспекты для приёма «Толстые и тонкие вопросы», заготовки с фразами.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент.-Уважаемые коллеги! Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.
Здравствуйте те, кто уже проснулся!
Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
Здравствуйте те, кто способен любить!
Здравствуйте те, кто желает творить!
Кстати, о творчестве! На своём мини мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ, а конкретно «Тонкие и толстые вопросы».
Сегодня мы с Вами немного поработаем. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении мастер-класса, за что заранее вам благодарна.
II. Теоретическая часть
«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков.
Зачем нужны вопросы?
Он также указывает на несколько функций вопросов:
С помощью вопроса можно получить новую информацию.
Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.
Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.
Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.
Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.
Прием «Тонкие и толстые вопросы» довольно простой, но от этого не становится менее эффективным. Составляется таблица из двух колонок: (примеры такой таблицы Вы можете видеть на экране и Вас на столах)
Одна колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».
Другая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?». Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы, пробуждающие интерес к теме, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на стадии рефлексии при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Очень эффективен он при работе с текстом.
III.Практическая часть.040005 «Толстые и тонкие вопросы» (работа в группах)
У Вас на столах лежат листы с текстом «Месть княгини Ольги древлянам».
Теперь, чтобы погрузиться в текст, давайте поработаем с тонкими и толстыми вопросами. Напомню, что тонкие вопросы подразумевают однозначные ответы, а толстые требуют рассуждения. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.Задание группам: у вас на столах текст, Вам необходимио его прочитать и составить по 3 вопроса (одной группе – тонкие, другой – толстые). (Каждая группа, должна предварительно сама ответить на задаваемые вопросы.)
Группы друг другу задают вопросы.
IV. Рефлексия
А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о ТРКМ и нашем занятии, опираясь на фразы:
0-114300Наш мастер-класс подошёл к концу, и я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Итог работы.
И в заключении мне хочется напомнить, что развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
И хотелось бы закончить 10-й заповедью гениального физика Энштейна:
Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку.
Спасибо за внимание!!