Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы. Подготовка к итоговому сочинению.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 9
Бичуриной Юлии Сергеевны
Подготовка к итоговому сочинению.
Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.
В связи с тем, что сочинение как экзамен не писалось несколько лет, система работы в этом направлении «дала сбой». В прошлом году учителя и ученики были поставлены в сложные условия: за 3 месяца научиться писать сочинение по литературе на 250-300 слов. Для того, чтобы совершить невозможное, нами были «изобретены» приемы работы над итоговым сочинением.
Прием 1
Начнем с чтения. Для своих учащихся я нашла сайт Капканы ЕГЭ, книжная полка (http://капканы-егэ.рф/index.php/knizhnaya-polka). На сайте опубликована подборка текстов, небольших по объему, но емких по содержанию. Со своими детьми мы выбирали для прочтения один из рассказов, потом на уроке или дополнительном занятии анализировали это произведение, соотносили его с направлениями.
Прием 2
Для того чтобы учащиеся имели представления о том, что от них требуется, каждому на руки выдала критерии оценивания сочинения, совместно разобрали каждое требование.
Прием 3
Совместно с учащимися разобрали (частично) методические рекомендации по проверке итоговых сочинений. Эта работа была проделана для того, чтобы у ребят сложилось целостное представление о том, что от них требуется на экзамене, каким должно быть сочинение.
Прием 4
Рассмотрели композицию сочинения, определили части сочинения, цель их написания. Совместно учились создавать универсальные вступления и заключения, опираясь на ключевые слова. Когда к каждому направлению были созданы универсальные вступления и заключения, начали работу над основной частью сочинения.
Прием 5
Нынешние учащиеся читать не любят, а потому мы вынуждены были учиться писать сочинения на стихотворениях. Мною совместно с сильными учащимися были взяты для анализа несколько стихотворений. К этим стихотворениям были заданы вопросы, отвечая на которые, слабые ученики могли научиться приемам анализа текста. Затем задание усложнялось: учащимся предлагалось самим задавать вопросы к предложенному тексту.
Прием 6
Своих учеников я учила задавать вопросы к словам (тема-понятие). Как показали направления этого года, наш метод оказался актуальным. Я предлагала детям тему сочинения, состоящую из одного слова (подвиг, любовь, счастье...) и просила их задать как можно больше вопросов к этому слову. Вопросы могли быть любые, полет фантазии не ограничивался. Затем мы распределяли вопросы на главные, без которых сочинение не получится, и второстепенные, без которых сочинение может обойтись. После этого мы разносили вопросы по композиционным частям. Когда вопросы были распределены, я предлагала учащимся ответить на них. Получалось готовое сочинение, в котором не хватало одного: литературного аргумента. Совместно или самостоятельно мы подбирали аргументы из прочитанных нами произведений.
Прием 7
Совместно с сильными учащимися разработали для слабых учеников алгоритм работы над сочинением и клише сочинения. Предложила готовый алгоритм работы над сочинением.
Прием 8
Сочинения, написанные сильными учащимися, просила прочитать в классе для разбора. Совместно мы пытались понять, что получилось, что не получилось в сочинении, исправляли недочеты.
Прием 9
Давала детям задания подобрать цитаты на каждое направление. К предложенным цитатам просила подобрать те произведения, которые могли бы послужить литературным аргументом.
Вывод
После того как сочинение было внезапно возвращено в список экзаменационных испытаний, я сделала вывод, что подготовку к сочинению нужно начинать с самого начала работы с классом (с 5 класса), а потому эти этапы работы над сочинением включила в систему работы в 5, 8, 9 классах. Сейчас за своих будущих выпускников я спокойна. Сочинение они напишут.