Аналитическая справка о проделанной работе по Здоровье сбережению на уроках физической культуры в МБОУ гимназии № 30 г. Ставрополя
Справка
о проделанной работе по Здоровье сбережению на уроках физической культуры.
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Культура личности современного человека заключается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться.
Обучение в условиях здоровье сберегающей педагогике включает в себя передачу знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни
Урок – физической культуры. Как же с помощью этого урока воспитать в школьнике нравственность и волевые качества?
Первое, с чего бы мне хотелось начать, исходя из своего опыта работы – это сама личность учителя. Ушинский К.Д. писал: «Влияние личности воспитателя нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений». Педагогический принцип учителя ФК – воспитание действием. Это лучший способ привлечь уважительное отношение к урокам ФК. Наблюдая красоту действия учителя, ребенок вначале восхищается, затем увлекается и наконец влюбляется в этот урок.
Второе, на что хотелось бы обратить внимание - обстановка урока. Эстетика зала, спортивная форма детей, поведение учителя – все это имеет немаловажное значение.
Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить.
Общие требования включают в себя:
Уметь рационально и выразительно выполнять гимнастические и танцевально-ритмические упражнения, играть в соответствующие по возрасту игры;
Соблюдать рациональную осанку;
Иметь свой распорядок (режим) дня;
Знать свой уровень физической подготовленности и улучшать его путем самостоятельных занятий;
Уметь составлять индивидуальные комплексы физических упражнений для поддержания хорошего физического состояния.
На занятиях используются три формы организации работы учащихся: комплексная, индивидуальная и звеньевая.
Основные средства для развития физических качеств, формирование и совершенствование двигательных умений включают:
упражнения аэробной направленности (бег трусцой, кросс);
упражнения силовой направленности (с отягощениями, в висах и упорах);
средства скоростно-силовой направленности (скоростной бег, метание, прыжки);
средства по совершенствованию координационных способностей (спортивные, подвижные и народные игры, равновесие, элементы акробатики).
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходной формой на старте обучения.
При поступлении в школу детей делят на три группы здоровья:
основная , подготовительная , специальная.
На данный момент в нашей гимназии 164 ребенка относятся к специальным группам здоровья. Эти дети должны заниматься в кабинетах ЛФК или в врачебно-физкультурных диспансерах. Получается, что эти дети должны быть освобождены от уроков ФК.
Нередко у учащихся отнесенных к специальной медицинской группе встречаются «стертые» двигательные нарушения. Они часто незаметны в бытовых условиях, но проявляются при физической нагрузке. Особенно при выполнении сложных движений, что обуславливает необходимость строгого дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ученику.
Учитель ФК обязан знать дефекты здоровья каждого ученика, располагать данными медицинского осмотра, постоянно консультироваться с врачом школы, учитывать состояние ребенка на каждом уроке, дифференцированно планировать нагрузку.
При планировании занятий ФК учитываются возрастно-половые особенности учащихся и подразделение их на 3 группы:
Учащиеся младшего школьного возраста (7-10 лет). Задачи:
закрепить у детей интерес к физкультурно-спортивным занятиям;
углубить необходимые знания по личной гигиене.
Учащиеся среднего школьного возраста (11-15 лет). Задачи:
обеспечить гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей;
обеспечить приобретение и углубление знаний, необходимых для приобщения к культуре движений и здорового образа жизни.
Учащиеся старшего школьного возраста (15-18 лет). Задачи:
завершить базовое физическое образование (общий минимум);
выработать умения и навыки самоконтроля в процессе физкультурно-спортивных занятий.
Цель работы СМГ – более полная физическая и социальная реабилитация обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем.
Работа в СМГ подразделяется на периоды:
- вводный (щадящий) период включения в работу, подбор специальных упражнений, интенсивность и режим работы ориентирован на больную, наиболее слабую, функциональную систему.
- основной (функциональный) активный этап оздоровления, при отсутствии симптомов заболевания, приближение к свойственным до болезни показателям общего функционального состояния.
- заключительный (тренировочный) период постепенного возвращения школьника к полноценной жизнедеятельности и служит переходным для занятий физкультурой в подготовительную и основную группы.
Данная программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры, а уроки строятся на сотрудничестве учителя и ученика.
В программу включена оздоровительная аэробика, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.
Учащиеся в процессе всего урока регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них осознанное отношение к тому, чем они занимаются, а так же к самому себе, своему телу и своему здоровью.
Программа проведения уроков ФК реализуется в 4 этапа:
1 этап: - базовый – овладение базовыми двигательными действиями, основами физического воздействия на организм, обучение технике выполнения упражнений и интенсивности нагрузки;
2 этап – стабилизация базового этапа – совершенствование базовых двигательных действий, самостоятельное составление и умение проводить комплексы ОРУ;
3 этап – совершенствование базовых двигательных – повторение и усложнение упражнений, умение правильно называть и показывать упражнения, объяснять технику их выполнения, обладать достаточным уровнем физической подготовленности;
4 этап – целенаправленное формирующие воздействие на умения и навыки – совершенствование правильной техники базовых двигательных действий, повышение уровня физической подготовленности.
Критерии оценки при выполнении ОРУ:
осанка – плечи, грудь и подбородок выпрямлены, живот подтянут;
контроль за исполнением – положение рук, кисти, стопы. Ноги, положение тела;
техника – четкость линий, сила движений, переходы;
техника владения голосом – ясный голос, четкие команды;
меры безопасности – амплитуда движений, выполнение упражнений в заданном направление, расстояние между учащимися;
Создание комфортных условий, отбора высококвалифицированных кадров, выбор педагогических технологий преследуют главную цель –
сохранение и укрепление здоровья детей.
Работая по собственной программе «ЗДОРОВЬЕ», мы определили следующие задачи:
1. Создание здоровье сберегающей среды, предполагающей реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса:
- внедрение совершенных здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
- совершенствование оздоровительной работы с помощью средств физической культуры и природной среды.
2. Развитие у детей воображения, мышления, речевого творчества и активное воспитание добрых чувств.
3. Совершенствование форм и методов, обеспечивающих преемственность воспитания и обучения в условиях общеобразовательного учреждения и семьи:
- массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия («Дни здоровья»; «Веселые старты»; «Масленица», «Ты + Я – спортивная семья», учащиеся гимназии соревновались с родителями – учителями; соревнования посвященные Дню защитника Отечества – «Сегодня день особый для мальчишек и мужчин», где дети выступали с папами и др.);
Все это в совокупности обеспечивает необходимый объем организованной двигательной активности школьников гимназии.
Работа по здоровье сбережению подчинена следующим принципам:
1.Единство и взаимосвязь режима дня и работоспособности.
Созданные в гимназии условия, позволяют так построить режим дня ребенка, чтобы сделать эффективными занятия, предусмотренные школьной программой и формировать физическую и спортивную работоспособность. Специально в режим дня выделено время для прогулок (1 – 1,5 часа). Ежедневно проводятся: утренняя гимнастика до занятий, динамические паузы, активные двигательные минутки, пальчиковая гимнастика и др. При таком уровне двигательной активности в течении дня у школьников не происходит утомления и на высоком уровне сохраняется работоспособность.
2.Единство обязательной и добровольной физической культуры и спорта.
Для наилучшего развития и психических качеств и достижения полной действенности физической культуры ( с точки зрения их ценности и для здоровья, и удовлетворения социально-культурных потребностей) работают кружки: спортивных игр (баскетбол, футбол, аэробика, фитнес, кик-боксинг, танцы). Дети привлекаются к участию в соревнованиях школьного, районного и краевого уровня. Проводятся как личные, так и командные первенства.
Для отдыха и развития физических качеств детей организовываются спортивные досуги и праздники, массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия («Дни здоровья»; «Веселые старты»; «Масленица», «Ты + Я – спортивная семья», учащиеся гимназии соревновались с родителями – учителями; соревнования посвященные Дню защитника Отечества – «Сегодня день особый для мальчишек и мужчин», где дети выступали с папами и др.);
В таких мероприятиях дети могут реализовать себя, не принимая участия в спортивных соревнованиях, требующих высокого уровня физической подготовленности.
Особое внимание обращено на развитие выносливости. Это физическое качество в сочетании с закаливанием обеспечивает формирование механизмов эффективной профилактики респираторных и сердечно-сосудистых систем. При занятиях на воздухе больше времени уделяется использованию циклических упражнений (длительных повторяющихся равномерных нагрузок в виде беговых и прыжковых упражнений).
3.Единство двигательной деятельности, воспитания и развития психических качеств.
Любой спортивной соревновательной деятельности присущи специфические аспекты и возможности. Она побуждает ребенка стремится к успеху, способствует целевой ориентации, самоопределению, являясь благодатной почвой для формирования благородства и готовности помочь, для проявления ценных этико-моральных позиций.
Существенно, что занятия спортом носят всегда активный характер, дети участвуют в них с радостью и без принуждения.
Таким образом, потребность в систематических двигательных, спортивных, игровых занятиях появляется там, где дети испытывают радость, получают богатые, эмоционально окрашенные впечатления.
Физкультурно-оздоровительные праздники позволяют решать массу важных задач:
формирование у детей и взрослых потребности в здоровом образе жизни;
развитие функциональных возможностей ребенка;
сочетание физической культуры с другими видами деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой);
воспитание коллективизма.
Содержание спортивно-оздоровительных мероприятий усложняется от одной возрастной группы к другой. При составлении сценариев праздников педагоги ориентируются на следующие критерии:
содержание праздника строится на хорошо освоенном ребенком материале;
упражнения должны быть разными по двигательному содержанию;
нагрузка в упражнениях повышается постепенно и снижается к последнему заданию, после игр и эстафет большей интенсивности целесообразно проводить малоподвижные игры и эстафеты;
после игр, желательно давать задания только для наиболее выносливых детей;
содержание праздников приспосабливается к тематике и условиям проведения.
Задачами практической работы являются:
Вовлечение – как можно большее число детей в активный двигательный режим и обязательных занятий, предусмотренных программой. Увеличение числа детей регулярно занимающихся физической культурой, спортом в свободное время во всех возрастных группах, особенно девочек. Повышение привлекательности и стремление к разнообразию таких занятий.
Развитие - любое направление дополнительного образования – это стойкая система знаний, составляющая программу, включающая в себя темы и области, не входящие в рамки общеобразовательных программ:
- разнообразие тем, форм и способов организации занятий, способствующих удовлетворению интересов учащихся, обогащению их субъективного опыта;
- демократический стиль общения, позволяющий стимулировать процесс самопроявления и самовыражения детей.
Обеспечение
Проведение профилактических и лечебных мероприятий: витаминизация, различные формы закаливания, дыхательная гимнастика, прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, прививки, точечный массаж, позволяют нам работать без карантинов, даже во время эпидемии гриппа.
Просвещение родителей: родительские собрания, консультации, беседы. Приоритетность вопроса здоровья должны понимать не только педагоги, но и родители, и сами дети.
Влияние семьи на занятия детей физической культурой проявляется по-разному. Родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними, мало интересуются их внутренним миром, их жизнью в сообществе со сверстниками. При этом даже те родители, которые занимаются спортом, не побуждают своих детей к двигательной активности. Дети дома больше всего «общаются» с компьютером. Вот почему важным и действенным средством подъема ФК является широкое привлечение нами родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми нашей гимназии.
Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнить его физическую подготовленность, физические качества с теми, как развиты другие дети. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые состязания, как, играя, они тренируются, как в походах учатся преодолевать себя. Тогда видны все плюсы и минусы семейного воспитания. Вовлечение пап и мам в такие формы досуга, когда они на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, полезно всем, и особенно детям, это дает огромную радость от взаимного общения.
В нашей гимназии родителям представляется возможность присутствовать при проведении утренней гимнастики на свежем воздухе, физкультурных занятиях, занятиях в спортивных секциях. Они могут наблюдать организация питания, закаливающих мероприятий.
Во время бесед и консультаций педагог и мед.работник дает родителям конкретные советы по закаливанию детей с учетом состояния здоровья и психических особенностей. Индивидуальные консультации проводятся с родителями детей с ослабленным здоровьем или несколько отстающих в физическом развитии. Родителей убеждают в том, что занятия ФК будут способствовать укреплению здоровья детей, его правильному физическому развитию, а также воспитанию самостоятельности, активности, смелости и ловкости.
охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным видам двигательной деятельности;
Справка
о здоровьесберегающих образовательных технологиях
Основ Школы Здоровья
Программа Основы Школы Здоровья разработана основываясь на адаптивную программу известного педагога В.И. Ковалько. Она содержит всю теоретическую и практическую информацию о современном состоянии педагогики здоровьясбережения в нашей гимназии.
Главная цель курса «Основы Школы Здоровья» - всестороннее развитие на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника.
Основные задачи:
вызвать у учащихся начальных классов интерес к Школе Здоровья, позволив ощутить красоту и радость движения;
формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
обучить школьников доступным физическим знаниям, двигательным умениям и навыкам;
добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
воспитать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.
Занятия (занятия-уроки подвижных игр), проводимые в рамках курса Основы Школы Здоровья, являются дополнительным средством решения задач образовательного, оздоровительного и воспитательного характера, решаемых на уроках физической культуры в начальной школе.
Структура занятий – трехчастная:
подготовительная часть – изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в продолжительном беге, выполняются упражнения обще развивающего характера, сообщаются теоретические сведения. Весь этот материал дается в игровой, занимательной форме;
основная часть – формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Используются подвижные игры высокой и средней интенсивности;
заключительная часть – включены подвижные игры средней и низкой интенсивности.
Предлагаемая методика проведения физкультурно-оздоровительных форм занятий в рамках курса «Основы Школы Здоровья» существенно отличается от традиционной. Воспитание основ Школы Здоровья невозможно без использования средств подвижной игровой деятельности, поэтому программой предлагаемого курса предусмотрено максимальное включение в учебно-воспитательный процесс начальной школы подвижных игр.
Особенность использования подвижных игр в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что самостоятельность действий учащихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры еще и самостоятельный контроль и оценку своих игровых действий. Перед игрой осуществляется разбор игровых правил, распределение ролей. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения игровых действий, и ученик может проверить не только правильность своего выбора игровых действий, но и способы контроля, а также объективность своей оценки участия в игре.
1 КЛАСС. Тема: «Физкульт-ура! Начинается с утра!»
2 КЛАСС. Тема: «Чтобы не было беды».
3 КЛАСС. Тема: «Физкульт-ура! Собираем команду со всего двора!».
4 КЛАСС. Тема: «Физкульт - ура! На природе детвора!»
Оценивая учащихся в рамках курса «Основы Школы Здоровья», прежде всего надо дать ученикам поверить в себя, в свои силы, дать им возможность дотянуться до своей высшей планки развития. Дети должны почувствовать «ситуацию успеха» и тогда их школьная жизнь, их учебный труд станут более качественным и успешным.
Виды контроля:
самостоятельная двигательная деятельность учащихся на занятиях курса: задача ребенка – выбрать тот вид самостоятельной двигательной деятельности, которая ему доступна;
игры-эстафеты: направлены на выявление освоения отдельными видами движений при коллективном взаимодействии с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися;
диагностическое тестирование: оценивается граница собственных знаний, двигательных умений и навыков учащихся. Такой вид контроля позволяет самому ученику определить те затруднения с уровнем физической подготовленности, и затем вместе с учителем наметить пути ликвидации этих пробелов;
соревнования: проводятся после овладения учащимися двигательными умениями, делают освоение предыдущего материала более устойчивым;
подвижные игры: особенность использования подвижных игр в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что самостоятельность действий учащихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры еще и самостоятельный контроль и оценку своих игровых действий. Перед игрой осуществляется разбор игровых правил, распределение ролей. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения игровых действий, и ученик может проверить не только правильность своего выбора игровых действий, но и способы контроля, а также объективность своей оценки участия в игре.
Контроль осуществляется по 10 уровням выполнения игровых заданий:
учащийся не может сам выполнять игровое действие, он выбирает коллективный вид взаимодействия в игре. Задача ребенка – отделить правильный выбор игрового действия от неправильного;
ученик в состоянии верно выполнить двигательные действия, предусмотренные игровыми правилами, как коллективно, так и самостоятельно;
ученик в состоянии организовать подвижную игру по заданию учителя;
умение учеником совершать самостоятельный выбор игровых действий (используя несколько вариантов правил игры);
ученик в состоянии сам организовывать игру;
ученик в состоянии сам придумать подобную подвижную игру по заданию учителя;
ученик в состоянии провести подобную подвижную игру по заданию учителя;
перед учеником ставится задача научить других детей играть в подвижную игру;
перед учеником ставится задача научить других детей придумывать подвижные игры, по заданию учителя;
учащиеся в состоянии самостоятельно организовать свой игровой досуг.
И в заключении мне хотелось бы сказать следующее. Какой бы современной ни была медицина, она не может избавить каждого от болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. И по этому, с раннего возраста нужно научить детей вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Учитель физической культуры МОУ
гимназии № 30 г. Ставрополя В.И. Кнутас.
15