Статья Информационные технологии как средство повышения эффективности образования.
«Информационные технологии, как средство повышения эффективности образования»
Цель: использование информационных технологий, их методов и средств для реализации идей оптимизации образовательного процесса.
В наше время ни для кого не секрет, что информационные технологии не стоят на месте, как в повседневной жизни каждого человека, так и в педагогической практике.
Кадетский корпус живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к нему все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости обучающихся и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
В век компьютерных технологий цифровые и электронные образовательные ресурсы
всё чаще появляются на уроках. Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами:
появление компьютера в школе намного облегчило работу учителя (изготовление наглядного и раздаточного материала);
урок проводится на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
появляется возможность усилить мотивацию учения;
в процесс урока включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;
чаще возникают и ярче проявляются положительные эмоции, вследствие чего увеличивается объём выполняемой работы и запоминаемого материала.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Преимущества использования ИКТ:
- способствуют повышению мотивации обучения;
- повышают активность обучаемых;
- повышают эффективность процесса обучения;
- дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
- усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
- расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
- повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
- предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.
Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.
Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса (рисунок 1).
В процессе преподавания географии информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:
* мультимедийные сценарии уроков;
* проверка знаний на уроке;
* подготовка к ЕГЭ (спецкурс)
*внеурочная деятельность.
Мультимедийные сценарии уроков
Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.
Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:
Принцип наглядности.
Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Принцип природосообразностиИспользование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Принцип прочности
Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный метериал запоминается в большем объеме и более прочно.
Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме он-лайн.
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.
Наряду с плюсами ИКТ - технологии, используемые непродуманно во время урока,
могут внести много минусов в структуру урока, отрицательно сказаться на здоровье кадет.
Собственный опыт показывает: если урок превращается в «лекцию со слайдами», учеников начинает не только утомлять, но и усыплять размеренный голос учителя. Особенно часто это наблюдается у средних школьников при условии, что презентация занимает более 25 минут урока и проводится в условиях приглушенного света. Дети - не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения представленного материала.
Слайды презентации – инструмент, который помогает по-новому осветить тему урока.
Вывод первый: Всё зависит от творческого подхода учителя. Хороший урок презентация украсит, плохому – всё равно не поможет.
Второе, о чём надо задуматься перед составлением урока: является ли использование ЭОР столь необходимым на этом конкретном уроке? Использование ИКТ - технологий на уроке не всегда оправдано. Урок должен быть привычным, удобным для учащихся и учителя.
Важно определить место и время работы с ЦОР в структуре урока.
Отбор материала должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:
актуализация знаний;
сопровождение объяснения учителем нового материала;
первичное закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимся. Вопросы такой беседы можно представить на слайдах, но не в виде простого текста, а как небольшой видеоряд. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».
При объяснении нового материала слайды желательно не перегружать текстом.
Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися. При длительном объяснении, особенно в классе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.
Первичное закрепление можно представить в виде нескольких слайдов, на которых представлены 1-2 задания. Если презентация задумана на всех этапах урока, то части её лучше отделить различными фонами, однако стиль оформления должен восприниматься как единое целое.
Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.
Обобщение и систематизация знаний часто занимает целый урок. Если при изучении темы ни разу не использовалась компьютерная наглядность, а потом вдруг появилась на уроке-закреплении, то учащиеся больше будут обращать внимание на форму, а не на содержание урока.
Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить ещё некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач.
1. Анимация не должна быть слишком активной.
Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.
2. Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя. Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими рисунка или развертки.
Второй вывод: грамотная, продуманная, вписанная в структуру урока презентация или ЦОР учебному процессу приносит пользу.
Вывод третий: при использовании ИКТ - технологий строго соблюдай новые требования СанПиНа.
Прогнозируемые результаты.
ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания.
Накопленный мною опыт, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.