Игра и игровые формы как средство повышения эффективности обучения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Игра и игровые формы как средство повышения эффективности обучения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра -это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
Развитие эмоционально- волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время использую следующие игры:
а)- дидактические;
б)- сюжетные;
в)- ролевые;
г)- театрализованные.
Каждый вид игры выполняет определённые функции.
1.Дидактические игры - одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
Таб.1.По характеру познавательной деятельности
Деятельность Целевые установки Дидактические игры
Исполнительская знакомство с простейшими свойствами,
умение выполнять задания
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной
Воспроизводящая формирование навыков учебной деятельности, т.е. способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. «Лабиринт»; «Пароход»; «Самолет»; «Путешествие» приём «Дермолексия»,
Контролирующая контролировать себя и своих товарищей, помогать найти верные решения «Я - учитель»; «Контролер»;
Преобразующая учить преобразовывать,
выводить закономерности,
анализировать,
сопоставлять,
обобщать «Числа-перебежчицы»; «Путаница»; «Волшебный столик»
Поисковая сравнивать,
анализировать,
находить общее и различия, недостающее,
самостоятельно находить решение «Найди лишнего»; «Магазин»
2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка - проговаривания реплик. Использую на уроках чтения и развития речи.
4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
Таким образом, учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности детей с ОВЗ. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В «контекстном» обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания умственно отсталых школьников.
Учащимся трудно дается выполнение заданий по обобщению, у них слабо развиты многие психические процессы, мелкая моторика.
На уроке использую элементы игровой деятельности, в зависимости от этапа урока, использую различные направления.
- завоевать доверие ребенка, снять у него мышечное напряжение, двигательно раскрепостить, дать ему возможность поверить в свои силы, то есть настроить ребенка на продуктивную умственную деятельность.
- развить когнитивные процессы.
- помочь осознать ценность других людей и собственной личности; развить доброе и внимательное отношение к другим. Прием при необходимости может повторяться. В процессе работы меняю виды деятельности, чтобы заинтересовать детей.
Игровые упражнения применяемые на уроке развитие речи на основе окружающей действительности.
«Зоопарк»:
Обучающиеся изображают по желанию любых зверей и птиц. Сначала все сидят за стульями «в клетках». Каждый обучающийся выходит из-за стула и представляет свое животное. Другие угадывают, кого он изобразил. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери и птицы» выходят. Они прыгают, бегают, кричат, рычат, летают. Основной этап: Обучающиеся рассматривают таблицу с теневыми или черно-белыми рисунками овощей, фруктов, ягод, деревья, грибы, цветы. Первое задание. Педагог загадывает загадки о растениях, обучающиеся отгадывают и отыскивают их на парте. Второе задание. Обучающимся по очереди предлагается найти, назвать и показать фрукты, овощи, ягоды. Третье задание. Обучающиеся считают про себя количество рисунков, потом по очереди отвечают.Игровое упражнение «Растительный мир вокруг нас».
Педагог, (который на время игры становится лесником), предлагает обучающимся превратиться в какое-нибудь маленькое растение и назвать его. Лесник очень бережно относится к растениям, поливает их (гладит детей по голове и телу), ухаживает за ними. Пригрело солнце, все хорошо. Но вот подул ветер: растения начинают качаться в разные стороны, борются с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер усиливается (опускаются руки, голова), растения клонятся к земле и ложатся на нее. Им грустно и страшно. Но вот ветер стих и пошел долгожданный дождик (все встают), выглянуло солнышко (улыбки соседям). Растения стали краше прежнего. После упражнения обучающиеся рассказывают о том, в какие растения они превращались, и как менялось их настроение.
Основной этап: Дети подходят к таблице с изображением различных предметов.
Первое задание: Учитель загадывает загадки о предметах, сделанных руками человека, обучающиеся отгадывают их, отыскивая на плакате.
Второе задание: Детям по очереди предлагается найти предметы мебели, посуду, транспорт, инструменты, игрушки и назвать их общим словом.
Третье задание: Каждый ребенок получает комплект карточек. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.
Игровое упражнение «Ералаш». Мелкие игрушки (мебель, посуда, машинки и т.д.) разбросаны по полу. По очереди каждый обучающиеся наводит порядок в квартире, то есть собирает все игрушки в отведенное место. Другие дети считают вслух секунды, потраченные на выполнение данного задания. После того как каждый обучающийся выполнил это задание, педагог просит учеников вместе навести порядок. При этом он сам считает секунды. В ходе этой игры дети понимают, что вместе можно сделать быстрей и лучше: один в поле не воин.
Игра «Живое - неживое».
Ученики стоят в одну линию. Ведущий обучающийся стоит напротив. Он называет какой-либо предмет и бросает мяч кому-то из детей. Если этот предмет одушевленный (живой), ребенок ловит мяч, а если нет -откидывает его.
Игра «Я знаю». Ученики стоят в кругу и кидают мяч друг другу со словами: «Я знаю пять названий домашних животных...»; «Я знаю пять названий диких животных...» «Я знаю пять названий предметов мебели...»; «Я знаю пять названий фруктов...» и т.д. Обучающийся должен бросить мяч и быстро произнести слово.
Из опыта работы с младшими школьниками в коррекционной школе VIII вида можно сделать вывод, что игра и игровые формы являются эффективным средством обучения. Обучающиеся лучше усваивают полученную информацию, меньше отвлекаются и проявляют заинтересованность к процессу обучения. Также игровые формы помогают формировать и развивать навыки коммуникации.