Конспект урока по физике Изучение сплошного и линейчатого спектра с применением виртуальных лабораторных работ 11 класс


План - конспект урока физики, лабораторная работа по теме:
«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
(Обобщение темы «Излучение и спектры»).
Класс: 11
Номер урока в теме: 13 урок в теме «Излучение и спектры».
Тип урока: Урок развивающего контроля.
Базовый учебник: Физика. 11 класс. УчебникМякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.19-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 366 с.
Цель:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Виды спектров» для решения практических задач, понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данной теме.
Задачи:
- Обучающие:
обобщить учебный материал по теме «Излучение и спектры»
рассмотреть виды спектров и их свойстваc помощью лабораторной работы «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»;
расширить кругозор учащихсяв спектральном анализе веществ для дальнейшего использования в спектроскопии.
- Развивающие:
развитие у учащихся умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов;
развитие у учащихся способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение);
развитие у учащихся речи (владение физическими понятиями, терминами);
развитие познавательного интереса учащихся.
- Воспитательные:
формирование у учащихся навыка совместной деятельности через самостоятельную работу в парах;
формирование навыка рефлексииу учащихся, для сопоставления полученных практически результатов учебной задаче, целям и способам действий.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах.
Оборудование:
мультимедиа;
ЭОР (виртуальная лаборатория).
Структура и ход урока.
№ Этап урока Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 4 5 6
1 Организационный момент Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи Слушают 1 мин.
2. Этап повторения и обобщения Проводит фронтальный опрос.
- Какие приборы используют для наблюдения спектров?
- Кем и когда открыты рентгеновские лучи?
- Разделите на группы источники света?
- Классифицируйте виды спектров?
- Приведите аргументы за и против использования спектрального анализа в практической деятельности?
- Как называются излучения, находящиеся по обе стороны от видимого излучения? (инфракрасное и ультрафиолетовое). - Разделите данные виды излучения в зависимости от их физических характеристик? (частоты, длины волны, скорости)?
- Что объединяет все виды излучений? (Скорость распространения: с= 3х108м/с)
Отвечают на вопросы по пройденной теме 5 мин.
3. Этап выполнения виртуальной лабораторной работы по опорным листам Цифровой образовательный ресурс
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=350:2009-08-22-11-55-36&catid=40:17-&Itemid=100Распределение учащихся на пары осуществляется самостоятельно.
1)выполняют исследование с интерактивной моделью, 2)отвечают на вопросы самоконтроля или взаимоконтроля. 34 мин.
4. Физкультминутка Выполняют упражнения 1 мин
5 Подведение итогов урока, рефлексия Организует совместное и индивидуальное обсуждение выполнения лабораторной работы .Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение. 2 мин.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Озвучивает домашнее задание:
Записывают задания в дневники 2 мин
Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров излучения»
Выполняется по готовым опорным листам.
Пример опорного листа.
Лабораторная работа № 7.
Тема: «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».
Цель: Пронаблюдать сплошной и линейчатый спектр испускания через разные углы призмы и разные источники света, сравнить наблюдения.
Указания к работе: На рабочем столе зайти в папку ЛАБ№7, найди ссылку на сайт, перейди по указанному адресу. Пронаблюдать сплошной и линейчатый спектр испускания.
(ссылка http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=350:2009-08-22-11-55-36&catid=40:17-&Itemid=100)
Ход работы.(Необходимый уровень)
Определение характеристик спектров.
Порядок цветов в спектре;
Цвета самых чётких линий спектра;
Вид спектра;
Чёткость спектра.
Заполнить таблицу.
Источник света угол 450 угол 600
Дневной свет a)
b)
c)
d) a)
b)
c)
d)
Свеча Водород Гелий Неон Вывод: Сформулировать самостоятельно.
(Дополнительный уровень.)
Ответить письменно на вопросы.
Чем отличаются спектры испускания и поглощения?
Чем схожи спектры испускания и поглощения?
Как источник света влияет на спектр?
Какие вещества или тела излучают линейчатый спектр, а какие сплошной?
Критерии оценивания лабораторной работы по УУД.
Уровень оценки
выбрать Предметные
Результаты Регулятивные
результаты Коммуникативные результаты
Ответы на вопросы заданий Ответы на дополнительные вопросы Формулировка вывода Работа в интернете Работа по инструкции Заполнение таблицы Умение работать паре Обсуждение вопросов
высокий средний низкий За каждое выполненное задание ставится плюс по уровням, в зависимости от качества выполнения задания.
«5» - Ставится в том случае, если преобладают плюсы в высоком уровне оценки;
«4» - Ставится в том случае, если преобладают плюсы в среднем уровне оценки;
«3» - Ставится в том случае, если преобладают плюсы в низком уровне оценки.
4.Итоги урока.
Опрос рефлексии:
Что запомнили?
Как пригодится в жизни?
Понравилась работа или нет?
5. Домашняя работа.
Ответить письменно на вопрос: «Где в повседневной жизни человека используют спектры?»