Рабочая программа исторического кружка КЛИО
Пояснительная записка
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «КЛИО» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка.
Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
В работе исторического кружка участвуют дети с 12 – 16 лет.
Продолжительность программы – 1 год, в объеме 70 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в школьном музее.
Цели программы:
сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
воспитывать патриотизм.
Для достижения этих целей поставлены ряд задач:
Обучающие:
- изучить особенности Воронежской области, Хохольского района, села Гремячье;
- проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы;
- повысить уровень самостоятельной работы детей;
2. Воспитательные:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
3. Развивающие:
- развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации:
- создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;
- формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества
Данная программа позволяет ориентироваться на интересы детей и поэтому помогает решать также учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя географическое знание воспитанников. Близкое общение педагога с детьми при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ребёнка, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности.
Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени.
Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края.
В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.
Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.
В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее , краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края.
После обучения по данной программе воспитанники должны знать:
Историю родного края и села
Основы музееведения
Традиции народов России.
Основы природопользования и охраны окружающей среды.
Воспитанники должны уметь:
Провести беседу об интересном земляке
Написать сочинение о земляке, о селе, о крае
Собирать материал, систематизировать и обобщать
Ожидаемый результат
Знать особенности родного края
Научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные журналы, видеофильмы, диски, Интернет, телевидение
Иметь представление об источниках загрязнения окружающей среды
Гордиться своей малой Родиной
Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками
Учебно-тематический план№ Разделы, темы Количество часов
всего теория практика
Раздел I. Введение.
1. Презентация кружка
Техника безопасности на занятиях. 1 1 -
Раздел II. Древо жизни. 2. Знакомство с генеалогией. 1 1 -
3. Составление «Древа жизни» своей семьи. 1 - 1
Раздел III. Моя семья в истории страны. 4. Традиции моей семьи. 2 2 -
5. Работа над презентацией «Моя семья в истории страны». 3 - 3
6. Семейные гербы 3 1 2
Раздел IV. «Малая родина- моя деревня» 7. С. Гремячье -345 лет
Экскурсия по музею с. Гремячье 2 1 1
8. Знаменитые люди нашего села 3 3 -
9. Знакомство с историей своего края. 3 3 -
10 Экскурсия по селу 2 - 2
11. Мой двор, моя улица. За что люблю. 2 2 Раздел V. Михаил Матвеевич Петров
12. Биография героя отечественной войны 1812 года М. М. Петрова. 1 1 -
13. Работа над презентацией
«М. М. Петров –герой Отечественной войны 1812 года.». 2 - 2
14. История церкви 1 1 Раздел VI. Государственная символика Российской Федерации. 15. Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг. 2 1 1
16. Знакомство с историей государственных символов РФ. Герб. Гимн. 2 1 1
17-18. Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации». 3 - 3
Раздел VII.
с. Гремячье в годы войны 19. Гремяченцы - Герои Советского Союза 2 2 -
20-21. Работа над презентацией «Герои нашего села». 2 - 2
Раздел VIII.Наш край родной. 22. Знакомство с историей своего края. 2 2 -
23. История праздников и народных гуляний. 3 3 -
24-25. Работа над проектом «Наш край родной». 4 2 2
Раздел IX. Воронежской области – 390. 26. Знакомство с историей ВО. 4 4 -
27. Фотовыставка «Мой родной край» 1 1 -
28 Работа над презентацией
«Помним, гордимся, наследуем». 3 - 3
Раздел X. Выдающиеся люди нашего села. 29. Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села». 3 - 3
30. Встреча с интересными людьми нашего села. 3 - 3
Раздел XI. Наши ветераны. 31. Встреча с В. Ф. Кукуевым, участником ВОв. ветераном труда. 1 - 1
32. Встреча с Н. С. Миловановой, ветераном труда. 1 - 1
Раздел XII. История школы 33. Работа с летописью школы 3 2 1 34. Встречи с учителями 2 2 Раздел XII. Итоговое занятие. 35. Итоги работы исторического кружка.
1 1 37. Учет экспонатов и документального фонда.
1 1 Итого. 70 35 35
Основное содержание программы.
Раздел I. Введение.
Теория. Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного края.
Раздел II. Древо жизни.
Теория.
Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.
Практика.
Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.
Раздел III. Моя семья в истории страны.
Теория.
История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа, фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов.
Практика.
Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой.
Раздел IV. «Малая родина- моя деревня»
Теория.
Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села.
Практика.
Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия с. Гремячье. История села.
Раздел V. Михаил Матвеевич Петров.
Теория.
Биография М.М..Петрова.
Практика.
Работа с историческими источниками и литературой, знакомство с экспонатами , связанными с жизнью и деятельностью Героя Отечественной войны 1812 года М.М.Петрова.
Раздел VI. Государственная символика Российской Федерации.
Теория.
История государственных символов Российской Федерации, их историческая преемственность, сущность и значение в различные периоды истории. Герб. Гимн. Флаг.
Практика.
Научно – исследовательская деятельность. Поиск информации о государственных символах РФ. Составление отчета.
Раздел VII. с. Гремячье в годы войны
Теория.
Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.
Практика.
Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.
Раздел VIII. Наш край родной.
Теория.
Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного края.
Практика.
Отбор фактического материала.
Раздел IX. Воронежской области – 390...
Теория.
История образования Воронежской области.
Практика.
Организация и проведение классных часов по этой теме.
Раздел X. Выдающиеся люди нашего села.
Практика.
Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа: устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда.
Раздел XI. Наши ветераны.
Практика.
Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. Беседа. Проведение экскурсии в музей села Гремячье.
Раздел XII. История школы.
Теория.
Работа с летописью школы.
Практика.
Встречи и поздравления учителей ветеранов работавших раньше в нашей школе.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Педагогическое сопровождение программы:
Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками интернет – сайтов, составление
карт –схем, встреча с интересными людьми.
Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Ростовской области ( об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).
Организационное сопровождение ОП: для осуществления целей и задач программы кружка «Страницы истории» созданы необходимые условия: помещение, интернет, книги, газеты.
Литература для педагога:
1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музееМ.,2001.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.
Литература для детей:
1.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., «Просвещение». 1991г.
2. Парамонова Л. А. Музей и дети. М., «Карапуз», 1999г.
3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. –С.Пб. 1996г.
4.Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги.- м. 1991г.
5. Компанцева. Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.-М.1985г.
6. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. – М. 1992г.
7. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – С. Пб., 1997г.
8.Журнал « Дошкольное воспитание» №5 ,2002г. стр 13 Н. Кутьина « На пути к музею».