беседа с родителями: Причины нарушения поведения и возникновения вредных привычек


Причины нарушения поведения и возникновения вредных привычек
 1. Игнорирование особенностей пубертатного периода.
  Для учащихся 5-6 классов большую роль играет окружение, в первую очередь друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе.
Кроме того, в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, употреблять спиртные напитки.
  Наибольшие трудности возникают при общении с подростками 12-17 лет. И это не случайно. Подростковый (пубертатный) период характеризуется тем, что вчерашний ребенок вступает в процесс полового созревания. У ребенка формируется социально-психологическое отношение к окружающим, начинают довольно четко вырисовываться черты характера, складываются интересы, наклонности к той или иной деятельности, т. е. проявляются основы личности.
  Становление характера и личностных свойств неразрывно связано со стремлением к самостоятельности, отсюда попытки освободиться от опеки родителей и старших, определить свое отношение к окружающему. Отсутствие жизненного опыта и еще нечеткая направленность стремлений и убеждений нередко создают для подростка целый ряд трудностей, в частности при общении с окружающими.
  Самое важное в этот период - постараться воспитать в  детях независимость, способность отстаивать свое мнение, не идти на поводу у других.
  Нужно формировать у ребенка критическое отношение к заманчивым предложениям рекламы и к соблазнительным предложениям сверстников (что-то попробовать, с чем-то поэкспериментировать).
    Реклама табака и алкогольной продукции действует, в основном, на детей и подростков. Это происходит в силу отсутствия у них критического осмысления красиво оформленных, соблазнительных предложений. Приманкой служат яркие краски, красивые люди и престижные вещи. Привлекают великолепные пейзажи, иностранные слова и обещания чего-то необычного: путешествия, приключения, новые возможности.
  Дети бессознательно стремятся подражать рекламным «героям» и верят, что приобретение, использование этого товара принесут им обещанное счастье, успех, процветание, красивую внешность, приятное общение и популярность. Дети должны знать, для чего служит реклама, кому это выгодно. На картинке - сильный, мужественный, загорелый мужчина с белозубой улыбкой, на которого очень хочется быть похожим. Это приманка. Человек начинает курить и покупает сигареты, обогащая фирму, производящую данный сорт сигарет.
  Курение способствует появлению серого цвета лица, желтых зубов и уж точно не прибавляет объема мышцам.
  Подростки часто жалуются на снижение работоспособности, утомляемость, головные боли, нарушения процесса засыпания. Не редко в этот период отмечаются так называемые пубертатные поведенческие кризы:
1. Повышенное внимание к своему здоровью и страх заболеть тяжелой болезнью.
2.Ложное убеждение в своей физической неполноценности (неправильные черты лица, некрасивая фигура, тонкие ноги и т. п.).
3. Стремление все осмыслить самостоятельно, понять, найти ответ на волнующие вопросы в книгах и даже философских трудах. Такие подростки избегают контактов со сверстниками, стремятся к уединению.
4. Нарушения поведения - грубость, озлобленность, негативное отношение к взрослым. Иногда в поведении подростка звучат романтически-таинственные мотивы, иногда - нелепо-циничные, что обусловлено особенностями воспитания и темперамента.
 В силу эмоционально-волевой незрелости подросток при слабом воспитательном контроле может легко попасть под влияние асоциальных элементов, маскирующих свою истинную сущность красивыми фразами и рассуждениями об «истинной жизненной философии» без запретов и условностей, не согласующейся с официально принятой «учебной».
2. Органические поражения головного мозга, хронические заболевания, интоксикациии.
  Одной из причин, способных вызвать вредные привычки, нервно-психические нарушения, является органическое поражение головного мозга. Наиболее часто встречаются остаточные явления черепно-мозговой травмы. Она может возникнуть как в период родов, так и в ранние годы жизни.
  Эти поражения могут длительное время не проявляться какими-либо болезненными нарушениями, в результате чего родители забывают о них.
 Поражения центральной нервной системы возникают и вследствие перенесенных мозговых инфекций (менингит, энцефалит) или общих инфекций (ревматизм, вирусный грипп). Травматические повреждения на этом фоне вызывают довольно выраженные нарушения в психическом развитии ребенка.
  Крайне неблагоприятно влияют на нервно-психическое состояние ребенка различные физические дефекты как врожденного, так и приобретенного характера, особенно косметические дефекты лица (заячья губа, волчья пасть и др.), такие дети с раннего возраста при общении с окружающими, особенно со сверстниками, начинают мучительно переживать свою «неполноценность».
3. Психические травмы - сверхсильные для личности переживания, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными реакциями. Они играют значительную роль в появлении различных нарушений поведения и вредных привычек. Причинами чаще всего бывают различные конфликтные ситуации.
 Чаще других встречается так называемый конфликт поколений, возникающий в результате чрезмерной опеки и контроля старших за поведением и поступками подростков. Очень болезненно переживают подростки насильственное лишение общения со сверстниками, с которыми установились прочные и эмоционально значимые взаимоотношения.
 Болезненно воспринимается детьми и ломка привычных жизненных установок: переезд в другой город или район города, переход в другую школу.
  Причиной психической травмы могут быть необоснованные обвинения в неблаговидном поступке, пробудившаяся и отвергнутая пылкая юношеская влюбленность, ущемленное самолюбие, раскрытие тщательно скрываемых секретов и др.
4. Негармоничная семья и неправильное воспитание.
  Типичная ошибка - дефицит внимания к ребенку в семье. Когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
  Психологическая безнадзорность особенно вредна в случае, если она сочетается с гиперопекой... Там, где господствует жесткая рекомендация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. Поскольку нравственность в основе своей предполагает, прежде всего, свободу выбора, направления и способов действия.
  Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, как, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем, нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, личностной несостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти... Гиперопека  остается самой распространенной  ошибкой воспитания.
  Чем опасна  гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Этим можно объяснить ситуацию, когда отличник, послушный сын заботливых родителей вдруг оказывался вовлеченным в противоправные действия, включая употребление наркотических веществ.
  Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка, подростка все равно найдет какой-либо выход. И если все разумные и полезные направления для этой активности перекрыты, то выход ее будет неожиданным и неблагоприятным. Иначе быть не может. Поэтому, по каким-либо причинам ограничивая детей в той или иной деятельности, необходимо одно временно дать им возможность проявить себя в чем-то другом, интересном и полезном для них.
  Ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие нет; что можно делать, а чего следует избегать.
 Возрастающее стремление ребенка к самостоятельности, которое для родителей оказывается неожиданным, встречает с их стороны наиболее активное противодействие именно в подростковом возрасте. Так как это желание проявляется время от времени, старшие не всегда осознают необходимость предоставления своему сыну или дочери большей самостоятельности, даже если внутренне почти готовы к этому непростому решению. Как избежать искушения авторитарностью? Кто с высоты своего положения родителя не требовал от подростка безусловного подчинения, признания своей правоты во всех ситуациях, даже при разногласиях? Подумайте, чем оплачена такая «победа»? Испугайтесь, что этим самым вы, может быть, перечеркиваете атмосферу взаимопонимания, доверия? Научитесь отличать авторитетность (когда ребенок, уважая вас, согласится с вашим мнением) от авторитарности (когда вы попросту подавляете его инициативу, ломая ему жизнь).
  Поймите, что безусловное подчинение, которого вы добиваетесь, подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, возможность самому разобраться в поведении и личностных качествах других людей, программирует ситуационность поведения и подчиняет случайным мнениям. В итоге - препятствует выработке собственной позиции, решению выбора, умению сказать «Нет!».
  Необходимо научиться доверять ребенку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его собственного опыта, проявления самостоятельности.
  Семья способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности. Если подросток воспитывается в гармоничной семье, все члены которой связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, то неблагоприятная среда (асоциальная компания) не оказывает на него такого деформирующего воздействия, как на подростка из неблагополучной (негармоничной) семьи.
  Гармоничные отношения чаще устанавливаются в полных семьях, где есть отец, мать, бабушки, дедушки и другие родственники. Негармоничными нередко бывают семьи, где отсутствует один из родителей, имеется отчим или мачеха, не нашедшие эмоционального контакта с ребенком. Различные нарушения в поведении часто бывают у подростков, которых родители отдали на воспитание бабушке и дедушке.
  К негармоничным следует относить и семьи, где нарушены внутренние солидарные отношения, нет взаимопонимания при решении жизненных проблем, отмечается чрезмерное доминирование одних членов над другими, отсутствует эмоциональная теплота, часто возникают конфликтные ситуации.