Мини-программа психологического сопровождения семьи в условиях ДОУ

Автор-составитель:
Педагог-психолог
Власова О.В.


МИНИ - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ

«Психологическая школа
для родителей»

1.Пояснительная записка
На современном этапе развития дошкольного образования включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада является актуальной задачей. Однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, чувство обиды - все это может привести к формированию личностных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому необходимо проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
В основе сопровождения семьи лежит идея о том, что за воспитания детей несут ответственность родители, а все остальные призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества и взаимодействия. Данная программа «Психологическая школа для родителей» направлена на психолого-педагогического сопровождения родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Концептуальной основой программы является идея сотрудничества педагога и родителя.
2.Основные цели и задачи программы.
Данная программа предназначена для работы с родителями детей дошкольного возраста по психолого-педагогическому сопровождению в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Целью программы является установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей и педагога в воспитании полноценной личности ребенка.
Задачи:
1. Повышение психологической компетентности родителей в области воспитания и развития ребенка.
2. Приобретение родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей, организация психолого-педагогического сопровождения этого процесса.
3. Развитие воспитательных ресурсов через непосредственное сотрудничество родителей друг с другом, а также потребности к саморазвитию через воспитание своих детей.
4. Развитие непрерывных отношений с детским садом с целью оказания психолого-педагогической поддержки родителей.
5. Оптимизация детско-родительских отношений.
3. Основные направления деятельности
- Психолого-педагогическая диагностика:
· наблюдение
· беседа
· тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»)
· анкетирование
- Психолого-педагогическое просвещение:
· родительские собрания
· конференции
· тренинги
· индивидуальные и тематические консультации
· беседы
4.Ожидаемый результат
1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
2.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды
3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности.
Конечно, тематика занятий годичного цикла не может вместить в себя обсуждение всех педагогических проблем, встающих перед родителями. Задача программы не дать исчерпывающие ответы на многочисленные частные вопросы семейного воспитания, но сформировать активный родительский интерес к отечественным педагогическим традициям, найти проявление этих традиций в педагогической культуре своего рода, творчески воссоздавать в жизни своей семьи.

Программные мероприятия включают в себя несколько этапов:
1. Информационный этап включает в себя сведения об информировании родителей по вопросам семейного воспитания.
Реализация данного блока происходит через индивидуальные и групповые беседы, лекции, психолого-педагогические конференции.
2.Диагностический этап
В процессе проведения диагностического этапа решаются следующие вопросы: изучение детско-родительских отношений.
3.Консультативный этап
Задачи данного направления определяются оказанием консультативной помощи родителям по вопросам семейного воспитания. Формы консультаций могут быть индивидуальными и групповыми.
Формы консультирования
Индивидуальные и групповые формы консультирования родителей.
Плановые родительские собрания по результатам диагностических обследований.
Консультирование родителей по особенностям воспитания детей, имеющих ограничения здоровья.
Консультирование по личному запросу воспитателей.
В процессе консультации с родителями обсуждаются в основном следующие вопросы:
- особенности познавательных процессов ребенка;
- личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т.д.);
4. Практико-развивающий этап
Комплексное психолого-педагогическое сопровождению семьи на практико–развивающем этапе может осуществляться по следующим формам:
- психологические практикумы;
- семинары–практикумы;
- деловые игры;
- тренинги.

План программных мероприятий
Содержание работы
Сроки


*Экспресс-диагностика родительской компетенции
- самодиагностика типового семейного состояния;
- самодиагностика родительского отношения к детям;
- анализ семейных взаимоотношений
*Проведение индивидуальных бесед с членами семей по вопросам воспитания, развития детско-родительских отношений.

*Проведение консультаций, «круглых столов» по проблемам воспитания, детско-родительских отношений.
Тематика консультаций:

* «Воспитание ответственности у детей»
*«Стили семейного воспитания»
*«Детские страхи. Что делать родителям?»
*«Конфликты с детьми»
*«Особенности темперамента и как помочь своему ребенку»
*«Почему мой ребенок меня не понимает»
*«Влияние семейного неблагополучия на социализацию ребенка»
*«Личный пример родителей в сохранении и развитии семейных традиций в воспитании старших дошкольников»
*Организация и проведение тренинговых занятий, коррекционно-развивающих мероприятий и др.
Тематика:
*Тренинг «Эффективного взаимодействия родителей с детьми»
*Практическое занятие с родителями и детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в мир общения»




Сентябрь-октябрь







В течение года



В течение года





Октябрь

Ноябрь
Декабрь

Январь
Февраль

Март

Апрель

Май






Апрель

Май


Литература:
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994.- 458с.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320с.
Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М. Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 256с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 529 с.
Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Кн. для школьных психологов, родителей и учителей. 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. – 96 с.





























МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринск