Условия психологического здоровья детей в ДОУ и семье.
Доклад к педсовету
Условия психологического здоровья детей в ДОУ и семье.
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и весёлыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей.
Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге.
Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует здоровье и чувство психологической защищённости, осуществляет развитие личности.
Полноценное физическое воспитание и развитие детей возможно лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи.
Родители и педагоги должны объединить усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду.
Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье.
Можно выделить психологическое здоровье:
Интеллектуальное - проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;
социально-нравственное - честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;
эмоциональное – уравновешенность, высокая самооценка, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Критерии психологического нездоровья следующие:
отрицание ответственности;
зависимость;
пассивность;
утрата веры;
неадекватная самооценка;
неадекватный самоконтроль;
беспричинная злость.
Давайте обратимся к факторам, оказывающим влияние на психическое здоровье ребенка (А. И. Захаров):
Факторы социально-культурного характера:
- ускорение темпа жизни,
- дефицит времени родителей,
- недостаток условий для снятия напряжения и расслабления,
- загруженность родителей и невротизация взрослых,
- неумение решать семейные конфликты.
2. Социально-экономические факторы:
- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия,
- ранний выход матери на работу.
3. Социально-психологические факторы:
- дисгармония в семейных отношениях,
- дисгармония в семейном воспитании,
- нарушение в сфере детско-родительских отношений .
Психологическое здоровье в детском саду обеспечивает:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
гендерный подход;
проведение игр, способствующие снятию агрессивности, тревожности, повышению самооценки;
психологическое просвещение и консультирование педагогов.
Благоприятный психологический климат семьи:
сплочённость семьи;
возможность всестороннего развития личности каждого её члена;
высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;
чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости;
гордость за принадлежность к своей семье, ответственность.
Психологическое здоровье можно распределить по уровням.
Высший уровень психологического здоровья детей (креативный уровень).
Ребенок устойчиво адаптирован к любой среде, обладает резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.
Такие дети не нуждаются
в психологической
помощи.
Средний уровень психологического здоровья детей (адаптивный уровень).
Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но по результатам диагностических методик проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью.
Такие дети нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.
Низший уровень психологического здоровья детей
Дети с преобладанием процессов ассимиляции /уподобление/, (т.е в новых условиях используют свое привычное поведение ) стремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир; при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних капризах и т.д.
Это гиперактивные, агрессивные дети.
Для детей с преобладанием процессов аккомодации напротив, характерно приспособление к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Это «удобные», тревожные, тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители.
Таким детям необходима индивидуальная коррекционная работа.
Для того, чтобы быть психологически здоровыми, нужно обладать стрессоустойчивостью, иметь положительный фон настроения.
А для сохранения психологического здоровья ребёнка необходимо:
Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
Относиться к ребёнку как к равноправному партнёру;
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
Помогать ребёнку развивать свои умения и таланты;
Уважать право ребёнка на собственное мнение.
Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, то есть осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях.
Слушать, чувствовать и играть с ребенком непросто для взрослого. Именно в диалоге и совместных играх рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих.
Психически здоровый человек -
это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живёт в гармонии с собой и окружающими.
Обращаясь к ребенку, нужно говорить «Волшебные слова» .
«Я тебя люблю».
«Я тебе доверяю.
«Я рада, что ты у меня есть».
«Я тебя понимаю».
«У тебя всё получится».
«Мы всегда с тобой».
Игра с педагогами «Шары для настроения».
Если тебя НЕ ПОНИМАЮТ:
Если хочешь ты, чтоб кто-то
Смог тебя во всем понять,
То попробуй-ка сначала
Ты его с душой принять!
От ОБИДЫ и АГРЕССИИ:
Если кто-то Вас обидел,
Что-то злостное сказал,
То его совсем не нужно
Обзывать и унижать!
Вы попробуйте сначала
До десятка досчитать!
От ГНЕВА:
Если зол ты и не можешь
Зло свое в себе держать.
То тебе необходимо
Прыгать, бегать, приседать!
От ГРУСТИ:
Если настроение – не очень,
Если грустно стало вдруг тебе,
Для тебя совет есть, между прочим:
«Спой-ка песенку любимую себе!».
От СТРЕССА и ТРЕВОГИ:
Если на душе тревога,
Если ощущаешь стресс,
Сделай быстро вдох глубокий, -
Это первый твой прогресс!
На бумаге покалякай,
Руку посжимай в кулак,
Громко-громко ты поахай!
Нет тревоги, стресс – пустяк.
Желаем вам удачи в стремлении всегда оставаться мудрыми педагогами и родителями!
15