Программа профильного лагеря психологического направления «Профессиограмма»


МОУ «ПОМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ


«СОГЛАСОВАНО»
Начальник лагеря
________________ (ФИО)
«_____» ____________ 2013 г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Помарская СОШ»
_______________(ФИО)
«_____» ____________ 2013 г.

Программа
профильного лагеря психологического направления
«ПРОФЕССИОГРАММА»
Автор программы:
Николаева
Наталья Аркадьевна
педагог – психолог
с. Помары, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Титульный лист
Содержание программы
Визитная карточка (информационная карта программы)
Пояснительная записка
Цели
Задачи
Принципы
Содержание деятельности
Механизм реализации программы
Формы занятий
План работы
Карта ресурсов программы
Кадровые ресурсы
Нормативно-правовая база
Ожидаемые результаты
Литература
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Название лагеря Профильный лагерь психологического направления «Профессиограмма»
Тип лагеря С дневным неполным пребыванием
Профиль лагеря Психологический
Кадры Учителя, педагог - психолог
Продолжительность смены 7 дней
Количество смен Одна
Название проводящей организации Муниципальное образовательное учреждение «Помарская средняя общеобразовательная школа»
Адрес организации Юридический адрес:
Фактический адрес:
Телефон Источник финансирования Полное название программы Программа профильного лагеря психологического направления «Профессиограмма»
Автор программы Николаева Н.А
Цель программы Развитие у обучающихся психологической готовности к профессиональному выбору, личностному самоопределению и саморазвитию
Специфика программы Социально - психологическая направленность
Сроки проведения с 4 июня по 11 июня 2013 г.
Возраст участников 13-15 лет
Количество детей 30
Условия размещения детей Переоборудованные и оформленные: учебный кабинет (комната отдыха), кабинет педагога – психолога (консультации), библиотека (штаб лагеря), музей (комната для тренингов)
Условия участия в программе Добровольность
Краткое содержание программы Вся деятельность лагеря направлена на теоретическую и практическую помощь обучающимся в профессиональном выборе будущей профессии, саморазвитии и вопросах выбора учебных предметов в период сдачи ГИА. Основная форма проведений занятий – тренинги, коллективно – творческие дела.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди важных учебно-воспитательных задач школы, во все времена актуальна – профориентационная помощь школьникам, т.к. формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.
Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива, уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.
Известно, что успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности. А такие показатели психического развития, как способность к самоанализу, волевой саморегуляции, уровень мотивированности и др. чаще всего недостаточны у девятиклассников, они часто инфантильны, малоактивны, не готовы к решению серьезных проблем. С другой стороны, уже в подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков. Всё это ставит перед педагогами и психологами проблему целенаправленного повышения психологической готовности девятиклассников к профессиональному и личностному самоопределению, начиная с 8 класса обучения в школе.
Для решения данной проблемы и реализации направления работы по профессиональному самоопределению с подростками в нашей школе и была разработана программа профильного лагеря психологического направления для обучающихся 8-х классов «Профессиограмма» на базе Муниципального образовательного учреждения «Помарская средняя общеобразовательная школа» на период 2012-2013 учебного года.
Программа составлена как инновационная форма работы школьной психологической службы и логическое продолжение воспитательной работы, в области всестороннего развития личности ребёнка. По своей направленности, комплексная программа ставит перед собой несколько целей взаимодополняющих друг друга, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
Программа планируется с учётом определённой последовательности, системности и преемственности. Принцип деятельного подхода является ведущим и означает набор различных видов деятельности: познавательной, трудовой, художественной, спортивно – оздоровительной, ценностно-ориентированной и досуговой.
Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст, т.е. на детей в возрасте от 13 до 15 лет.
Комплектование отряда осуществляется с учётом возрастных особенностей детей.
Программа реализуется в течении 7 дней.
Цель программы - развитие у обучающихся психологической готовности к профессиональному выбору и личностному самоопределению.
Для достижения поставленной цели нами были разработаны следующие задачи:
Дать подростку знания о самом себе, сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития.
Познакомить обучающихся с миром профессий.
Помочь обучающемуся стать более адаптированным в выборе учебного предмета к сдаче ГИА, по окончанию 9 класса.
Способствовать готовности подростка к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований.
Принципы программы:
Добровольное участие всех сторон;
Соблюдение прав детей;
Организация и проведение мероприятий в соответствии с нормативно-правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников программы;
Соблюдение профессиональной этики.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поставленные задачи реализуются в следующих направлениях деятельности:
Оздоровительное
Психологическое
Креативное
Трудовое
Культурно – досуговое
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В реализации программы предусматривается участие учителей, специалиста (психолога) МОУ «Помарская СОШ».
Исполнение Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых заказчиком – Учреждением «Отдел образования администрации Волжского муниципального района» и администрацией МОУ «Помарская СОШ».
Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря дневного пребывания.
Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха и оздоровления детей. Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летнего лагеря, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием.
Механизм реализации программы состоит из четырех этапов:
Подготовительный этап включает:
Подбор кадров;
Комплектование отрядов;
Разработка документации.
Организационный этап включает:
Знакомство;
Выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
Сплочение отрядов;
Формирование законов и условий совместной работы;
Подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Заключительный этап:
Подведение итогов
Психолого-социально-педагогический анализ;
Закрытие смены.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Направления деятельности Формы работы Ожидаемый результат
Оздоровительное утренняя зарядка
спортивные и подвижные
подвижные игры
Психологическая разгрузка детей
Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни
Психологическое Психологический тренинг, с использованием активных групповых методов, дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр, психотехнических приемов, направленные на самореализацию, саморазвитие, профессиональный выбор, общение, взаимодействие, сплочение подростков
моделирование ситуаций
беседы
Развитие коммуникативных способностей, способствующих социальной адаптации подростков
Развитие у подростков готовности к социальному самоопределению, поиску жизненных ценностей
Развитие психологической готовности подростков к профессиональному выбору, личностному самоопределению
Раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию
Развитие информационно-культурной сферы детей
Креативное работа творческих объединений (кружков)
выставки творческих
работ
выпуск информационных изданий
КТД Создание творческой атмосферы в лагере
Создание условий для
раскрытия творческого потенциала каждого подростка
Развитие у подростков потребности в самообразовании, самореализации своих индивидуальных способностей
Трудовое дежурство в игровых комнатах и столовой
трудовые часы
трудовые операции (уборка пришкольной территории)
Формирование общих трудовых умений и навыков
Воспитание трудолюбия
Освоение социально-трудовых ролей
Осознание чувства долга и ответственности за порученное дело
Культурно – досуговое конкурсно-игровые, развлекательные, шоу - программы
интеллектуально-
познавательные игры, викторины
Формирование познавательной активности и творческого мышления детей
Расширение кругозора подростков
ПЛАН РАБОТЫ
Дата Содержание деятельности Мероприятия
4 июня День открытия лагеря 1. Торжественное открытие 1 смены лагеря
«Профессиограмма»:
- приветствие начальника лагеря, ознакомление
с основными целями, задачами и ожидаемыми
результатами
2. Психологическое занятие № 1
«Мой внутренний мир»
3. Концерт - экспромт
5 июня
День КТД 1. Психологическое занятие № 2 «Личность»
2. Оформление информационных стендов
отрядов
3. Игровая терапия «Принеси мне»
6 июня
День здоровья 1. Психологическое занятие № 3
«Исследование самооценки»
2.Праздник спортивных и подвижных игр
«Нас не догонят»
7 июня День трудоголиков 1.Психологическое занятие № 4
«Самореализация»
2. Развлекательная программа «Веселая ярмарка»
8 июня День психологической разгрузки 1.Психологическое занятие № 5 «Моя жизнь»
2.Общий день именинников
«Дети солнца и тепла»
9 июня День креативности 1. Психологическое занятие № 6
«Что? Где? Когда?»
2.Фестиваль творчества
10 июня День закрытия лагеря 1.Психологическое занятие № 7
«Личностный профиль»
2.Торжественное закрытие 1 смены лагеря «Профессиограмма», подведение итогов
3. Шоу – программа «Точка»
КАРТА РЕСУРСОВ ПРОГРАММЫ
Аудитории Применение Источник финансирования и материальная база Ответственные
Учебный кабинет Комната
отдыха Материальная база школы Начальник лагеря, воспитатели, тех. персонал
Спортивная площадка Линейка, проведение подвижных игр Материальная база школы Начальник лагеря, воспитатели
Актовый зал Творческие конкурсы Материальная база школы Начальник лагеря, воспитатели
Музей Проведение
психологического тренинга Материальная база школы педагог - психолог
Кабинет психолога Проведение
консультативной работы Материальная база школы педагог - психолог
Школьный двор Отрядные дела Материальная база школы Начальник лагеря, воспитатели, педагог - психолог
Школьная столовая Обед Фонд социального страхования Заведующая пищеблоком
Комнаты гигиены Туалеты Материальная база школы Начальник лагеря, воспитатели, тех. персонал
МЕТОДИЧНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические журналы, книги
Методические разработки мероприятий
Интернет - ресурсы
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Канцтовары
Фотоаппарат
Ноутбук с проектором для просмотра видеоматериалов
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ
№ п/п ФИО Должность Образование Ответственные
1. Средина А.Н. Педагог - библиотекарь Высшее Начальник лагеря
2. Николаева Н.А. Педагог - психолог Высшее Психолог
3. Кольцова Л.В. Учитель истории
Высшее Воспитатель
4. Якимова С.С. Учитель русского языка и литературы Высшее Воспитатель
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
Декларация прав ребёнка, 1959 г.
Конвенция о правах ребёнка: принята генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г – ЮНИСЕФ,1999 г.
Конституция РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19/V-95г.
Семейный кодекс РФ от 29/XII- 95г.
Закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» от 28/VI- 95г.
Санитарно – гигиенические правила и нормы, гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима детских лагерей с дневным пребыванием.
Устав МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа».
Приказ об организации летнего отдыха детей.
Правила внутреннего распорядка.
Положение о лагере дневного неполного пребывания.
Правила по технике безопасности (ППБ, ПДД, инструкции об организации туристических походов и экскурсий и тд.).
Должностные инструкции работников летних лагерей с дневным пребыванием.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основными действующими лицами подростков выступают их собственные «Я». Такие занятия могут стать толчком, стимулятором и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития. На групповых занятиях ребята «пробиваются к своему подлинному Я»
В результате посещения профильного лагеря психологического направления для обучающихся 8-х классов «Профессиограмма», обучающиеся смогут:
Осознать свои личностные особенности, интересы и склонности;
Получить и уметь использовать информацию о различных профессиях;
Научиться пользоваться правилами выбора профессии;
Выбрать и более углубленно изучить учебный предмет к предстоящей ГИА в 9 классе;
Определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
Приобрести личностную уверенность в завтрашнем дне.
ЛИТЕРАТУРА
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. –
М.: Просвещение, 1973.
5. Газман, О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова.-М., 1991.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней
юности: Учебное пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. – М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2008. – 256 с. – (Серия «библиотека психолога»).
Как создать проект: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. С.А.
Шургина. – Йошкар – Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт
образования», 2005.-156 с.
Клюева, Н.В. программы социально-психологического тренинга / Н.В.
Клюева, М.А. Свистун. - Ярославль : Содействие, 2005.
Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной
психологии. – М.: ИПП, 1996.
Летний оздоровительный лагерь: нормативно – правовая база
(планирование, должностные инструкции и т.д.).-изд. 2-е, испр. / сост.
Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия
/ авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 167 с.
Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.,
2000 г.
Ратанова Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология:
Учебник / Т.А. Ратанова, И.А Домашенко. – 3-е изд., испр. – М.:
Московский психолого-социальный институт: Флинта 2008, – 464 с.
Санитарно – гигиенические правила СП 2.4.4.2599-10 от 19 апреля
2010 года.
Таран Ю.Н. Лагерная смена: проектирование профильной смены, /
Журнал« Заместитель директора по воспитательной работе», № 2, 2011 г.
Чистякова, М.И. Психогимнастика / МИ Чистякова. – М., 2001.
Эльконин, Д.М. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978.
Электронный документ http://centercep.ru/