Коррекционная работа с агрессивными детьми и подростками -одно из направлений здоровьесбережения
Степанова Татьяна Владимировна
педагог-психолог МБОУ
«Ново-Ямская СОШ» Старицкого района Тверской области (д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20).
Название статьи «Коррекционная работа с агрессивными детьми и подростками - одно из направлений здоровьесбережения»
Коррекционная работа с агрессивными детьми и подростками -одно из направлений здоровьесбережения
Проблема агрессивного поведения в современном мире распространена. Возраст агрессии в последнее время явно помолодел . Уже в ясельной группе детского сада можно увидеть детей, бьющих и обзывающих других детей и взрослых, отнимающих и ломающих игрушки. Таких ершистых, драчливых, грубых детей можно встретить почти в каждой группе детского сада, в каждом классе, на улице и т.д. Такие дети становятся «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений педагогов, родителей. Но необходимо помнить и учитывать то, что сам агрессивный ребёнок , как и любой другой, нуждается в ласке и помощи со стороны взрослых, потому, что агрессия- это отражение его внутренних проблем, дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Такой ребёнок часто чувствует себя отверженным , никому не нужным. Вот и ищет различные способы привлечения внимания сверстников и взрослых. Агрессивному ребёнку и его окружению необходима помощь. Работать нужно одновременно с ребёнком (чем раньше, тем лучше- пока одиночные вспышки гнева незаметно не переросли бы в привычку действовать агрессивно ), с родителями , педагогами (показать способы и приёмы, которые приведут к положительным изменениям).
Что же такое агрессия? Слово агрессия произошло от латинского и означает «нападение», «приступ». Агрессивность-это склонность к причинению другим и себе морального или физического ущерба.
Прежде чем начинать работу с агрессивным ребёнком , необходимо выявить причины агрессивного поведения. Выделяют следующие группы причин:
1. Биологические причины (Генетическая наследственность,
родовые травмы (асфиксия, подвывих шейного позвонка, ММД, кесарево сечение, поздние роды), другие поражения нервной системы (соматические заболевания или заболевания головного мозга), раннее искусственное вскармливание ребенка.)
2. Социальные причины (Неправильное, негармоничное воспитание в семье, характер наказаний и поощрений, нарушение межличностных отношений, провокации, новая социальная ситуация (переезд, адаптация к школе, смена учителя, появление новых учеников в классе), агрессивное поведение самих родителей как обычная модель поведения, модель воспитания или сценарий воспитания родителей, реакция на чрезмерное давление со стороны родителей, учителей и др., неудовлетворение базовых потребностей ребенка (в любви, понимании, общении, безопасности, уважении, физическом и психологическом комфорте и т.д.), прессинг успеха, запрет на физическую активность ,влияние продуктов питания).
3. Агрессия как следствие психотравмы (Смерть родителя или родственника ,развод родителей, рождение младшего ребенка,
длительная разлука ребенка с матерью до 3 лет, сексуальное, психическое или физическое насилие).
Как помочь агрессивному ребёнку? Работа с данной категорией детей должна проводиться в четырёх направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей способам и техникам отреагирования гнева
От гнева необходимо освобождаться и мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми , неразрушительными способами.
(«Мешочек для криков», «Листок гнева», швыряние лёгких мячей по мишени, пинать мягкие подушки, колотить резиновыми молоточками, рвать газету, струёй воды сбивать лёгкие игрушки и т.д. –всё это способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения, если научим детей пользоваться этим в экстремальных ситуациях).
2.Обучение детей навыкам распознавания и контроля , умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева .
Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, таблицы, плакаты с изображением различных эмоциональных состояний; узнавать состояние мультипликационных героев, друг друга. Эффективный способ научить ребёнка распознавать своё эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нём- это рисование. Попросить сделать рисунки на темы: «Когда я радуюсь!» или «Когда я сержусь» и т.д.
Когда ребёнок научиться распознавать собственные эмоции говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.
3.Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Одна из форм развития этого чувства- ролевая игра ,в процессе которой ребёнок получат возможность поставить себя на место других, оценить своё поведение со стороны («Прекрасный –ужасный рисунок», «Комплименты», «Ладони» и т.д.).
4. Обучение конструктивным поведенческим реакциям.
-Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.
-Проведение тренингов, психологических этюдов.
- Сравнить позитивные и негативные проявления гнева и т.д.
-Контроль над собственными негативными эмоциями.
(Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком).
Работая с агрессивным ребёнком, учитель, воспитатель, психолог должны наладить отношения с семьёй. Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не получается. В таких случаях можно рекомендовать использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своём ребёнке, о причинах возникновения негативного поведения.
Если же родители готовы к сотрудничеству, то можно рекомендовать следующее:
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
-полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
-выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
-переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
-позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал)
2.Выработка системы наказаний и поощрений для своего ребёнка так, чтобы наказание не унижало, было своевременным , чтобы сам ребёнок считал, что заслужил это наказание или поощрение;
3.Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности:
-констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
-констатирующий вопрос ("ты злишься?");
-раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
-обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
-апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
4.Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
5.Снижение напряжения ситуации:
-не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
-не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу");
-не кричать;
-не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
-не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
-не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
-не использовать физическую силу;
-не втягивать в конфликт посторонних людей;
-не настаивать на своей правоте;
-не читать нотации, проповеди;
-не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
-не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.
6.Сохранение положительной репутации ребенка:
-публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
-не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
-предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
7.Демонстрация модели неагрессивного поведения:
-пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
-внушение спокойствия невербальными средствами;
-прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
-использование юмора;
-признание чувств ребенка.
8. Предупреждение агрессивных действий детей
-никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
-в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
-если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;
-если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
-изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.
9. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
-подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
-искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
-следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
-придумать новые приемы
переключения ребенка на новые виды
отношений (игра, самообслуживание и т.д.).
10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
-Комкать и рвать бумагу.
-Бить подушку или боксерскую грушу.
-Топать ногами.
-Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
-Втирать пластилин в картонку или бумагу.
-Посчитать до десяти.
-Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
-Вода хорошо снимает агрессию.
Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям , если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребёнка. Только любовь, терпение и внимание к ребёнку, его потребностям –вот что поможет ребёнку и родителям наладить взаимоотношения и жить в мире с собой и с окружающими.
Список используемой литературы:
1. Е.К.Лютова, Г.Б. Монина «Шпаргалка для взрослых (психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными аутичными детьми)»-М.,2000 г.
2.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2007
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
4.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Части 1,2. - М.: Генезис, 2007.
5.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: Учебно-методический комплекс. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2006
15