Научная работа на тему: Работа детских и подростковых общественных объединения по профилактике наркомании
КОНКУРСНАЯ РАБОТА № ___________________
ЕЖЕГОДНАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ
В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
«Работа детских и подростковых общественных объединений по профилактике наркомании»
АВТОР ЕГОРОВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Адрес автора: 452755, г.Туймазы, мкр. Молодежный, д.7, ком. 212.
Телефоны: 8 (34782) 7-16-97 (приемная директора колледжа),
сотовый 8 937 830 55 42
e-mail lubov.egorova.2109@mail.ru
Научный руководитель: Швайковская Вероника Николаевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Туймазинский педагогический колледж
Контактные координаты: 8 927 088 57 56, 8 (34782)7-16-97
г.Туймазы
Содержание
Введение
3
Глава 1 Теоретические основы деятельности детских и молодежных общественных организаций
1.1 Понятие, классификация и основы деятельности детских и молодежных общественных организаций
6
1.2 Функции и направления деятельности детских и молодежных общественных организаций
9
Глава 2 Деятельность детских и молодежных общественных организаций по профилактике наркомании
2.1 Роль детских и молодежных общественных организаций в профилактике наркомании
15
2.2 Работа детских и молодежных общественных организаций в Республике Башкортостан и городе Туймазы по профилактике наркомании
19
Заключение
24
Список использованной литературы
25
Приложение
Введение
Сегодня страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров - все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослого человека. Особенно же сложно в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на жизнь только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться» от жизни, почувствовать себя в безопасности. Наркотики же создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности», на время дают возможность испытать чувство психологического комфорта, благополучия. Поэтому основные усилия по борьбе с наркоманией должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» антинаркогенных барьеров, воспитании у подрастающего поколения личностной устойчивости к наркогенному соблазну.
Данная проблема не осталась без внимания, ею занимались такие ученые, как Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. «Психология наркотической зависимости и созависимости», Газман О. С. Неклассическое воспитание.
Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице, убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать. Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. В современных условиях в России число детских и молодёжных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем вовлечённость детей и молодёжи в общественное движение составляет около 10%. Очевидна проблема исследования – с одной стороны наркомания является пагубным влечением, а с другой – занятость детей во внеурочное время может уберечь их от этой смертельной зависимости. Вопросами деятельности детских и молодежных общественных организаций в разное время занимались Басов Н.Ф. «Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России», Борисова Л. А. «Историко-педагогический анализ концепций детского движения в России», Асафова Т. Ф. «Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в Российской провинции второй половины XX века», Чепурных Е. Е. «Социальная защита детей как функция детских общественных организаций», Алиева Л. В. Педагогика пионерского поручения», Волохов А. В. «Будем работать вместе / Программы деятельности детских и подростковых организаций» и «Теория и методика социализации ребёнка в детских общественных организациях», Караковский В. А. «Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования». Актуальность исследования подтверждает все вышесказанное.
Объект исследования: деятельность детских и молодежных общественных организаций
Предмет исследования: участие детских и юношеских общественных организаций в профилактике наркомании.
Цель исследования: изучение роли и вклада детских и молодежных общественных организаций в работу по профилактике наркомании.
При изучении данной проблемы мы поставили следующие задачи:
Раскрыть понятие, классификацию и основу деятельности детских и молодежных общественных организаций.
Показать функции и направления деятельности детских и молодежных общественных организаций.
Раскрыть роль детских и молодежных общественных организаций в профилактике наркомании.
Проанализировать работу детских и молодежных общественных организаций в Республике Башкортостан и городе Туймазы по профилактике наркомании.
Обобщить сведения о детских и молодежных общественных организациях.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и специализированной литературы.
Структура исследования соответствует логике исследования такого типа и состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения, списка использованной литературы в количестве 21 источников и Интернет-ресурсов (9 ссылок).
Глава 1 Теоретические основы деятельности детских и молодежных общественных организаций
Понятие, классификация и основы деятельности детских и молодежных общественных организаций
Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Детские и юношеские общественные организации (ДиЮОО) можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включённую в воспитательное пространство конкретного социума.
Общественные организации-объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед всем обществом. Членство в Общественных организациях составная часть политической организации общества наряду с системой представительных органов и подчинённого им аппарата государственного управления, с организациями местной самодеятельности и органами массовых общественных движений. В процессе своей деятельности Общественные организаций взаимодействуют со всеми этими органами и организациями.
Деятельность детских общественных объединений гарантируется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Деятельность детских общественных объединений как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации.
Детские организации в современных условиях носят общественный характер, государство обеспечивает правовую защиту, финансовую поддержку, но не регламентирует их деятельность. Детские организации имеют самостоятельный социальный статус, государство не поддерживает религиозные, коммерческие объединения или другие деятельность, которых противоречит конституции РФ и закону “Об общественных объединениях”.
Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. Существуют и иные виды детских общественных объединений: движение, ассоциация, союз и т. д.
Общественные объединения, как и государственные органы, входят в институциональную «подсистему» политической системы общества. Это добровольные ассоциации граждан («группы интересов»), создаваемые в установленном законом порядке. Они выражают властно значимые интересы социальных, национальных, региональных и иных общностей и оказывают влияние на государственные институты с целью их реализации .
Под общественным объединением понимается совокупность равноправных граждан, добровольно объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации своих прав. Под общественными объединениями признаются политические партии, организации, союзы, общества, движения, ассоциации, фонды и т.д.
Ещё с глубокой древности известны союзы граждан, которые объединяли людей с общими взглядами на различные явления общественной жизни: философские, художественные и литературные школы, масонские ложи, рыцарские ордена, музыкальные салоны и т.д. Появление общественных движений в более или менее современном виде относится к началу XIX века.
Их существование было обусловлено определёнными социальными потребностями, прежде всего: в решении той или иной проблемы; в совместной деятельности; в общении с единомышленниками.
На современном этапе можно выделить две основные формы объединений:
Общественные организации и общественные движения.
Общественное движение представляет собой чётко организованной структуры, имеет довольно пёстрый состав участников с различными политическими взглядами, в нём отсутствует фиксированное членство и т.д.
В качестве основных отличий общественных движений от политических партий можно выделить отсутствие стремления к завоеванию политической власти и наличие широкой социальной базы.
Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе.
Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка, становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности.
Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;
Разумно организованный досуг детей - среде их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам;
Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;
Итак, очевидно, что существует множество различных детских общественных организаций. Их направленность самая разнообразная, что предоставляет широкий выбор подросткам. Каждый из них может вступить в ту организацию, которая удовлетворяет его потребностям.
Функции и направления деятельности детских и молодежных общественных организаций
Перечень функций МДОО, которые выделяют разные исследователи, отличаются. Это зависит от позиций, занимаемых авторами, их профессиональной направленности и других обстоятельств. Выберем основные.
Главная функция – это социализация молодого поколения, то есть, имеет смысл еще раз повторить, усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Кроме этого МДОО способствует:
а) широкому разностороннему включению личности в систему общественных отношений (деятельностный аспект в отличие от «интродуктивного», заложенного в понятии социализации; не только знать и уметь, но и делать);
б) организации жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию, возрастным особенностям (развивающая функция, в том числе и удовлетворение психологических потребностей личности, о которых мы уже говорили);
в) защите прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды возможность представительства интересов возрастной когорты в органах власти и структурах гражданского общества, а также возможность изучения общественных настроений в молодежной социальной прослойке и организации совместных действий в защиту своих прав (молодежные профсоюзы и т.п.) – социальная функция);
г) корректировке различных влияний на личность и личностных проявлений (актуализация значимых интересов, умений, противопоставление негативным стремлениям увлекательного образа совместной жизнедеятельности, его нравственных ценностей – воспитательная функция);
д) можно говорить об усвоении знаний, умений и навыков, которые могут стать основой для профессиональной ориентации молодого человека (образовательная функция).
Воспитательный потенциал детской организации есть определенная целостность социально-психологических факторов, обусловливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития.
Детская организация выступает средством (субъектом) влияния на ребенка (объект) привлекательностью деятельности, сложившимися традициями, потребностью детей в товарищеском сообществе – защитнике ребенка. В процессе освоения ребенком новой позиции он становится способным усиливать свое индивидуальное влияние на объединение, отдельных его членов, становясь субъектом его жизнедеятельности и своей собственной.
Основная цель детских организаций – воспитание патриота, гражданина своей Родины, всестороннее развитие личности через самоактуализацию, cаморазвитие личности ребенка, приобщение к значительным социокультурным ценностям, включенность в социально значимую деятельность.
Все функции детских организаций можно разделить на три группы.
К первой группе функций следует отнести целевые функции, т.е. те функции, которые раскрывают цели деятельности организации. К таким функциям относится функции направленные на удовлетворение разнообразных потребностей детей и их интеллектуальное, духовное и физическое развитие, а также социально-педагогические, - т.е. те функции, которые направлены на регулирование социальных отношений детей, создание условий для их социального благополучия.
Ко второй группе относятся коммуникативные функции, направленные на формирование адекватной социальной психологической среды, развития детского коллектива.
К третьей группе относятся организационные функции, обеспечивающие реализацию функций первых двух групп: планирование, рефлексия, коррекция, контроль и т.п.
Наряду с традиционными для общественного объединения функциями детские общественные объединения выполняют свои специфические функции:
содействие естественному стремлению подростков к самоорганизации, самореализации и саморазвитию на основе удовлетворения их разнообразных интересов и потребностей;
защита прав, интересов и потребностей членов организации;
создание условий для освоения детьми и подростками социального опыта, основанного на гуманистических традициях и служащего источником формирования собственного положительного опыта.
Для выполнения целей организация ставит задачи:
разработать и осуществить мероприятия для максимального развития у детей индивидуальности, способностей, направленности интересов, отношения с природой, людьми, самим собой;
принять участие в реализации государственных программ, соответствующих целям и задачам организации;
организовать работу по вовлечению детей и юношества в культурную, спортивную, образовательную и иную общественно-полезную работу;
осуществлять шефство над младшими школьниками творческого потенциала у детей.
Детские организации в современных условиях носят общественный характер, государство обеспечивает правовую защиту, финансовую поддержку, но не регламентирует их деятельность. Детские организации имеют самостоятельный социальный статус, государство не поддерживает религиозные, коммерческие объединения или другие деятельность, которых противоречит конституции РФ и закону “Об общественных объединениях”.
Детским организациям присуще 3 основные функции:
Развивающая. Обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие творчества, умение взаимодействовать с людьми. Выдвигать и достигать общественно и личностно-значимые цели.
Ориентационная. Обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических и культурных ценностей.
Компенсаторная. Создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других обществах, для устранения дефицита общения.
Основная роль всех общественных объединений заключается в выражении позиции той или иной группы лиц по социальным или политическим вопросам.
Например, общественные молодежные объединения отражают интересы подрастающего поколения граждан. В последнее время такие движения получили серьезную поддержку государственных органов власти, что подтолкнуло их развитие. Пришло осознание, что воспитание нации следует начинать именно с молодежи. Многие из существующих общественных молодежных объединений реализуют программы по созданию социальных молодежных групп, бирж труда, развитию спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, летнему отдыху и других.
Одновременно с этим широкое распространение получают и детские общественные организации и объединения. Проводится огромное количество различных конференций и собраний, направленных на выработку возможных решений различных проблем, связанных с подрастающим поколением. Деятельность детских общественных объединений не заканчивается проведением съездов – создаются общественные фонды помощи, собираются средства для осуществления реальной поддержки, оказывается влияние на развитие детской социальной базы. Работа, проводимая детскими общественными объединениями, становится заметнее год от года.
Основные функции общественных объединении:
Выявление интересов и потребностей участников группы с дальнейшим их удовлетворением. Принципы деятельности общественных объединений и основаны как раз на выполнении данной функции;
Социальная интеграция и мобилизация. Например, когда некоммерческое общественное объединение, занимающееся отражением интересов инвалидов, подняло вопрос о неподготовленности наших улиц к передвижению людей на инвалидных колясках и перенесло этот вопрос на общероссийский уровень;
Социализация. Эта функция общественных объединений подразумевает выявление гражданской позиции участников объединения;
Лоббирование интересов своих участников при общении с различными политическими и социальными институтами;
Новый взгляд на социально-политическую структуру.
На современном этапе общественные объединения в Российской Федерации можно охарактеризовать как вариативные по направленности деятельности (творческая, профессиональная, спортивная, реализация интересов, экологическая, благотворительная, гражданско-патриотическая и т.п.), по разнообразию форм и механизмов реализуемых проектов и программ.
Функции данных организации заключается в расширении возможностей различных видов социализации, правовом воспитании, социальной защите через включение дополнительных источников социального контроля и т.д.
Глава II. Деятельность детских и молодежных общественных организаций по профилактике наркомании
2.1 Роль детских и молодежных общественных организаций в профилактике наркомании
В соответствии с действующим законодательством специалисты по делам молодежи осуществляют поддержку молодежных и детских общественных объединений в виде организационной и финансовой поддержки проектов, выявления и поддержки талантливых и творчески работающих лидеров, повышения квалификации лидеров объединений. Результатом является не только поддержка лидеров и стимулирование их дальнейшего профессионального роста, но также выявление и оценка успешного опыта деятельности этих объединений, инновационных подходов в теории и практике общественного движения.
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается среди молодежи как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Молодежные общественные объединения Республики Башкортостан ежегодно принимают участие в конкурсе по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям. Этот конкурс является для общественных организаций прекрасной возможностью получить поддержку от государства.
Специалистами по делам молодежи разработаны буклеты по профилактике правонарушений. Данные буклеты распространяются среди молодежи на массовых мероприятиях..
Активизирована работа по вовлечению молодёжи в занятия физической культурой и спортом. Проходят спортивные массовые мероприятия не только районного уровня, но и поселенческого. В школах района проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивный час, физкультминутки и дни здоровья). Ежегодно проводятся школьные Спартакиады и районная Спартакиада школьников по видам спорта.
Специалистами по делам молодежи совместно с муниципальным молодежным парламентом проводятся районные массовые мероприятия, основная цель которых - привлечение внимания общественности к здоровому образу жизни и его пропаганда среди молодежи.
Волонтерское движение является одним из эффективных вариантов организации профилактики наркозависимости среди молодежи. Создана персональная база данных волонтёров. В районе официально зарегистрировано 730 волонтеров. Силами волонтеров проводятся экологические акции, районные спортивные и патриотические мероприятия, оказывается помощь одиноким и престарелым в быту. Сейчас активно ведется работа по регистрации волонтеров для участия в Универсиаде -2013 в г. Казани. Возможности волонтерского движения нужно использовать и в профи Главная цель местного отделения ВОО «Молодая Гвардия Единой России» объединение молодых людей для реализации потенциала в общественной сфере, в рядах молодогвардейцев девушек и юношей. Все молодежные общественные организации района осуществляют работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи через обучение социально-приемлемым формам организации досуга, развитие у молодежи сознательного отношения к своему здоровью, пропаганду здорового образа жизни.
Создана правовая основа для разработки и реализации мероприятий по противодействию наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В частности, приняты Федеральные законы «О наркотических средствах и психотропных препаратах», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О средствах массовой информации», «О рекламе». Ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками, психотропными и другими одурманивающими веществами.
Решение многих задач по профилактике находится в компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение страны. Осуществляемая здесь профилактика наркомании не ограничивается отдельными малоэффективными попытками информирования молодежи о наркотиках и последствиях их потребления, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий. Приоритетной задачей борьбы с наркотизацией подростков и молодежи является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни. Она основана на комплексном подходе к предупреждению наркомании во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи.
Большое внимание уделяется организации досуга подростков в летний период по месту жительства.
В целях изучения распространения наркомании среди молодежи страны, наркологическим службами ряда регионов было проведено анкетирование подростков и молодежи.
Основные направления проводимой работы молодежными организациями:
общепрофилактическая деятельность, направленная на организацию досуга и занятости молодежи, пропаганду здорового образа жизни и антинаркотическое просвещение,
индивидуальная профилактическая работа с подростками и молодежью группы «риска», молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В регионе активно развивается волонтерское движение, расширяются сферы деятельности добровольческих отрядов. Накоплен положительный опыт взаимодействия и сотрудничества общественных организаций в решении проблем несовершеннолетних. Важно, что их помощь носит преимущественно адресный характер, что делает ее своевременной и результативной.
Таким образом, решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
2.2 Работа детских и молодежных общественных организаций в Республике Башкортостан и городе Туймазы по профилактике наркомании
В Республике Башкортостан действует 43 молодежных и детских общественных объединения различной направленности – это национальные, спортивные, творческие, экологические, историко-культурные, студенческие и корпоративные. Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике оказывает молодежным и детским общественным объединениям организационную и финансовую поддержку.
При поддержке Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике данные организации принимают активное участие во всероссийских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, в республиканских мероприятиях.
Среди национальных организаций наиболее активную деятельность ведут Союз башкирской молодежи РБ, Союз татарской молодежи «Азатлык», Союз чувашской молодежи и Союз украинской молодежи.
Совместно с общественным объединением «Республиканский центр реализации творческих инициатив молодежи» организуются и проводятся полуфинальные игры Республиканской Лиги КВН, финал Республиканской Супер Лиги КВН Республики Башкортостан.
Ассоциацией объединенных скаутов проводит такие мероприятия как: зимний лагерь «Рождество», героико-патриотическая игра «Застава». Реализуются программы: «Лицом к истокам», «Осенний сбор следопытов».
Региональная детская общественная организация «Пионеры Башкортостана» реализует такие системообразующие программы, как
«Мир Золотой Пчелы» и «Дети Земли Заповеданной», целью которых является создание системы социального и гражданского образования членов организации (в рамках данных программ организация выступает как инициатор, координатор и администратор проектов, результатом которых является целостное социально-образовательное пространство через детскую самоорганизацию);
«Детская самоорганизация: от первичного объединения до региональной общественной организации» - цель программы в формировании пространства многоуровневой самоорганизации массового детского общественного объединения;
«Детское информационное агентство «Соты» и «Детская республиканская газета «Солнечный Дождь» - организует создание и обеспечение информационного пространства детского движения республики;
«Республиканский кадровый клуб», «Республиканская школа общественных организаторов», «Республиканский научно-практический центр развития детского движения», «Кадровый Форум» - обеспечивает кадровое и научно-методическое обеспечение деятельности организации;
«Партнеры», «Региональное взаимодействие». Цель данных программ - разработка механизмов ресурсного обеспечения деятельности организации.
Основным направлением деятельности Союза демократической молодёжи Башкортостана является реализация программ и проектов по работе с молодёжью. Основные направления:
выявление и поддержка талантливых школьников, студентов и молодых учёных;
формирование волонтёрского движения, развитие идей добровольчества и благотворительности – «Добровольная помощь населению», «Благотворительный десант», «Защищённое детство»,
социальная защита молодёжи;
организация проведения досуга – летние профильные лагеря, концерты, фестивали, балы, дискотеки.
Республиканский центр реализации творческих инициатив молодёжи реализует два основных направления свой деятельности:
организация культурно-массовых мероприятий;
продвижение программ: «Молодая семья», «ЗОЖ», «КВН без границ».
Республиканское молодёжное добровольческое движение пропагандистов здорового образа жизни «Вместе» проводит:
психологические тренинги;
выезд на Всероссийские семинары по профилактике ЗОЖ;
организация летнего отдыха;
проведение силами участников движения психологических тренингов в школах города Уфы и за его пределами.
В городе Туймазы Республики Башкортостан широко распространено молодежное движение за здоровый образ жизни и против употребления психоактивных веществ. Студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования с учетом специфики свой будущей профессии пропагандируют школьников и молодежь г.Туймазы и Туймазинского района за здоровый и разумный образ жизни.
На базе Туймазинского медицинского колледжа создан информационно – методический центр «Шанс». В нем разрабатывается информационный материал для работы волонтерской группы, родителей, педагогов и воспитателей. Основными направлениями в работе выбраны наиболее актуальные проблемы молодежи, формирование социально – положительного поведения и навыков здорового образа жизни среди подростков города и района [6].
С февраля 2003 года в юридическом колледже г.Туймазы успешно работает общественная приемная по юридическим вопросам для малоимущих граждан, студентов и школьников. Трудятся здесь студенты третьих-четвертых курсов под руководством заведующего кафедрой юридических дисциплин и ведущих преподавателей кафедры. Целями проекта изначально являлось формирование профессиональной компетентности студентов и оказание бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. За шесть лет деятельности общественная приемная завоевала определенный авторитет среди жителей Туймазы. Для лучшего обслуживания населения в отдаленном микрорайоне города на базе филиала центральной библиотеки № 1 создан пункт, где ведутся выездные приемы граждан. Студенты не ограничиваются юридическим консультированием. Они ведут волонтерскую работу по пропаганде правовых знаний среди студентов и школьников города и района: проводят лекции и беседы.
Под руководством опытных преподавателей студенты подготовили брошюры «Как подростку защитить свои права?» и «Юридическая ответственность за злоупотребление спиртными напитками, наркотическими средствами и табакокурением». Эти книжки, адресованные подросткам и классным руководителям, поступили в центральную библиотечную систему по всем школьным и городским библиотекам города Туймазы [7].
В ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж с 2005 года ведет свою деятельность объединение дополнительного образования «Клуб добрых дел», преемник кружка «Волонтерское движение», который приоритетным направлением считает формирование педагогической культуры у будущих учителей, становление активной гражданской позиции студентов и развитие социально-значимой инициативы в студенческой среде посредством реализации своей потребности в высоконравственных поступках, практической деятельности. Ставятся следующие задачи волонтерского движения:
обобщение и развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности;
развитие внимания, эмоциональной памяти, творческого воображения, фантазии, чувства гармонии в себе и окружающем мире;
привитие практических умений и навыков в деятельности;
снятие психологического напряжения, стрессов у детей, педагогов;
развитие сотрудничества с образовательными учреждениями города, района, республики;
формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности.
Участие в социально ценной деятельности традиционно рассматривается как действенное воспитательное средство. Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия существует, и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке. Кружок волонтеров - это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт не только творческой работы, но и социального взросления и социальной ответственности. Работа в кружке - это целенаправленный систематический процесс совместной, многопрофильной деятельности педагога и подростков. Каждый студент получает возможность проявлять инициативу, творчество, реализовать свои знания на практике. В коллективе учатся общаться друг с другом, совершенствуют свои коммуникативные навыки, учатся уважать друг друга, а это тот опыт, который понадобиться им как в жизни, так и в профессиональной деятельности [21].
Таким образом, четко прослеживается антинаркотическая линия деятельности молодежных организаций и студенческих движений в нашей Республике и в нашем городе.
Заключение
В данной работе мы показали важность детских и юношеских общественных организаций. Ведь, если в школе как в важнейшей социальном институте закладывается фундамент мировоззренческих позиций, то в детском или молодёжном объединении ребёнок, подросток реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, строит свою жизнь, исходя из личных интересов, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.
Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.
Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;
Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных.
Список использованной литературы
Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В. // Педагогика. – 2004. - №4.-С.19.
Андреева М.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // 2000, C.275.
Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» Изд. «Гроссмедиа», 2008.
Белов Н.В. 10 000 советов. Как избавиться от алкоголизма и наркозависимости. М., АСТ, Мн.: Харвест, 2005.
Врублевский А. Г. Наркомании и токсикомании: общие представления // Лекции по наркологии под. ред. Н. Н. Иванца, М., 2000.
Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: всё о наркомании серия “ Библиотека школьника” - Ростов н/Д: “Феникс”, 2005.
Димов В. М., Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №1. - С.179.
Дорогою добра: методическое пособие по развитию добровольческого движения. 2-е изд., перераб. и доп. Вологда, 2011. 75 с.
Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. - 2000. - №7.
Коробкина З.В. , Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. М. , Академия, 2004.
Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. - 2001. - №9. - С.18.
Макеева А.Г. Не допустить беды. Москва, Просвещение, 2003.
Медведева Е.В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е.В. Медведева // Наука-вуз-школа: сб. науч. Трудов молодых исследователей. – Магнитогорск, 2004.-Вып. 9. – С.134.
Мирошниченко Л.Д., Пелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. - 2000. №3.- С. 125.
Панина Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход / Г. Панина, К. Пилякин, В. Штукатурова // Воспитание школьников. – 2001. - №9.- С.60.
Пузыревская Н. П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. -2001. - №7. - С. 54-58.
Сластёнин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2012. – 496 с.
Хажилина И.И. Профилактика наркомании. М., Издательство Института Психотерапии, 2002.
Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. - 2007. - №6.- С.4-11.
Швайковская В.Н. Cборник сценариев и выступлений агитбригады и волонтёров Все в твоих руках! – Уфа, РИО РУНМЦ РБ, 2010.
Интернет-ресурсы
Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Камакин О.Н. Деятельность детского общественного объединения/ Менеджер образования. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений [электронный ресурс]. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наркотики как бренд [электронный ресурс]. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нет наркотикам. Информационно-публицистический ресурс [электронный ресурс]. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Общественность в профилактике наркомании [электронный ресурс]. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Официальный сайт ГАОУ СПО «Туймазинский медицинский колледж» [электронный ресурс]. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Официальный сайт журнала Аккредитация в образовании [электронный ресурс]. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Республиканское молодежное добровольческое движение пропагандистов здорового образа жизни [электронный ресурс]. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Технология альтруизма [электронный ресурс]. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1.
Анкета по профилактике наркомании
Дорогой друг!
Просим принять участие в социологическом исследовании по проблеме отношения подростков к наркотикам и причин употребления наркотических веществ. Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий вариант и отметьте его. Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.
Заранее благодарим за сотрудничество!
Ваш пол:
· мужской
· женский.
Ваш возраст:_______(укажите полное число лет на день опроса).
Условия воспитания:
· в полной семье
· в неполной семье.
Что для вас является самым главным в жизни?
· взаимоотношения в семье
· досуг.
· друзья
· здоровье
· любовь
· карьера
· материальное благополучие
· учеба, профессиональное образование.
Какие у вас взаимоотношения с родителями?
· дружеские
· конфликтные
· другие (указать)
· непонимание
Как вы используете свободное время (не больше четырех вариантов ответов)?
· читаю книги
· хожу в спортивный клуб или секцию
· слушаю музыку
· провожу время с друзьями
· смотрю ТВ
· хожу в театры, музеи, на концерты
· провожу время с родителями
· хожу в клубы, на дискотеки
· играю в компьютерные игры
· путешествую по Интернету
· занимаюсь домашними делами;
По какой причине молодые люди чаще всего пробуют наркотики?
· от одиночества
· чтобы не отставать от сверстников
· для самоутверждения
· из-за проблем в учебе
· из любопытства
· для снятия напряжения, ухода от проблемы
· в знак протеста
· это модно
· для получения удовольствия
· другая причина (указать).
Ваше отношение к людям, употребляющим наркотики или другие вещества, изменяющие психическое состояние:
· негативное, осуждающее
· безразличное
· другое (указать).
Есть ли среди ваших знакомых люди, употребляющие наркотики?
· да
· нет.
Изменится ли ваше отношение к знакомому, если вы узнаете, что он употребляет наркотики?
· изменится
· не изменится
· трудно сказать.
Если отношение к знакомому изменится, то каким образом?
· прервете с ним всякие отношения
· сведете отношения до минимума
· постараетесь ему помочь.
Были ли в вашей жизни случаи пробы наркотиков?
· да
· нет.
Если проба наркотиков была, то укажите, какая причина этому способтвовала__________________________________
Считаете ли вы безопасным эпизодическое употребление наркотиков?
· да
· нет
· затрудняюсь ответить.
Если бы у вас возникли проблемы с употреблением алкоголя и/или наркотиков, к кому бы вы самостоятельно обратились прежде всего?
· к родителям
· педагогам
· врачам
· друзьям
· к психологам
· в «телефон доверия».
Спасибо за ваши искренние ответы!
Приложение 2.
Эта анкета является частью исследования для выявления отношения учащихся к ЗОЖ (здоровому образу жизни).
Данная анкета является анонимной в ней не будет содержаться Ваше имя или другая указывающая лично на вас информация. Для того чтобы исследование было успешным, очень важно, чтобы вы ответили на каждый вопрос честно и внимательно.
1. Возраст лет.
Пол:
· - м;
· - ж.
2. Как ты проводишь свое свободное время?
- читаю книги;
- хожу в кино, театр;
- смотрю телевизор;
- гуляю с другом;
- занимаюсь спортом.
3. Слышал ли ты что-либо о табаке и алкоголе?
- да;
- нет.
4. От кого ты в первый раз узнал о табаке и алкоголе?
- от родителей;
- от учителей;
- от друзей;
- от радио, ТВ, из газеты;
- из др. источников.
5. Как влияют алкоголь и табак на здоровье человека?
- улучшают;
- ухудшают;
- не влияют;
- не знаю.
6. Знаешь ли ты, что употребление лекарств без назначения врача и разрешения взрослых может привести к отравлению или другим последствиям, вредным для здоровья?
-да;
- нет;
- не знаю.
7. Как ты считаешь, сможешь ли ты, когда вырастешь, обходится без употребления вредных веществ (табака, алкоголя)?
-да;
-нет;
«Ежегодная Олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании»
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
15