Методическая работа Работа над пьесой виртуозного характера на младших курсах музыкального колледжа


Работа над пьесой
виртуозного характера на младших курсах музыкального колледжа.
В процессе музыкального и технического развития учащегося первого-второго курсов муз.колледжа все полнее выступают новые качества, связанные с обогащением ранее приобретенного и задачами, возникающими на данном отрезке обучения.
По сравнению с репертуаром ДМШ заметно раздвигаются жанрово-стилистические рамки программного репертуара, расширяется образный строй сочинений. Важное значение придаётся исполнительских навыкам, связанным с владением интонационной, темпо-ритмической, ладо гармонической и артикуляционной выразительностью. Существенно расширяется применение динамических и агогических нюансов и педализации.
В фортепианной фактуре произведений появляются новые более сложные приемы мелкой техники и аккордово- интервального изложения. К этому времени обучения становится заметными различия в уровне развития музыкальных и технических способностей учащихся.
Одна из весьма важных сторон работы касается технического овладения произведением. Мир образов программных миниатюр подвижного характера близок природе художественного восприятия учащихся.Здесь на первый план выступают простота и ясность гомофонно - гармоническая изложения, четкая синтаксическая расчлененность, острота ритмической пульсации, частые смены штрихов, яркие динамические сопоставления.
Особенно следует отметить художественное педагогическое значение таких моторных пьес, как танцы, марши, токкатные и звукоизобразительные миниатюры (Э.Григ «Шествие гномов», «Свадебный день в Трольхаугене», Л.Бетховен Рондо До мажор, К.Дебюсси «Кукольный кэк-уок», А.Хачатурян «Токката», П.Чайковский «Жатва»).
Наблюдая разбор учеником нового текста, педагог должен сразу узнавать причины неизбежного появления погрешностей в его игре. Заметнее всего это скажется при подборе аппликатуры для пьес подвижного характера. Большое значение имеет своевременное приобретение учащимися элементарных практических навыков применения аппликатуры в наиболее фактурных условиях ( гаммы, арпеджио ломаные и длинные).Они усваиваются и автоматизируются главным образом на этюдах и подвижных произведениях с однородной фактурой.
Совершенно недопустимо использование на первых уроках случайной, не проверенной педагогом, аппликатуры. Учащиеся часто выбирают аппликатурные приемы неосознанно, закрепляя их сразу в двигательном опыте. В результате при исполнении произведения в надлежащем темпе возникают срывы в сложных технических и фактурных эпизодах. Обычно учащийся сам может обнаружить трудное место в произведении, реже -определить, в чём его сложность и найти пути ее преодоления. С чего придется начинать работу, какие трудности преодолевать - покажут конкретные обстоятельства. Так, при проверке ритмо - динамических неполадок в подвижных фигурах партии правой руки существенную роль может сыграть дирижерская функция четко пульсирующей ритмики аккомпанемента в партии левой руки.
Особенно важны темп и динамика, в которых прорабатывается технически сложный эпизод. Даже при многократном проигрывании технически сложного места в медленном темпе большим звуком необходимо следить за ровностью звучания, его наполненностью, ведением мелодической линии. Чередование такого тренировочного темпа с необходимым очень полезно. Игрой в основном темпе ученик проверяет достигнутое и выявляет еще имеющиеся недостатки, в медленном темпе - устраняет их. Самостоятельная выразительная роль партий правой и левой руки, их фактурные отличия обычно требуют временного вычленения тех или иных трудностей, работы над различными элементами музыкальной ткани каждой рукой отдельно. При работе с учащимся над трудным местом нужно помочь ему разобраться в строении пассажа, рисунке фигурации, ее гармоническом складе, показать на фортепиано, как учить этот отрывок.
Освоение технических трудностей всегда связано с тем, чтобы не только найти нужные для исполнения тематические движения, но и приладиться к ним. Они должны стать для учащегося удобными, своими.
Сколько раз ни повторять какое-либо неудобное место, если при этом сохраняется неловкость движений и неточность, такая тренировка может быть только вредна. Исполнение в быстром темпе невозможно без автоматизации движений. Овладение ими, приобретение нужной ловкости, быстрая двигательная ориентации на клавиатуре требуют большого внимания, регулярных занятий. При работе в медленном темпе необходимо продумать рациональность всех движений рук и убрать лишние движения за инструментом.
Техническая подвинутость учащегося зависит во многом от свободы пианистического аппарата. Недостаточная свобода, скованность, слабые вялые пальцы не приведут к достижению необходимого результата. С учащимися, особенно первого курса, преподаватель должен продолжать работу над свободой аппарата. Нужно играть удобно для себя, с нужной опорой в конце пальцев. Уделяя внимание движением пальцев и кисти, не следует забывать об участии предплечья, плеча и спины в общем процессе. Только пальцевая игра при изоляции и недостаточном использовании мышц верхних частей руки и плеча привела бы к скованности пианистического аппарата, однообразному, сухому звуку. При этом учащийся никогда не сможет достичь виртуозности и свободы исполнения. Нужен подбор и соответствующего репертуара, который позволил бы разносторонне развивать двигательные навыки. Выбор излишне трудных произведений может привести к появлению напряжения при игре или к неряшливости исполнения. «Скачки» в репертуаре возможны лишь в том случае, когда учащийся, на основе ранее пройденного, хорошо подготовлен к новым, более значительным трудностям. Одной из проблем при исполнении подвижных произведений является забалтывание. Его можно объяснить двумя причинами: проработкой учеником трудных мест только в быстром темпе и использовании не закрепленного технического приема. Учащийся теряет ритмическую и динамическую точность в технических эпизодах. Процесс восстановления разрушенных навыков у большинства учащихся происходит затруднённо и требует поиска педагогом новых средств для проучивания заболтанного эпизода. Особенно полезен темпо - динамический прием, суть которого состоит в том, что при проигрывании подвижного пассажа темп намеренно слегка притормаживается и звучание усиливается в местах явного нарушения технической точности исполнения.
Достижение необходимой выразительности , нужного темпа исполнения далеко не всегда позволяет считать произведение выученным. Учащийся должен еще хорошо в него «выграться». Для этого подготовленное произведение следует больше играть целиком в требуемом темпе. Иногда учащиеся настолько привыкают к работе в замедленных темпах, что почти не пробуют играть технически трудные для них произведения в настоящем темпе, не пытаются, по существу, их исполнять. Подобных явлений допускать нельзя: учащийся никогда не освоится с исполнением произведений виртуозного или просто подвижного характера, если не приучит себя слышать и мыслить в нужном движении.