Конспект урока в 4 классе по окружающему миру «Мир древности: далекий и близкий»
Пермский край, Чердынский район
Муниципальное образовательное учреждение «Валайская основная общеобразовательная школа»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«Мир древности: далекий и близкий».
Составил учитель
начальных классов
Крумм Дарья Викторовна
Валай 2011.
Тема. Мир древности: далекий и близкий.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель: формировать представление о некоторых достижениях людей в эпохи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.
Задачи.
Формировать умение добывать информацию об эпохах из книг, выбирать главное.
Развивать логическое мышление (анализ, синтез, абстрагирование).
Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: свеча, проектор, компьютер, карточки для проверки домашнего задания, музыкальные композиции, жетоны на рефлексию, лента времени.
План урока.
№
Этап урока
Время
Используемые приемы и методы
I
Организационный момент
2 мин
Методика М. Монтессори
II
Проверка домашнего задания
5 мин
Работа с ТИО (индивидуальные карточки), парами.
III
Работа с новым материалом
17 мин
Сообщения детей, презентация, работа с лентой времени, музыкальные композиции.
1.
Знакомство с эпохой Древнего Египта
5 мин
2.
Знакомство с эпохой Древней Греции
5 мин.
3.
Физкультминутка
3 мин
Танец Сиртаки
4.
Знакомство с эпохой Древнего Рима
4 мин
IV
Закрепление материала.
4 мин
Составление синквейна.
V
Рефлексия.
1 мин.
Работа с жетонами.
VI
Итог урока
1 мин
Работа с книжной выставкой
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые гости, ребята поприветствуйте гостей.
- Давайте сядем в круг, посмотрите, что это у меня? (Свеча)
- А что она нам дает? (Свет и тепло).
- Ассоциируется ли у вас слово свет с каким-нибудь другим? (Да со словом – знания.)
- Ребята, подумайте и скажите, почему мы сегоднешний урок начали со свечи? (Мы сегодня будем получать знания, т.е свет)
- Конечно, вы совершенно правы. Ну что настроились на работу? Тогда занимайте свои места за партами и мы начнем наше путешествие по знаниям.
Проверка домашнего задания.
Чтобы историю узнать,
Не только книги нужно читать,
А с учителем дружить,
И все знания ворошить.
- Итак, давайте поворошим наши знания, проверим домашнее задание. Но прежде скажите какой блок мы начали изучать на уроках окружающего мира. (блок история).
- А чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня на уроке, каждой паре нужно решить задание. У вас на парте есть карточки, пододвиньте их к себе и начинайте работу.
- Подгруппы, расскажите чем вы занимались.(1п- мы перечисляли занятия древнего человека, 2п – а мы описывали древнего человека, 3п – мы отгадывали кроссворд о древнем человеке).
- Молодцы! К какому же времени относятся результаты ваших работ? (Они относятся к древнему миру)
- А раз вы выполняли такую работу, как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).
- Зачем, как вы думаете? ( Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).
- Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.1 сл
Работа с новым материалом.
Знакомство с эпохой Древнего Египта.
- Начинаем наш путь.
Презентация
2 сл. Вот это прекрасная река Нил. Мы начинаем разговор о ней, так как примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Дожди в этой местности очень редки. Например, дети, прожив 10-12 лет не видели дождя.
3 сл. Ежегодно Нил разливался (выходил из берегов). В воде много черного ила, он оседал на песках, на нем хорошо росла пшеница, ячмень. Египет в переводе означает «черная земля».
- Чем еще прославилась цивилизация Древнего Египта нам расскажет Елизавета.
Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками.
4 сл. Храм Карнак
5сл. Храм Луксор.
6 сл. Пирамиды Хеопса.
Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.
7 сл. Бог солнца – Ра (человек с головой птицы)
Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила)
Бог мудрости ТОТ (человек с головой птицы ибиса)
Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.
- Итак, ребята, посмотрите на ленту времени, вот в какое время существовала цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила почти 3000 лет. Оставила потомкам в наследие:
-памятники архитектуры
-научные знания
-знания в сельском хозяйстве
-водный транспорт
Знакомство с эпохой Древней Греции.
- Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции. Об этой эпохе нам подготовила сообщение Катерина
-в пору Древней Греции появились города, которые никого не могут оставить равнодушными.
8 сл. Один из этих городов является Афины, а сердцем Афин – Акрополь. Высокий холм с обрывистыми склонами, на нем расположен архитектурный ансамбль.
9сл. Самый знаменитый храм Акрополя – Парфенон, высота 18 с половиной метров.
10сл. На севере Греции есть гора Олимп, на вершине ее Древние греки поселили главных богов
Зевс – громовержец,
Посейдон – бог моря,
Аид – бог подземного царства,
Афродита – богиня любви и красоты, а также многие другие.
- Давайте, посмотрим на ленту времени когда же существовала цивилизация Древней Греции.
- Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивается поэзия, открытия в науке и технике, театр, первые школы
Древние греки были удивительно талантливыми, веселыми и жизнерадостными людьми. Они любили музыку, спорт и танцы. Давайте окунемся в культуру Древней Греции и станцуем национальный танец – Сиртаки.
Физкультминутка.
Знакомство с эпохой Древнего Рима.
- Продолжим наш разговор и заслушаем сообщение Марии о Древнем Риме.
-год основания Древнего Рима считают 753 до нашей эры. Римляне создали могущественное государство, завоеваниями огромных территорий.
В современном городе Риме сохранилось немало построек. Например, Колизей 11 сл.
12 сл. Римский форум – центр общественной жизни города. Кроме этого храм Пантеон – храм всех богов.
13 сл Как выглядели другие города можно узнать побывав в Помпеях.
14сл. В древности этот город был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.
15 сл. Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник , она называется «Последний день Помпеи»
- Культура Древнего Рима продолжала традиции Древней Греции, поэтому и время возникновения примерно то же, боги в этих культурах одни и те же только различаются названием. Но все таки Древний Рим оставил свой след, отличался он
-религиозной сдержанностью
- суровостью
- практичностью, что нашло отражение в градостроительстве (впервые появляются коммуникации, водопроводы, мостовые) и военном искусстве.
Закрепление материала.
- Итак, посмотрите на доску у нас появились 3 эпохи:
Древний Египет – водный транспорт, сельское хозяйство, архитектура;
Древняя Греция – прародительница искусств;
Древний Рим – военное дело, комфорт в быту.
- Чтобы дать краткую характеристику каждой из этих эпох, я предлагаю составить синквейн.
Выберите карточку с эпохой, каждая пара составляет для своей эпохи.
16 сл – здесь представлена схема составления синквейна. В таблице представлены примеры слов. Краткое предложение вы придумываете сами.
Самостоятельная работа.
- Заслушаем ответы, что у вас получилось.
- Молодцы, я вижу что вы поняли основные черты каждой эпохи.
Рефлексия.
- А сейчас выберите жетон с изображением той эпохи, которая вам понравилась больше всего, обоснуйте свой выбор.
VI. Итог урока.
- Ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились на уроке?
- Большую информацию о той или иной эпохе вы можете найти в нашей библиотеке в следующих книгах.
- В старших классах на уроках истории вы также будете знакомиться с данными цивилизациями.
- Спасибо за внимание.
- Давайте оденем одежду древних римлян – тунику, и поблагодарим наших гостей «зигой»- вскидыванием руки вверх за визит.
Карточки на проверку домашнего задания
ПЕРЕЧИСЛИ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.
______________________(разведение домашних животных)
_______________________(работа по выращиванию культурных растений)
____________________(занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
___________________(занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
___________ _______________(занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).
ПЕРЕЧИСЛИ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.
______________________(разведение домашних животных)
_______________________(работа по выращиванию культурных растений)
____________________(занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
___________________(занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
___________ _______________(занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).
ВСТАВЬ СЛОВА ИЗ СПРАВОК В ОПИСАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.
Слова для справок: обезьяну говорить, ногах, хватать, покатые, ударять, рыть землю, низкие, больше, меньше, звуки.
Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную _______________. Однако люди ходили не на четырех ____________, как ходят почти все животные, а на двух __________, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, он мог выполнять ими простую работу: ______________, _______________, __________ ___________. Лбы у людей были _________ и _____________. Мозг у них был _________, чем у обезьяны, но значительно __________, чем у современных людей. _______________ древний человек еще не мог, он издавал лишь немногое отрывистые _________, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь.
ВСТАВЬ СЛОВА ИЗ СПРАВОК В ОПИСАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.
Слова для справок: обезьяну говорить, ногах, хватать, покатые, ударять, рыть землю, низкие, больше, меньше, звуки.
Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную _______________. Однако люди ходили не на четырех ____________, как ходят почти все животные, а на двух __________, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, он мог выполнять ими простую работу: ______________, _______________, __________ ___________. Лбы у людей были _________ и _____________. Мозг у них был _________, чем у обезьяны, но значительно __________, чем у современных людей. _______________ древний человек еще не мог, он издавал лишь немногое отрывистые _________, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД.
Вопросы.
Люди научились .. глиняную посуду.
Этим занимались женщины и дети.
Как по-другому называли древнейшего человека.
Освещение первобытных художников.
1.
2.
3.
4.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД.
Вопросы.
Люди научились .. глиняную посуду.
Этим занимались женщины и дети.
Как по-другому называли древнейшего человека.
Освещение первобытных художников.
1.
2.
3.
4.
Презентация
Самоанализ.
Тема. Мир древности далекий и близкий.
Тип урока. Знакомство с новым материалом.
Цель. Формировать представление о некоторых достижениях людей эпохи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.
Исходя из цели, понятно, что материала о перечисленных эпохах предостаточно, именно поэтому, я решила, что нужно вычленить самое основное, присущее только данной эпохе, характерное для неё.
По окружающему миру в блоке история данный урок второй, перед мы изучали древнего (первобытного) человека. Проверка домашнего задания была направлена для вывода темы и цели урока.
Так как урок проводится в 4 классе, то решила, что нужно опираться на работы детей, учить их самостоятельно добывать информацию, что было видно по подготовленным ими сообщениям.
Урок истории не может обойтись без ленты времени, именно поэтому работа велась и с ней, с перечислением основных характеристик эпох, для лучшего усвоения материала, и формировании представления о цивилизациях.
Кроме этого, на протяжении всего урока играла музыка, ведь психологами доказано, что при воспроизведении музыкальных композиций, лучше усваивается материал. Причем музыка была соответсвующая с эпохой о которой говорили.
Физкультминутка была полностью подчинена теме урока, чтобы не казаться контрастной и не сбивать детей с хода мысли. Кроме этого, ребята окунулись в эпоху Древней Греции, ощутили её традиции.
Достигнута ли цель, хорошо видно после составления детьми синквейна, дети начальной школы, им трудно самостоятельно его делать, поэтому были предложены примерные части речи, которые нужно было соотнести в соответствии с эпохой.
На рефлексии дети выбирали жетоны с эпохой, которая им понравилась, а также, аргументировали свой выбор, что развивает связанную речь.
На итоге, я решила, что целесообразно провести работу с книжной выставкой, ведь дети заинтересовались и могут узнать информацию больше предложенной программой.
Итог урока, а именно переодевание в одежду Древних Римлян, был выбран мной не случайно, а для того, чтобы дети запомнили материал и ушли с урока на позитивной ноте.
Кроме того, думаю, что на уроке дети не утомились, так как была постоянная смена деятельности, интересная для детей.
Рецензия на конспект урока по окружающему миру в 4 классе учителя начальных классов МОУ «Валайская ООШ» Крумм Дарьи Викторовны «Мир древности: далекий и близкий», подготовленная учителем русского языка и литературы МОУ «Валайская ООШ» Зелениной Татьяной Петровной.
Тема урока довольно широкая «Мир древности: далекий и близкий», но учителю удалось познакомить ребят с тремя цивилизациями Древнего мира: Египтом, Грецией и Древним Римом. При этом были использованы устные сообщения, которые готовили сами ученики, что способствует не только развитию речи, но и самостоятельности.
Выбрана одна из любимых у детей форм урока – урок-путешествие. Тему урока сформулировали сами ученики, отвечая на вопросы учителя. Так через беседу используя ассоциативность мышления (прием с зажжённой свечой) учитель провел к теме и цели урока.
Был создан особый эмоциональный настрой. Этому способствовал и выбор музыки, сопровождавший презентацию, и сам видеоряд, который не был затянутым и в то же время вмещал максимум информации.
Опрос был индивидуальным, ученики работали каждый со своей карточкой. Учитель использовал элементы технологии критического мышления. При закреплении класс составлял синквейн.
Не очень удачной была физкультминутка в виде народного греческого танца «Сиртаки». Дети отвлекались на костюм, который у них лежал на парте (туника).
Уместной была выставка книг об этих цивилизациях, обращение к ней учителя.
Цель урока достигнута. Урок получился ярким и запоминающимся.
Список литературы.
А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир», учебник 4 класс 2 часть, Москва «Просвещение», 2007г.
О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс Москва «ВАКО», 2004г.
В.В. Мещерякова. С.В. Савинова. Повторение и контроль знаний «окружающий мир» 3-4 классы. Москва «Глобус»,2010г.
Картины с картинки яндекс.
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115