Применение ИКТ на уроках производственного обучения с целью формирования конкурентноспособного специалиста


Применение ИКТ на уроках производственного обучения с целью формирования конкурентноспособного специалиста
Есиповская Н.В.
Мастер производственного обучения
Эффективность любого вида обучения, и в первую очередь производственного, зависит от ряда составляющих: технической базы, эффективности разработанных методических материалов, технологий обучения, используемых при организации обучения.
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация многих областей человеческой жизни. Это неслучайно: ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, сформировать конкурентноспособного специалиста, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают обучающимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным.
Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.
Внедрение информационных технологий решает вопросы, связанные с развитием активности студентов и её поддержание в течение всего периода занятий.
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, развивать интерес студентов к изучаемому материалу или предмету, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность студентов, формировать коммуникативные навыки, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса. В настоящее время на уроках производственного обучения мастера всё чаще стали использовать современные компьютерные технологии, к которым относятся технологии мультимедиа.
На "уроке с мультимедийной поддержкой", где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта, мастер остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Основные предназначения мультимедийного урока: изучение нового материала, преподнесение новой информации; закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков; повторение, практическое применение полученных знаний, умений навыков; обобщение, систематизация знаний.
Мультимедийные средства дают мастеру возможность представить необходимое изображение в нужный момент урока с точностью до мгновения.
Однако для достижения максимального обучающего эффекта необходимо детально проследить последовательность подачи изображений на экран, четко продумать весь алгоритм видеоряда изображений.
Для того чтобы избежать быстрой утомляемости обучающихся во время учебного процесса, наглядный материал, выводимый на экран, должен быть оптимального размера, как минимального, так и максимального. Текст может усиливать смысловую нагрузку, имея при этом подчиненный характер, а может выступать как самостоятельная единица информации, которую мастер не озвучивает специально. Желательно не дублировать текст с экрана, чтобы у студентов не возникало иллюзии лишнего звена поступающей информации.
Использование звука на уроке также имеет большое значение. Звук может выступать как шумовой эффект – в этом случае он используется для привлечения внимания учащихся, переключения их с одного вида учебной деятельности на другой. Звук может выступать как дополнительный канал информации, а может исполнять роль и учебного звукового сопровождения какого-то наглядного изображения, видеоролика. Например, при изучении темы «Приготовление карамели», студенты могут увидеть мастер –класс по приготовлению карамели наглядно, благодаря мультимедийным технологиям, так как процесс приготовления данного полуфабриката не всегда представляется возможным в связи с отсутсвием специального оборудования..
Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Например: на уроках производственного обучения в условиях учебной мастерской, для подготовки поваров при изучении новой темы воспроизводятся в электронном виде такие инструктивно-методические материалы, как: инструкционно-технологические карты, калькуляционные карты, карточки задания, тесты и др.
Другое преимущество мультимедийной техники заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала.
Ещё одна возможность мультимедийной техники показ электронных презентаций, слайдов, учебных фильмов, чередование в определённой последовательности просмотра фрагментов с практическим показом выполнения заданий. Соответственно, большее количество времени на уроках производственного обучения уделяется практической деятельности обучающихся с целью формирования их познавательных интересов, решения обучающей задачи. Использование электронных презентаций делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Они могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, выполнении практических заданий и при организации текущего контроля знаний.
Как правило, я использую технологии мультимедиа на вводном инструктаже при изучении нового и повторении пройденного учебного материала. Так при изучении темы «Обработка чешуйчатой и бесчешуйчатой рыбы», я наглядно показываю различные семейства чешуйчатых и бесчешуйчатых рыб, иллюстративно показываю их обработку, после этого идет практическая отработка темы.
Презентация позволяет не просто вести беседу со студентами, задавая вопросы по теме, и тем самым, заставляя их актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, почему, как, какой, для чего и т.д.). Анализ представленной информации способствует развитию мышления студентов. Например: при повторении пройденного материала на вводном инструктаже, задаю вопросы по теме урока, обучающиеся отвечают. Затем, с использованием анимации и других возможностей программы MS Office Power Point, следует ответ на экране, и все сравнивают свой ответ с электронным.
Сформировать глубокий познавательный интерес у всех студентов невозможно. Важно, чтобы всем обучающимся на занятии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастёт в стойкий интерес к обучению. Использование мультимедийных технологий – есть применение наглядного метода иллюстраций, который во взаимосвязи с другими методами, позволяет не только сэкономить время на уроке, но и увеличить яркость восприятия материала, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово мастера оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте. Например, практикую в своей работе использование электронных плакатов по изучению нового оборудования и технологий применяемых на предприятиях, но отсутствующих в производственной лаборатории (грили, мармиты и т.д.). Удивить, – значит заинтересовать. Необычность действий, фактов, явлений, парадоксальность опыта, демонстрируемого студентам, всё это вызывает у окружающих какие-то эмоциональные проявления, а значит и интерес.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий делает обучение увлекательным, позволяет более интересно и наглядно представлять учебный материал, а также мотивировать обучающихся на самостоятельное изучение данного материала.
Таким образом, использование ИКТ на уроках производственного обучения позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
Подготовка домашнего задания по составлению презентаций  развивает умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время мастера п/о, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых,   увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. 
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Конкурентоспособность на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, или компетенции, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Образование, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда сегодня устарело. Поэтому с введением новых стандартов образования оно должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Нет никакого сомнения в том, что уроки с использованием ИКТ призваны влиять на формирование и развитие информационно-коммуникативной  и профессиональной компетенции студентов.
Список используемой литературы
Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика.-2003.- №9.- С.32-38.
Миклушевский В. Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года. http://mon.gov.ru/press/news/5501/
Заикина Н.В. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях обновления содержания образования http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3860/Itemid,118/Журнал «Техническое и профессиональное образование» Индекс 74465
Журнал «Техническое и профессиональное образование» Индекс 13367
Журнал «Профильная школа и профобразование» Индекс 75388