Конспект урока на тему: Тепловой эффект химических реакций.
Неделя 20 День 28.01.2014. Урок 37/68 Химия 8
Тема урока Экзотермические и эндотермические реакции. Решение задач (вычисление теплового эффекта реакции по термохимическим уравнениям реакций).
Общая цель Сформировать понятие об экзо- и эндотермических реакциях, тепловом эффекте химической реакции, термохимическом уравнении
Ожидаемые результаты Знают: понятие об экзо- и эндотермических реакциях, тепловом эффекте химической реакции, термохимическом уравнении. Умеют: сравнивать, обобщать, анали-зировать на примерах реакций горения и термического разложения,
Тип урока комбинированный
Задания Тестовая самостоятельная работа.
Просмотрите видео ролик. Обсудите. Дайте определен экзотермич реакц.
Просмотрите опыт. Сделай те вывод
Выполн зад 5 стр 70Необходимые материалы Учебник «Химия 8 кл», тетрадь раб. Презентация икт . реактивы .хим посуда
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Вводная часть Организационный момент нацеливание на определенный результат. 1. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.
Презентация Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (сообщение темы урока, формулирование вместе с учащимися целей2. Акктуализация знаний по теме: кислород. Тестовая самостоятельная работа. (Приложение 1)
Учащиеся записывают тему урока, формулируют задачи урока, выдвигают свои предположения. 2. Учащиеся выполняют тест
Основная часть
Работа с презентацией
Мы с вами знаем разные области применения кислорода. Но самое главное, чело-век использует его на процессы горения.
При таких реакциях выделяется теплота.
Просмотр видеофрагмента. (В фильме дают определение экзотермической реакции).
Тепловой эффект обозначают буквой Q (вывесить на доске) – это количество теплоты, которое выделяется или поглощается в ходе химической реакции.
Он определяется в ДЖ или кДж (количество энергии для каждой реакции свое; из курса физики вы знаете, что количество энергии может быть измерено при помощи кало-риметра).
Но не надо думать, что в природе существуют только экзотермические реакции – это реакции, протекающие с выделением теплоты («экзо» от греческого – наружу) (с.64 уч.).
Кроме этих реакций существуют и эндотермические реакции – протекающие с поглощением теплоты («эндо» от греческого – внутрь).
Давайте докажем это опытным путем. Измерим 𝔱 жидкости в стакане.
Температуру измерить электронным термометром.
Опыты. 1) Взаимодействие соляной кислоты и цинка (или магния):
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ + Q
Какая это реакция?
Ответ: экзотермическая, электронный термометр показывает повышение температуры.
2)Растворение аммиачной селитры в воде:
NH4NO3 + H2O ⇄ NH4OH + HNO3 – Q
Какая это реакция?
Ответ: эндотермическая, электронный термометр показывает понижение температуры.
Давайте с вами ребята составим схемы термохимического уравнения:
1)А + Б = С + Q (экзотермическая)
химическое тепловой
уравнение эффект
термохимическое
уравнение
2)А + Б = С – Q (эндотермическая)
Термохимическое уравнение – это химическое уравнение, с учетом теплового эф-фекта. Но чего здесь ребята не хватает. Определить недостающее нам поможет презента-ция термохимических уравнений реакций, которые протекают с любой спичкой.
Презентация.
Знаете ли вы что происходит при горении любой самой обычной спички? (Что не правильно указано в последнем уравнении реакции?
С + O2 = CO2 + 402,24 кДж
(Тв) (Г) (Г)
Ответ: указывается агрегатное состояние веществ для термохимического уравне-ния.
Энергия, которая выделяется и поглощается в химических реакциях никуда не исчезает, она переходит из одного состояния в другое. эл.ток2H2Oж = 2H2(г) + O2(г) + O2 – 484 кДж
2H2(г) + O2(г) = 2H2O + 484 кДж
Уч-ся смотрят видео ролик
Уч-ся записывают новые понятия
Уч-ся смотрят опыт делают вывод записывают ур-ние реакции. Отвечают на вопрос
Уч-ся записывают в раб тетр
Итог
1. Рефлексивное задание. Подведение итогов урока:
А) Прочитайте цель урока. Достигли ли Вы её? В какой степени? Б) Какие затруднения у Вас возникли? В) Оцените свою работу..
2. Дом зад параграф 27 выполните зад 6 стр 70 1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Проводят самооценку своей деятельности Выставляют друг другу оценки за работу в группе и сдают работы учителю.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Самоанализ урока. Урок своей общей цели достиг. При организации начала урока, были очень подробно разъяснены задачи. Детальное изучение задач урока необходимо для развития таких способностей у учащихся, как целеполагание, самоопределение, рефлексия и самооценка. Дальнейшее развитие урока проходило по этапам комбинированного урока. Слайдовая презентация на интерактивной доске позволила за короткий промежуток времени объяснить новую тему. Мои наблюдения за активностью тихих учеников и изменение атмосферы в классе свидетельствовали о правильном методологическом подходе к уроку.
Оценивание урока Формативное (наблюдение, похвала, поощрение, сигналы рукой)
Суммативное (оценка)
Изменения по уроку