Образовательная программа спортивной секции волейбол
Руководитель «Согласовано» «Утверждено» и введено в действие
МО кл.руководителей зам. директора по ВР приказом директора №________
« » августа 2015г. « » августа 2015г. от « » сентября 2015г.
___________________ __________________ ______________________
Р. Нурутдинова Е.Л. Володина Л.В. Бакалдина
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
спортивной секции волейбола
для учащихся 9 классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 5”
Чистопольского муниципального района
Образовательная область: физическая культура
Учебная дисциплина: физическая культура
Вид программы: адаптированнаяТип: дополнительное образование
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Форма организации программы: групповая
Ступень образования: для II ступени образования
Казакова Светлана Владимировна
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Рассмотрено
на ШМО классных руководителей
Протокол № от « » августа 2015г.
Пояснительная записка
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у занимающихся устойчивые мотивы и потребность в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности. Необходимо формировать целостное развитие своих физических и психических качеств, творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В данной программе огромное место отведено воспитательной, игровой и соревновательной деятельностям, которые основаны на применение физических упражнений и выражается в активном стремлении занимающихся всесторонне и гармонично совершенствовать свое тело, укреплять здоровье, вести здоровый образ жизни.
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
В спортивном объединении по волейболу занимаются учащиеся 9 классов. Перед занятиями все учащиеся проходят медицинское освидетельствование у врача и получают соответствующее разрешение.
Учебно-тренировочные занятия должны обеспечить всестороннюю физическую, спортивно-техническую и элементарную теоретическую подготовку.
В занятия общей физической подготовки обязательно включаются беговые, прыжковые и метательные упражнения из раздела легкой атлетики, спортивные игры: баскетбол, футбол, настольный теннис.
В занятия специальной физической подготовки регулярно используются упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств (мышц верхнеплечевого пояса), ног (прыгучесть), развитие специальной силы, ловкости и гибкости, игровой выносливости волейболиста. Бег «змейкой, челночный бег, бег со сменой направления вперед, боком, спиной, с поворотами, остановками, прыжками и падениями, активным выходом к сетке с имитацией направлений ударов. Метание набивных мячей над головой, двумя руками из-за головы и броски. Учебные игры в малых составах (3х3, 2х2) из трех-пяти партий для развития общей игровой выносливости.
Обучая технике и тактике волейбола, нужно добиваться активной, разнообразной, точной, тактически гибкой игры в быстром темпе с широким использованием завершающих ударов на взлете (с коротких и длинных ускоренных передач в зоне нападения, а также стойкой и активной защиты).
Хорошая техническая подготовленность – главное в овладении спортивном мастерством. С первых занятий волейболист должен овладеть разнообразной и пластичной техникой, богатой вариативности движений в зависимости от различных игровых ситуаций. Расширять свой двигательный опыт за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использования их в качестве укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни.
Занимающиеся должны регулярно совершенствовать технику и тактику игры в составе команды, которая должна систематически тренироваться и выступать на соревнованиях.
Учебно - тренировочные занятия должны обеспечить всестороннюю физическую, спортивно-техническую и элементарную теоретическую подготовку спортсменов.
Цель – сформировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, совершенствовать свои физические возможности.
Задачи:
1. Развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.
2. Всесторонняя подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений.
3. Воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к спорту.
4. Совершенствование техники владения мячом и тактики игры.
5. Освоение процесса игры в соответствии с правилами мини волейбола и волейбола.
6. Изучение элементарных теоретических сведений о гигиене, технике, тактики и правилах игры в волейбол.
7. Подготовка учащихся к участию в муниципальных соревнованиях.
Содержание программы
Программа спортивной секции волейбол рассчитана для учащихся 9 классов. Это группа первого года обучения (детская). В группе могут заниматься и мальчики и девочки этого возраста.
Набор в группу производится свободно, по желанию детей. Учебный процесс организован со всей группой, но на занятиях большое значение уделяется индивидуальной работе (как с успевающими детьми, так и с отстающими).
Общее количество часов в год – 140 ч.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество часов в неделю – 4 часа.
Теоретические занятия. На теоретическую часть материала отводится 12 – 15 минут на каждом занятии.
Физическая культура и спорт. Роль физической культуры и спорта в воспитании подрастающего поколения. Организация внеклассных спортивных мероприятий в школе, во дворе, дополнительном объединении.
Краткий обзор развития волейбола. Описание игры, ее возникновение и развитие.
Гигиенические сведения. Гигиена тела. Форма для занятий в спортивном зале и на открытой площадке. Временные противопоказания занятиям. Врачебный контроль, предупреждение травм. Утомление и переутомление.
Оборудование мест занятий. Площадка для игры. Разметка и ее назначение.
Организация и проведение соревнований. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Подготовка мест соревнований.
Практические занятия. Акробатические перекаты назад, кувырок назад, через плечо. Прыжки в длину, вверх с места. Бег. Стартовые рывки. Бег спиной и боком вперед и в сторону. Бег с изменением направления и скорости. Имитационные движения кистями и руками на передачу, нападающий удар.
Техника и тактика игры. Основные приемы игры волейбол: прием двумя снизу и нижняя прямая подача. Ожидание мяча в своей зоне, выход на мяч с выполнением в стойке волейболиста прием мяча двумя снизу, передача мяча через сетку, на сторону противника. Передача двумя снизу в стенку на расстоянии 2-3 м. на многократность. Передача двумя снизу в парах, тройках на многократность. Прием подач и нападающих ударов. Нападающий удар. Прямой нападающий удар с переводом. Блокирование: одиночное и групповое. Защитные действия. Прием подач и нападающих ударов.
В период обучения по данной программе отслеживается результативность технических и тактических действий учащихся. В качестве оценивания используются контрольные испытания, тестирование, зачеты, соревнования.
№ раздела и темы Название разделов и тем Форма занятия Количество часов
Всего теория практика
I. Теоретические сведения 8 1. Инструктаж по технике безопасности. групповая 2 2. Гигиенические знания и навыки, закаливание. групповая 1 3. Врачебный контроль. групповая 1 4. Утомление и переутомление. групповая 1 5. Роль физической культуры и спорта в воспитании подрастающего поколения. групповая 1 6. Возникновение и развитие волейбола. групповая 1 7. Правила игры, организация соревнований. групповая 1 II. Практические действия
Общая физическая подготовка 28 1. Бег (челночный бег, с ускорением из различных И.П., по зрительному сигналу, рывки с места) по подгруппам 8
2. Прыжки (серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх). индивидуально 6
3. Метание мячей в цель с места и в движении. по подгруппам 2
4. Подвижные игры «Вызов номеров», «Бегуны», «Котел», «Третий лишний», «Удочка», «Салки». групповая 12
III. Специальная физическая подготовка 32 1. Развитие скоростных способностей. групповая 6
2. Развитие силовых способностей. по подгруппам 6
3. Развитие выносливости. групповая 8
4. Развитие координации. по подгруппам 6
5. Развитие прыгучести. по подгруппам 6
IV. Технико-тактические действия и навыки 72 1. Действия без мяча. индивидуально 12
2. Подача мяча. по подгруппам 14
3. Прием мяча и передача. по подгруппам 20
4. Нападающий удар, блокирование. по подгруппам 10
5. Учебные игры, соревнования.
16
Итого часов: 140
Наименование темы занятия
1. Инструктаж по технике безопасности. Челночный бег, бег с ускорением из различных И.П.
2. Прыжки (серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх).
3. Гигиенические знания и навыки, закаливание. Прием мяча и передача.
4. Развитие силовых способностей. Подача мяча.
5. Развитие выносливости. Прием мяча и передача.
6. Действия без мяча. Развитие прыгучести.
7. Прием мяча и передача. Развитие силовых способностей.
8. Подвижные игры «Вызов номеров», «Бегуны».
9. Бег (челночный бег, с ускорением из различных И.П., по зрительному сигналу, рывки с места). Подача мяча.
10. Развитие координации. Учебная игра – соревнование.
11. Прием мяча и передача. Нападающий удар, блокирование.
12. Развитие прыгучести. Подача мяча.
13. Подвижные игры «Вызов номеров», «Бегуны», «Котел». Действия без мяча. Развитие выносливости.
14. Метание мячей в цель с места и в движении. Прием мяча и передача.
15. Развитие скоростных способностей. Подвижные игры «Котел», «Третий лишний», «Удочка», «Салки».
16. Врачебный контроль. Учебная игра – соревнование.
17. Действия без мяча. Нападающий удар, блокирование.
18. Прием мяча и передача. Подача мяча.
19. Утомление и переутомление. Развитие силовых способностей.
20. Прием мяча и передача. Нападающий удар, блокирование.
21. Бег (челночный бег, с ускорением из различных И.П., по зрительному сигналу, рывки с места). Учебная игра – соревнование.
22. Развитие координации. Действия без мяча.
23. Нападающий удар, блокирование. Подача мяча.
24. Подвижные игры «Котел», «Третий лишний», «Удочка», «Салки». Прием мяча и передача.
25. Действия без мяча. Учебная игра – соревнование.
26. Развитие выносливости. Действия без мяча.
27. Прием мяча и передача. Нападающий удар, блокирование.
28. Челночный бег, бег с ускорением из различных И.П.
29. Подача мяча. Учебная игра – соревнование.
30. Развитие скоростных способностей. Прием мяча и передача.
31. Прием мяча и передача. Нападающий удар, блокирование.
32. Прыжки (серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх). Подача мяча.
33. Развитие прыгучести. Учебная игра – соревнование.
34. Инструктаж по технике безопасности. Развитие скоростных способностей.
35. Действия без мяча. Подача мяча.
36. Роль физической культуры и спорта в воспитании подрастающего поколения. Прием мяча и передача.
37. Бег (челночный бег, с ускорением из различных И.П., по зрительному сигналу, рывки с места). Подвижные игры «Вызов номеров», «Бегуны», «Котел».
38. Прыжки (серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх). Развитие прыгучести.
39. Подвижные игры «Вызов номеров», «Бегуны», «Котел». Нападающий удар, блокирование.
40. Прием мяча и передача. Учебная игра – соревнование.
41. Подвижные игры «Котел», «Третий лишний», «Удочка», «Салки». Правила игры, организация соревнований.
42. Метание мячей в цель с места и в движении. Подача мяча.
43. Действия без мяча. Прием мяча и передача.
44. Подвижные игры «Третий лишний», «Удочка», «Салки». Развитие координации.
45. Бег (челночный бег, с ускорением из различных И.П., по зрительному сигналу, рывки с места). Развитие выносливости.
46. Прыжки (серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх).
47. Прием мяча и передача. Подача мяча.
48. Действия без мяча. Нападающий удар, блокирование.
49. Развитие прыгучести. Учебная игра – соревнование.
50. Подвижные игры «Третий лишний», «Удочка», «Салки». Прием мяча и передача.
51. Развитие скоростных способностей. Учебная игра – соревнование.
52. Развитие выносливости.
53. Подвижные игры «Третий лишний», «Удочка», «Салки». Учебная игра – соревнование.
54. Развитие силовых способностей.
55. Прием мяча и передача. Подача мяча.
56. Возникновение и развитие волейбола. Действия без мяча.
57. Бег (челночный бег, с ускорением из различных И.П., по зрительному сигналу, рывки с места). Учебная игра – соревнование.
58. Подвижные игры «Котел», «Третий лишний», «Удочка», «Салки». Нападающий удар, блокирование.
59. Прыжки (серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх).
60. Развитие скоростных способностей. Учебная игра – соревнование.
61. Прием мяча и передача. Подача мяча.
62. Развитие силовых способностей. Действия без мяча.
63. Подача мяча. Учебная игра – соревнование.
64. Нападающий удар, блокирование. Подвижные игры «Котел», «Третий лишний», «Удочка», «Салки».
65. Действия без мяча. Прием мяча и передача.
66. Бег (челночный бег, с ускорением из различных И.П., по зрительному сигналу, рывки с места). Учебная игра – соревнование.
67. Прыжки (серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх).
68. Развитие силовых способностей. Прием мяча и передача.
69. Подача мяча. Учебная игра – соревнование.
70. Развитие выносливости. Учебная игра – соревнование.
Ожидаемый результат
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила спортивной игры волейбол, владеть техническими приемами, уметь решать тактические задачи во время игры, применять полученные знания в игре. Так же по окончанию курса учащиеся должны уметь организовывать, проводить и обслуживать соревнования по волейболу школьного уровня.
Контрольные тесты-испытания
Бег с изменением направления (по 6м х 5 раз )Мальчики: 10,1-10,6-11,2
Девочки: 11,1-11,7-12,1
Прыжок вверх
Мальчики: 59см-56см-52см
Девочки: 50см-45см-40см
Метание набивного мяча
Мальчики: 4м-3,50м-3,00м
Девочки: 3,80м-3,20м-2,80м
Нижняя прямая подача
7 попаданий из 10 - отл.
5-6 из 10 – хор.
2-3 из 10 – удов.
Передача на точность (попадание в баскетбольное кольцо с линии штрафного броска)
6 попаданий из 10 – отл.
4 из 10 – хор.
3 из 10 – удов.
Список литературы
1. Н.Т. Сайфуллин. Авторская учебная программа по физкультуре, ориентированная на спортивно-рекреационное направление, углубленного изучения игры в волейбол. - Казань, 2004
2. А.С. Сахаров. Разноуровневая программа внеклассных дополнительных занятий углубленного изучения волейбола. - Чистополь, 2005
3. А. Колосков. Оптимальная программа оздоровительных тренировок. – Физкультура и спорт. №9, 2001
4. М.С. Самигуллина, Г.Х. Самигулин. Здоровье школьника и методы его определения. – Методическое руководство, Набережные Челны, 2001
Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 1979 г.
А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М – «Физкультура и спорт» 1982 г.
Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский. Волейбол в школе, М – «Просвещение» 1989 г.