Рабочая программа по внеурочной деятельности Учусь создавать проект
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» (социальное направление) для 1-4 классов составлена на основе следующих документов:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507 – р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».
Программа разработана с учётом:
- годового учебного календарного графика учреждения на 2015 – 2016 учебный год;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД;
- программы Сизовой Р. И., Селимовой Р.Ф. «Учусь создавать проект»
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.
Задачи:
Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта.
Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия.
Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности .Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта.
Общая характеристика курса.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности в будущем обучении станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Занятия проектной деятельностью способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. Программа направлена на оказание помощи детям в продвижении по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Работа по программе помогает расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями из мира проекта.
Ценностные ориентиры содержания курса
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве ценностные ориентиры программы выражаются следующими принципами:
• непрерывность дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности как механизма полноты и целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 132 часа. В 1 классе – 30 часов, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут во 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Учусь создавать проект»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса «Учусь создавать проект»
«Узнаём» (19 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
«Исследуем» (19ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
«Творим» (20ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
«Представляем» (10ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в не- го свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на дан ном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс) Второй уровень результатов
(2-3 класс) Третий уровень результатов
(4 класс)
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Тематическое планирование 1 класс
№ Тема Кол.
часов Характеристика деятельности
обучающихся
1 Кто я? Моя семья 1 Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных. Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
2 Чем я люблю заниматься. Хобби 1 3 О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта 1 4 Как собирать материал? Твои помощники 1 5 Проблема. 1 6 Проблема. Решение проблемы 1 7 Гипотеза. Предположение 1 8 Гипотеза. Играем в предположения 1 9 Цель проекта 1 10 Задача проекта 1 11 Выбор нужной информации 1 12 Выбор нужной информации 1 13 Интересные люди – твои помощники 1 14 Продукт проекта 1 15 Виды продукта. Макет 1 16 Визитка 1 17 Как правильно составить визитку к проекту 1 18 Как правильно составить визитку к проекту 1 19 Мини-сообщение. 1 20 Выступление перед знакомой аудиторией 1 21 Выступление перед знакомой аудиторией 1 22 Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно 1 23 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта 1 24 Пробные выступления перед незнакомой аудиторией 1 25 Пробные выступления перед незнакомой аудиторией 1 26 Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно 1 27 Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно 1 28 Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно 1 29 Тест «Чему я научился?». Памятка для учащегося-проектанта. 1 30 Твои впечатления от работы над проектами. Ярмарка достижений. 1 Итого: 30
Тематическое планирование 2 класс
№ Тема Кол. часов Характеристика деятельности
обучающихся
1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения 1 Определять цели учебной
деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Строить логические рассуждения, проводить аналогии.
Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию.
2 Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант 1 3 Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями 1 4 Выбор помощников в работе над проектом 1 5 Этапы работы над проектом 1 6 Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» 1 7 Проблема. Решение проблемы 1 8 Выработка гипотезы-предположения 1 9 Цель проекта 1 10 Задачи проекта 1 11 Сбор информации для проекта 1 12 Знакомство с интересными людьми. Интервью 1 13 Обработка информации. Отбор значимой информации 1 14 Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» 1 15 Играем в ученых. Это интересно 1 16 Тест «Чему ты научился?» 1 17 Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) 1 18 Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» 1 19 Значимость компьютера в создании проектов. Презентация 1 20 Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР 1 21 Программа МРР 1 22 Совмещение текста выступления с показом презентации 1 23 Совмещение текста выступления с показом презентации 1 24 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта 1 25 Тест «Советы проектанту» 1 26 Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки 1 27 Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» 1 28 Играем в ученых. Это интересно 1 29 Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности 1 30 Памятка жюри конкурсов 1 31 Пробное выступление перед незнакомой аудиторией 1 32 Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией 1 33 Играем в ученых. Это интересно 1 34 Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта 1 Итого: 34
Тематическое планирование 3 класс
№ Тема Кол. часов Характеристика деятельности
обучающихся
ауд. внеауд1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом 1 Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби»
Участвовать в диалоге.
Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры»
Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии»
Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос.
Учиться работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения
Наблюдать, осуществлять сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, учиться работать с реальными объектами как с источниками информации
Придумать и записать творческое название проекта, выбрать помощников. Определить направление поиска ответа на вопрос (предположения)
Знать требования к составлению компьютерной презентации.
Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их.
Работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка»
Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи.
2 Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы 1 3 Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. 1 4 Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации 1 5, 6 Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта 2 7, 8 Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование 2 9 Памятки. Составление памяток по теме проекта 1 10 Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере1 11, 12 Практическая работа. Создание мини-постера2 13, 14, 15 Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм 3 16, 17 Программа МРР. Анимации. Настройка анимации 2 18, 19 Программа МРР. Дизайн 2 20, 21 Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями 2 22, 23 Требования к компьютерной презентации. 2 24, 25 Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР 2 26, 27, 28 Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту 1 2 29, 30 Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка 2 31 Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия 1 32 Твои впечатления работы над проектом 1 33 Пожелания будущим проектантам 1 34 Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. 1 Итого: 24 10 Тематическое планирование 4 класс
№ Тема Кол. часов Характеристика деятельности
обучающихся
ауд. внеауд. 1, 2 Наблюдение и экспериментирование 2 Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
Самостоятельно раскрывать смысла нового понятия «выступление».
Отбирать информацию для семиминутного выступления по предложенному плану.
Создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта
Самостоятельно работать с последующей самопроверкой проверкой, уметь оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику
Уметь подводить некоторые итоги своей работы
Делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам.
3, 4 Методы исследования 2 5, 6 Наблюдение и наблюдательность 2 7 Совершенствование техники экспериментирования 1 8 Интуиция и создание гипотез 1 9, 10 Правильное мышление и логика 2 11, 12 Искусство делать сообщения 2 13 Искусство задавать вопросы и отвечать на них 1 14 Семинар «Как готовиться к защите» 1 15 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 16, 17, 18 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 2 1 19, 20 Коллективная игра-расследование 2 21 -27 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 7 28 Семинар 1 29, 30 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2 31, 32 Подготовка собственных работ к защите 2 33, 34 Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов 2 Итого: 24 10 Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ Дата Тема Кол.
часов Характеристика деятельности
обучающихся
1 Кто я? Моя семья 1 Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных. Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
2 Чем я люблю заниматься. Хобби 1 3 О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта 1 4 Как собирать материал? Твои помощники 1 5 Проблема. 1 6 Проблема. Решение проблемы 1 7 Гипотеза. Предположение 1 8 Гипотеза. Играем в предположения 1 9 Цель проекта 1 10 Задача проекта 1 11 Выбор нужной информации 1 12 Выбор нужной информации 1 13 Интересные люди – твои помощники 1 14 Продукт проекта 1 15 Виды продукта. Макет 1 16 Визитка 1 17 Как правильно составить визитку к проекту 1 18 Как правильно составить визитку к проекту 1 19 Мини-сообщение. 1 20 Выступление перед знакомой аудиторией 1 21 Выступление перед знакомой аудиторией 1 22 Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно 1 23 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта 1 24 Пробные выступления перед незнакомой аудиторией 1 25 Пробные выступления перед незнакомой аудиторией 1 26 Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно 1 27 Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно 1 28 Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно 1 29 Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта 1 30 Твои впечатления от работы над проектами. Ярмарка достижений. 1 Итого: 30
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ Дата Тема Кол. часов Характеристика деятельности
обучающихся
1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения 1 Определять цели учебной
деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Строить логические рассуждения, проводить аналогии.
Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию.
2 Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант 1 3 Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями 1 4 Выбор помощников в работе над проектом 1 5 Этапы работы над проектом 1 6 Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» 1 7 Проблема. Решение проблемы 1 8 Выработка гипотезы-предположения 1 9 Цель проекта 1 10 Задачи проекта 1 11 Сбор информации для проекта 1 12 Знакомство с интересными людьми. Интервью 1 13 Обработка информации. Отбор значимой информации 1 14 Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» 1 15 Играем в ученых. Это интересно 1 16 Тест «Чему ты научился?» 1 17 Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) 1 18 Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» 1 19 Значимость компьютера в создании проектов. Презентация 1 20 Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР 1 21 Программа МРР 1 22 Совмещение текста выступления с показом презентации 1 23 Совмещение текста выступления с показом презентации 1 24 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта 1 25 Тест «Советы проектанту» 1 26 Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки 1 27 Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» 1 28 Играем в ученых. Это интересно 1 29 Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности 1 30 Памятка жюри конкурсов 1 31 Пробное выступление перед незнакомой аудиторией 1 32 Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией 1 33 Играем в ученых. Это интересно 1 34 Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта 1 Итого: 34
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ Дата Тема Кол. часов Характеристика деятельности
обучающихся
ауд. внеауд1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом 1 Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби»
Участвовать в диалоге.
Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры»
Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии»
Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос.
Учиться работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения
Наблюдать, осуществлять сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, учиться работать с реальными объектами как с источниками информации
Придумать и записать творческое название проекта, выбрать помощников. Определить направление поиска ответа на вопрос (предположения)
Знать требования к составлению компьютерной презентации.
Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их.
Работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка»
Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи.
2 Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы 1 3 Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. 1 4 Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации 1 5, 6 Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта 2 7, 8 Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование 2 9 Памятки. Составление памяток по теме проекта 1 10 Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере1 11, 12 Практическая работа. Создание мини-постера2 13, 14, 15 Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм 3 16, 17 Программа МРР. Анимации. Настройка анимации 2 18, 19 Программа МРР. Дизайн 2 20, 21 Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями 2 22, 23 Требования к компьютерной презентации. 2 24, 25 Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР 2 26, 27, 28 Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту 1 2 29, 30 Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка 2 31 Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия 1 32 Твои впечатления работы над проектом 1 33 Пожелания будущим проектантам 1 34 Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. 1 Итого: 24 10 Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ Дата Тема Кол. часов Характеристика деятельности
обучающихся
ауд. внеауд. 1, 2 Наблюдение и экспериментирование 2 Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
Самостоятельно раскрывать смысла нового понятия «выступление».
Отбирать информацию для семиминутного выступления по предложенному плану.
Создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта
Самостоятельно работать с последующей самопроверкой проверкой, уметь оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику
Уметь подводить некоторые итоги своей работы
Делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам.
3, 4 Методы исследования 2 5, 6 Наблюдение и наблюдательность 2 7 Совершенствование техники экспериментирования 1 8 Интуиция и создание гипотез 1 9, 10 Правильное мышление и логика 2 11, 12 Искусство делать сообщения 2 13 Искусство задавать вопросы и отвечать на них 1 14 Семинар «Как готовиться к защите» 1 15 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 16, 17, 18 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 2 1 19,20 Коллективная игра-расследование 2 21 -27 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 7 28 Семинар 1 29, 30 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2 31,32 Подготовка собственных работ к защите 2 33, 34 Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов 2 Итого: 24 10 Материально-техническое обеспечение курса «Учусь создавать проект»
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество
Технические средства обучения
Компьютер (с выходом в Интернет) Д
Мультимедийный проектор Д
Экспозиционный экран Д
Фотоаппарат Д
Учебно – методическая литература для учителя
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов[ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Перечень информационного обеспечения образовательного процесса
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Печатные пособия
Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ К
Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников).