Конспект урока. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 32»
имени генерала Ивана Васильевича Болдина
Конспект открытого урока
в 8 классе
учителя Каменской Алены Игоревны
«Использование
информационно - коммуникационных
технологий в образовательном процессе.
Графические редакторы на уроках
изобразительного искусства»
Тема урока:
«Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элемент композиции»
22.12.2015
г. Тула
Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с разными видами графики, основными определениями и понятиями графического дизайна
Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна
Оснащение урока:
1. Компьютерный класс
2. Мультимедиапроектор3. Выставка полиграфической продукции
План урока:
1. Дать определение графики, основных видов графики и роли графического дизайна в современном искусстве.
2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ - технологий.
Организационный момент
Вступление. Мы с Вами знаем как многообразно изобразительное искусство. Давайте назовем виды изобразительного искусства.
Ответы детей: Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
Сегодня мы поговорим с Вами о графике и ее разновидностях..Ход урока
Слайд 1
Слайд 2
Темой, которую предстоит изучить сегодня, является тема: "Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции".
1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
3. Движение и статика
4. Прямые линии и организация пространства
5. Цвет - элемент композиционного пространства
6. Буква - строка- шрифт. Искусство шрифта
7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
Слайд 3.
Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), гравюру на картоне и др.
Графика бывает станковая, книжная, прикладная.
Слайд 4.
Станковая графика. Основные виды станковой графики - станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основные формы бытования станковой графики - музейные и выставочные коллекции и экспозиции, развеска на стенах общественных и жилых интерьеров. Станковая графика украшает кабинеты, галереи, стены наших квартир
Книжная графика. Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки и т. п. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком. Художник иллюстрирует текст, дополняет его зрительными образами, помогая читателю понять замысел писателя.
Слайд 5.
Прикладная графика – это графика с которой мы сталкиваемся в быту. Это плакаты, рекламки, яркая упаковка предметов обихода, визитки, поздравительные открытки.
Все это подчиняется правилам графического дизайна.
Слайд 6.
Графический дизайн - художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности
«Графический дизайн — это сочетание формы, цвета, шрифта, картинки и слова,которое заставляет вас реагировать или чувствовать что-то. Не ошибусь, если назову графический дизайн одним из самых востребованных видов искусства. С графическими объектами мы сталкиваемся на каждом шагу на протяжении всей жизни.
Графика присутствует буквально везде — дома, на улице, в общественных местах. Задумывались ли вы, что такие повседневные предметы, как вывески магазинов, дорожные знаки, упаковки товаров, рекламные щиты и банковские карты, логотипы фирм-производителей и даже ярлыки с инструкциями по стирке тех или иных видов изделий — это ни что иное, как воплощение дизайнерской мысли.
Графический дизайн: "Сущность - давать информации порядок, идее - форму, предметам - экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека".
Слайд 7.
Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.
Прежде всего, это конечно полиграфическая продукция разных марок и мастей. Современный мир немыслим без книг, газет, журналов, буклетов, различных видов упаковки и этикетки. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Недаром Маршалл Маклухан назвал нас «людьми полиграфической цивилизации».
Далее идет рекламная продукция — фирменные логотипы, листовки, буклеты, флаеры, рекламные щиты, выставочные стенды, вывески, штендеры и т.д. Все это тоже создается с помощью графического дизайна.
Стоит сказать и про Интернет — сайты различных стилей и оформления, баннеры. Как ни крути: веб-дизайн — это тоже разновидность графического дизайна.
И телевидение тоже на обходится без него — визуальный стиль телевизионных передач, оформление студий
Скажите, а как вы думаете, какой основной принцип должен соблюдаться при использовании графического дизайна? (композиция)
Слайд 8.
Композиция - одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов
Давайте попробуем вспомнить свойства композиции:
1. Симметрия и асимметрия
2. Динамика и статика
3. Ритм
4. Контраст и нюанс
5. Пропорциональность и масштабность
6. Колорит и тональное единство
Слайд 9.
Давайте подведем небольшой итог, что же является продуктами графического дизайна
- корпоративный стиль компании и его основной элемент - логотип
- буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция
- упаковки, этикетки, обложки
- сувенирная продукция
- интернет-сайты
- книжные макеты и иллюстрации
Слайд 10.
Одним из продуктов графического дизайна является плакат.
Плака́т — броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. (В другом значении — разновидность графики).
В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».
Слайд 11.
Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-ой половины 19 в.
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.
Слайд 12.
Для текста важным является шрифт, расположение, цвет.
В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
Искусство плаката в наши дни многожанровое. Плакат бывает: политический, театральный, киноплакат, рекламный, цирковой и экологический. Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее целесообразен. Цвет шрифта привлекает внимание и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате. Шрифтовой плакат - распространённый вид наглядной агитации.
Слайд 13.
Специфика образного языка плаката: ясность образа, броскость, декоративность.
Прежде всего необходимо наметить и решить композицию плаката.
При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. А внимание акцентируется на движении. Существует и линейное, диагональное построение композиции.
Слайд 14.
В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции.
Плакат - это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх - четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Цветовой круг поможет подобрать гармонические сочетания цветов. Красиво сочетаются и ахроматические цвета.
Слайд 15.
До 2-й половины XIX века плакатом называли иногда крупные гравюры, выполнявшие агитационную роль (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии (XVI век) (их также относят к жанру лубка)).
Слайд 16.
Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн). В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.
Представители жанра плаката 2-й половины XIX века: Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т.Стейнлен, Э. Грассе и А. Муха
Слайд 17.
Во время Первой мировой войны (1914—1918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п. Стилистика этой разновидности плаката оказала влияние на последующее развитие жанра. Представители, работавшие в этом жанре: А. Лит (Англия), Ж. Февр (Франция).
Слайд 18.
В 1920—1930-е г. г. активно развивается политический плакат. Для этого времени характерна проникнутость революционным пафосом. К представителям этого направления относятся такие художники, как Р. Береннь, М. Биро, Б. Уиц1939 - 1945 г. г. — появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны — появляются плакаты в защиту мира. Представители: Г. Пехштейн, Джо Хартфилд (Германия); П. Пикассо (Франция); Л. Мендес (Мексика); Т. Трепковской (Польша)
Слайд 19
В 1920—1970 г. г. в стилистику плаката активно входит живопись, графика и фотоискусство. Представители, работавшие в жанре фотомонтажного плаката: Дж. Хартфилд и советский художник Г. Г. Клуцис.
Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии
Слайд 20
Тематика и назначение плакатов
Информационные
Учебные
Агитационные
Рекламные
Инструктивные
Сатирические
Слайд 21.
В макете плаката решается задача композиционного и смыслового соединения изображения и текста.
Изображение может быть в виде рисунка, фотографии или абстрактного пятна.
В соединении изображения и текста должен возникнуть образ, раскрывающий тему плаката. В эскизе плаката реализуются все особенности композиции: гармония и баланс масс, ритм, разноплановость, ясно выраженная доминанта и т.д.
Подобрав составляющие композиционные элементы, расположите их в определенном формате.
Текст плаката должен быть кратким и легко читаемым, как бы вырастающим из фона.
Композиция может быть глубинная и фронтальная.
Слайд 22
Еще один продукт графического дизайна, который мы рассмотрим – это открытка.
Каждый праздник сопровождается традиционными пожеланиями здоровья, счастья, благополучия. Маленькой частичкой любого праздника является поздравительная открытка с добрыми пожеланиями от наших друзей, родных, родителей.
Поздравительная открытка - это маленькая «иллюстрация» праздника, его символическое изображение. Поэтому на открытках преобладают самые характерные для каждого праздника символы: елка и дед Мороз - на Новый год, пасха и писанки - на Пасху, цветы - на День рождения и т.п. Поздравительная открытка обычно небольшая по размеру. Поэтому не старайтесь изобразить на ней абсолютно все, что вздумается. Надо уметь из множества возможных изображений выбрать самые характерные для праздника и те, которые подходят друг другу.
Показ видеоролика про Новый год
Как вы думаете, зачем я показала вам этот видеоролик?
Совершенно верно, мы с вами будем делать сегодня новогодний плакат, или открытку.
Подведение итогов урока.
С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
Ответы учеников. (графика, виды графики (станковая, книжная, прикладная)
Узнали что такое графический дизайн и какие задачи он решает
Вспомнили, что такое композиция и какие свойства композиции существуют
Узнали, что является продуктами графического дизайна
Узнали, что такое плакат, какими они бывают и основные законы построения плаката
Узнали историю развития плаката
Научились макетировать плакат и открытку
Просмотр работ и анализ.
Список литературы.
1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.
2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, "Просвещение", 2008г.