Рабочая программа спортивного клуба «ЗДОРОВИЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с.УСТЬ-ВЫМЬ
Рабочая программа спортивного клуба «ЗДОРОВИЧОК»для детей 7- 11 лет.
Срок реализации: один год.
Учитель физической культуры:
Макаров Максим Иванович
с.Усть-Вымь 2014
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема сохранения и поддержания здоровья учащихся вышла на государственный уровень. Наблюдается пристальное внимание к общей физической подготовке учащихся, организации здоровье сберегающей деятельности в образовательных учреждениях.
Одним из ключевых направлений здоровье сберегающей деятельности является организация оптимального двигательного режима; пропаганда здорового образа жизни и ценности здоровья человека, приобщение обучающихся к проблеме сохранения своего здоровья, формирование валеологической грамотности. Этому способствует внедрение программы кружка «ОФП» в образовательный процесс.
Тематическое планирование кружка общей физической подготовки составлено в соответствии с программой А.П.Матвеева «Физическая культура, 1-11 классы» М., «Просвещение», 2007.
Цель программы:
общее физическое развитие учащихся; укрепление здоровья и закаливание;
формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил ТБ, инструкторских навыков
Задачи:развитие познавательного интереса к занятиям физической культурой; овладение системой знаний о физическом совершенстве человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в соревновательной деятельности;
физическое развитие обучающихся, активное включение их в здоровый образ жизни, укрепление и сохранение индивидуального здоровья.
Программа кружка предусматривает теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Основные задачи теоретических занятий - дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях. Каждое практическое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, куда включаются общеразвивающие упражнения; основной, в которой выполняются упражнения из разных разделов программы (гимнастика, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры); заключительной, где подводятся итоги занятия и объявляется домашнее задание.
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями.
Спортивные соревнования в кружке проводятся в соответствии с планом школьных и районных соревнований.
Инструкторские и судейские навыки приобретаются в процессе проведения кружковцем одной из частей практического занятия с группой и судейства соревнований.
Ожидаемый результат.В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:- повысить уровень своей физической подготовленности; - приобрести навыки и умения по изучаемым видам спорта; - уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации; - использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Программа предусматривает 144 часа в год, 4 часов в неделю. Периодичность занятий – 2 раза в неделю.
В процессе занятий по программе обучающийся должен:
овладеть системой знаний о физическом совершенстве человека, основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта;
уметь использовать знания в соревновательной деятельности;
уметь отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий;
уметь оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
уметь выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений. В результате занятий должны быть развиты основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, а также достигнуты личностные результаты: способность к саморазвитию и самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы, связанные со здоровым образом жизни.
Способом проверки общей физической подготовки учащихся станет ежегодный мониторинг физического развития школьников, школьные и районные соревнования.
Общая физическая подготовка.
1.1. Спортивные игры - ознакомление с техникой игры в баскетбол, футбол. Двусторонние игры по упрощенным правилам. Изучение правил игры, судейство. Вопросы тактики. Двусторонние игры.
Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
1.2. Гимнастика: Круговая тренировка: (сгибание, разгибание рук в упоре лежа, подъём туловища из положения лежа, прыжки на скакалке); акробатические упражнения - перекаты, "мост", "берёзка", "лодочка", кувырок вперёд, назад; опорный прыжок через козла; Эстафеты с элементами акробатики.
1.3. Лыжная подготовка- обучение технике ходьбы на лыжах различными способами, повороты, способы подъема в гору, спуски в различных стойках, способы торможения.
1.4. Понятие «Низкий старт», разновидности ходьбы, медленный бег до 8 мин, челночный бег, бег на короткие, средние дистанции и кросс, эстафетный бег по кругу и встречная эстафета, прыжок в высоту способом «перешагивание», метание мяча в цель из различных исходных положений и на дальность, самоконтроль при физических занятиях.
1.5. Общеразвивающие упражнения должны включаться в каждое занятие с целью укрепления костно-связочного аппарата, развития мышц, подвижности в суставах и координации движений, улучшения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
Общеразвивающие упражнения выполняются на месте и в движении, без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, индивидуально или с партнером.
Объем и дозировка общеразвивающих физических упражнений определяются в зависимости от уровня физического развития занимающихся, задач занятия и периода тренировки.
Упражнения на ловкость, гибкость, силу, быстроту, точность, координацию и внимание проводятся из различных исходных положений рук и ног, усложняются дополнительными движениями отдельных частей тела и отягощениями
Условия реализации программы.
Для реализации программы школа имеет:
Спортивный зал 18Х9(кв.м). Освещение и температурный режим соответствуют санитарным нормам.
Для проведения занятий по легкой атлетике:
площадки на воздухе - 2 при школе;
оборудование – бревно, скамейки, перекладина.
при школе - мини- футбольное поле, прыжковая яма, скамейки.
Для проведения занятий по гимнастике и акробатике:
скакалки – 12 штук.
гимнастические палки –17
гимнастические маты – 8
гимнастическая стенка –3
перекладина – 3
гимнастические скамейки – 2
гимнастические « конь», « козел».
Для проведения занятий по лыжной подготовке:
лыжи – 15 пар.
Для проведения занятий играми:
волейбольный мяч – 6
волейбольная сетка – 2
футбольный мяч – 2
баскетбольные корзины – 2
баскетбольные мячи - 6
Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии оценки.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся используются тесты-упражнения; для каждой возрастной группы определены свои нормативы, которые являются критериями оценки эффективности подготовки юных спортсменов. Контроль за физической подготовленностью учащихся проводится 2 раза в учебном году: в сентябре и в мае. Результаты оцениваются по специальным таблицам. (отдельно для девочек и мальчиков).
Контрольные нормативы
Год обучения Бег 30 м (с) Прыжки в длину с места (см) Челночный бег 3*10 (с) Подтяги-вание из виса (м-кол-во раз, д-сек) Наклоны вперед сидя на полу (см) Шестими-нутный бег
м д м Д м д м д м д м Д
ОФП-1 5,1 5,6 165 155 9,1 9,7 5 14 8 12 1150 950
Учебно - тематический план.
(4 часов в неделю, 144 часа в год)
№ Наименование темы всего теорет. пр. з.
1 Физическая культура и спорт 1 1 -
2 Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль 1 1 -
3-4 Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь 2 2 -
5 Гимнастика. Строевые упражнения 19 - 19
6-10 Общеразвивающие упражнения без предметов - 11-13 Общеразвивающие упражнения с партнёром - 14-19 Акробатические упражнения - 20-22 Преодоление полосы препятствий - 23 Контрольные испытания, соревнования - 24 Лёгкая атлетика. Медленный бег 18 - 18
25-26 Бег на ко роткие дистанции 27-28 Эстафетный бег 29-30 Кросс 500 метров31-32 Кросс 1000 метров33-34 Прыжки в длину с разбега 35-36 Прыжки в высоту с разбега 37-39 Метание гранаты в цель на дальность 40-41 Контрольные испытания, соревнования Футбол (юноши) 20 20
42-43 Удары на точность, силу, дальность 44-45 Остановки мяча 46-47 Ведение мяча. Финты 48-49 Отбор мяча 50-51 Расстановка игроков 52-53 Тактика игры в нападении. Судейская практика 54-55 Групповые и командные действия 56-57 Тактика игры в защите. Судейская практика 58-60 Групповые и командные действия 61-62 Соревнования с командами других кружков Лыжи. 10 1 9
63 Техника безопасности 64-65 Сочетание лыжных ходов 66-69 Основные элементы тактики лыжных гонок 70-72 Лыжная гонка 3-5 км. Настольный теннис 12 12
73-74 Чередование приёмов игры по заданным квадратам 75-76 Чередование и сочетание 2-3 различных приёмов игры по заданным квадратам 77-78 Контрудары 79-80 Тактика парной игры 81-82 Варианты тактики парной игры 83-84 Контрольные соревнования Волейбол 20 20
85 Перемещение из стойки 86-87 Передача мяча сверху двумя руками 88-89 Приём мяча снизу двумя руками 90-91 Отбивание мяча в прыжке 92-94 Нижняя прямая подача 95-96 Нападающий удар 97-98 Тактические действия в нападении 99 Тактические действия в защите 100-102 Учебные игры 103-104 Контрольные игры. Судейская практика 105-106 Футбол (юноши) 16 16
107 Удары на точность, силу, дальность 108-110 Ведение мяча. Финты 111-112 Отбор мяча 113 Тактика игры в нападении. 114-115 Групповые и командные действия 116 Тактика игры в защите. Судейская практика 117-118 Групповые и командные действия 119-120 Соревнования с командами других кружков Баскетбол 40 40
121 Правила игры 123-125 Передвижения 126-129 Остановка шагом и прыжком 130-133 Поворот на месте. Выбор места 134-136 Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении 137-138 Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Целесообразное использование технических приёмов 139-140 Ведение мяча Штрафной бросок. Инструкторская практика 141-142 Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Перехват, вырывание, забивание мяча 143-144 Участие в соревнованиях. Инструкторская и судейская практика Итого 144 5 139
Способы и формы работы с детьми: групповые практические ( 139часов): игры и соревнования; теоретические занятия (4 часа): беседы, тесты.
Список литературы:
1. Программа А.П.Матвеева «Физическая культура, 5-11 классы» - М.: Просвещение, 2007.
2. Л.В. Былеева. Подвижные игры. - М., 1974
3. Ю.И.Портных. Спортивные игры. - М., 1974.
4. Оборонно-спортивные кружки. Программы для внешкольных учреждений
и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1976.
Расписание занятий
№ Група Среда Пятница Количество часов
1 Кружок ОФП
7-11 лет 14.30-16.00 14.30-16.00 4 часа
Список занимающихся:
Чупров Ренат
Сергеев Александр
Габов Захар
Гречнев Александр
Тырин Давад
Черняков Владимир
Каликин Кирилл
Мамандалиев Радион
Осташов Михаил
Туркин Игнат
Новосад Егор
Логинов Егор
Кудрявцев Данил
Туев Денис
Нырков Трофим