Программа по обеспечению преемственности дошкольных отделений и начального общего образования У школьного порога

Утверждаю: _______________
Директор ГБОУ Школы № 281
Е.С. Вологина
«26» июня 2015г.

Программа по обеспечению преемственности дошкольных отделений
и начального общего образования
ГБОУ Школы № 281
на 2015 – 2016 учебный год.
«У школьного порога»
Цели:
создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
совершенствование единого образовательного пространства
обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников, соответствующую федеральному государственному образовательному стандарту
создание благоприятных условий в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе для всестороннего развития каждого ребенка.
формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка
Задачи:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)



Пояснительная записка
О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Обсуждается  отсутствие единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы.  Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. 
Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне
Цель дошкольного  образования:
Цель образования в начальной школе:

Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.   
Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и  становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения)

Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность  в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения. Необходимо создать условия, обеспечивающие благоприятное развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, способностями и творческим потенциалом каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности: 
- физическое развитие; - познавательное развитие - речевое развитие - социально-коммуникативное развитие; - художественно-эстетическое.
    Идеи преемственности содержания программ начального и дошкольного образования заложены авторами-разработчиками дошкольных базисных программ и авторами учебников для начальной школы.
    Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности обучения школьного типа. В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником.
   Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к детям, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа "настоящего школьника" всецело будут зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом. Средством такой помощи должна стать вся последующая работа, направленная на осознание ребенком своего нового статуса.
Приложение №1
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС ДО:
инициативный и самостоятельный в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.;
положительное отношение к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, обладание чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре;
достаточный уровень владения устной речью, способен выражать свои мысли и желания в речевом контексте;
развитая крупная и мелкая моторика;
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности;
любознателен, интересуется причинно – следственными связями, способен наблюдать, экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Приложение № 2
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника начальной школы»:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;      выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.













ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу;
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников;
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка;
- заинтересовать детей дошкольного возраста перспективой школьного обучения,  вызвать желание учиться в школе.

Мероприятия
Сроки
Исполнители

1
Обсуждение плана работы дошкольных отделений по формированию у детей целевых ориентиров как предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования
Июнь 2015 г.
Заместитель директора, методисты и старшие воспитатели дошкольных отделений


Организационная работа. Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей ДО и школы с учетом их возрастных и индивидуальных интересов (игровые комнаты,  учебный класс для учащихся 1 кл., музыкальный зал, спортивный зал)
В течение года
Заместитель директора, методисты и старшие воспитатели дошкольных отделений, учителя

2
Круглый стол (встреча воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов)
« Дошкольное образование – первая ступенька в системе непрерывного образования»


29 сентября 2015 г.
Заместитель директора, методисты и старшие воспитатели дошкольных отделений, учителя начальных классов, воспитатели ГПД и воспитатели подготовительных к школе групп дошкольных отделений, специалисты

3
День открытых дверей в школе «Я – первоклассник!»
31 октября 2015г.
(суббота)
Заместитель директора, методисты и старшие воспитатели дошкольных отделений, учителя начальных классов, специалисты

4
Педагогическая гостиная для воспитателей подготовительных к школе групп «Знакомство с образовательной программой общего начального образования »
«Развитие интереса к учебе через нестандартные формы уроков и занятий»
март 2016г.
Заместитель директора, методисты и старшие воспитатели дошкольных отделений, учителя начальных классов, воспитатели ГПД

5
Посещение непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада учителями 4-х классов «Построение образовательной деятельности в подготовительной к школе группе»
2-6 ноября 2015г.,
28-31марта 2016г.
(каникулярное время)
Заместитель директора, воспитатели, учителя начальной школы

6
Проведение экскурсий, мероприятий и целевых прогулок в школе (проведение данных мероприятий с привлечением учащихся старших классов, начальной школы):
проведение дня знаний, (подготовительная группа знакомится с помещением школы, экскурсии в музей, спортивный зал, кабинеты химии, физики и др.)

неделя «Театр и дети» в зданиях дошкольных отделений («Сюрприз»)
- инсценированные сказки учащимися школы,
- показ кукольных спектаклей.

спортивные состязания «Золотая осень»
«Веселые старты»

совместные экологические праздники
«День птиц»
Международный День Земли
Экологическая викторина «Природа и мы»
«Фестиваль народов мира»
выступление на праздничном концерте, посвященном Дню учителя (ДО №, № 2 в учебном корпусе № 1, ДО № 3,4 в учебном корпусе № 2)

праздник «Последнего звонка»




31 октября 2015г.






2-6 ноября 2015г.





сентябрь 2015г.,

8-10февраля 2016г.







18-22 апреля 2016г.



Декабрь -Февраль 2016г.

октябрь 2015 г.




май 2016г.


Заместитель директора, методисты и старшие воспитатели дошкольных отделений
Педагоги-организаторы, воспитатели, методисты, музыкальные руководители
Учителя физической культуры, воспитатели по физической культуре

Учителя начальной школы, воспитатели, старшие методисты

Педагоги-организаторы, музыкальные руководители
Заместитель директора, методисты и старшие воспитатели дошкольных отделений

7
Изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе через взаимопосещаемость занятий согласно ФГОС
Учителя четвертых классов в осенние и весенние каникулы.
Заместитель директора,
методисты дошкольных отделений, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, педагоги доп. образования, специалисты

Сотрудничество с родителями

1
Родительские собрания в дошкольных отделениях с приглашением учителей начальных классов
« В следующем году – я первоклассник!»

сентябрь 2015г.
Методисты дошкольных отделений, педагог – психолог

2
Оформление стенда «Для вас, родители будущих первоклассников»

сентябрь 2015г.
Педагог-психолог, учителя – логопеды, учителя - дефектологи

3
Родительское собрание: организационное собрание для родителей, будущих первоклассников с участием представителей школ
апрель 2016г.
Заместитель директора
Методисты дошкольных отделений, завуч по начальной школе

4
Консультации по запросу родителей
В течение учебного года
Педагоги ДО и начальной школы

5
Анкетирование родителей будущих первоклассников
Сентябрь, апрель 2016г.
Воспитатели подготовительных групп












15