Тема урока: «Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере»
10 класс
Тема урока: «Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере»
Цели: сформировать представление о факторах распространения организмов на Земле; ввести понятия «биосфера», «широтная зональность», «высотная зональность».
Задачи:
Образовательные:
Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского, глобальных круговоротах в природе.
Продолжить развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, с доской, таблицами и коллекциями.
Продолжить развитие умений составлять схематические рисунки и объяснять их смысл.
Развивающие:
Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере и круговоротах веществ в природе. Развитие коммуникативных умений при работе в малых группах.
Воспитательные:
Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах.
Продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.
Оборудование: презентация к уроку, учебники, тетради
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания (тест)
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы будем изучать четвертую оболочку Земли биосферу (био жизнь).
Если взвесить все живое вещество на планете, оно составит около 2 трлн т. Это огромная величина, но она ничтожно мала в сравнении с массой земной коры одна стотысячная доля и даже меньше. Однако если масса земной коры остается, в общем, постоянной, то живое вещество обладает уникальным, только ему присущим свойством самовоспроизведения. Живые клетки размножаются, воспроизводят сами себя. У некоторых организмов способность размножаться исключительно велика. Если бы не было никаких препятствий, крохотная водоросль диа- толия за восемь дней образовала бы биомассу, равную массе Земли. Всего за восемь дней! Так велика сила жизни в ее стремлении захватить максимальное пространство.
Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд т биологической продукции. За 3 млрд лет своего существования общая биомасса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в ее массе, а в огромном разнообразии.
Заполните, используя материал учебника на с. 142, схему в тетради.
Определите границы биосферы. (От озонового слоя до глубины 3 км в земной коре.)
Учение о биосфере создал русский ученый В.И. Вернадский (18631945), русский естествоиспытатель, минералог, основоположник современной геохимии и биогеохимии. Он был организатором многих научных учреждений.
(Заранее подготовленный учащийся делает сообщение о В.И. Вернадском.)
Владимир Иванович Вернадский
В.И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. В детстве он увлекался прежде всего историей.
В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где слушал лекции В.М. Бехтерева, В.В. Докучаева, И.М. Сеченова.
В университете на него произвели большое впечатление лекции А.Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказались лекции Д.И. Менделеева. Его личность и идеи оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.
Уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традиционной описательной дисциплины переходит в динамичную форму геохимии науку о геологической истории, круговоротах химических элементов на Земле. Основоположником этой обширной научной дисциплины и стал В.И. Вернадский.
В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском университете. Здесь в 1906 г. он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он переезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея Академии наук.
Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа как единый организм.
Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Его работы дали возможность поставить проблему взаимодействия человека и природы, следом за этим возникла наука экология.
В честь Вернадского Академия наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы по геохимии и минералогии.
Что необходимо для жизни животных и растений? (Свет, тепло, влага.)
Вы назвали условия, необходимые для жизни. Везде ли на Земле эти условия одинаковые? (Нет.)
Какие области на Земле имеют более благоприятные условия? (Ближе к экватору.)
На Земле наблюдается изменение природных условий с широтой. В направлении от полюсов к экватору последовательно располагаются разные природные зоны.
Откройте учебники на с. 144, перечислите природные зоны по порядку от полюсов к экватору.
Почему происходит смена природных зон, какое условие изменяется? (Тепло.)
Где еще на Земле происходит последовательное изменение температуры? (В горах.)
Прочтите в учебнике, как называется явление изменения природных зон в горах. (Высотная поясность.)
Впервые о высотной поясности заговорил Александр Гумбольдт.
(Заранее подготовленный учащийся делает сообщение об А. Гумбольдте.)
Александр Гумбольдт
С детства Александр фон Гумбол ьдт пристрастился к изучению заморских растений, их было много в парке, окружавшем замок, где жила его семья. Еще в юности он начал путешествовать.
В 1799 г. ему удалось получить разрешение посетить испанские владения в Южной Америке. С этого путешествия начинается его деятельность как исследователя природы. Он изучал природные зоны Южной Америки, реки Ориноко, Рио-Негру, Амазонку, вулканы Мексики. Он поднимался в горы Анды, наблюдал, как с высотой меняется растительность.
Путешествие продолжалось пять лет. Обработанные записи, рисунки, описание самого путешествия заняли 300 томов, они печатались на протяжении 25 лет.
Вторым путешествием Гумбольдта была поездка в Россию. Его интересовали полезные ископаемые российских недр.
Он стал одним из основоположников современной географии. Гумбольдт разделил морской и континентальный климат; исследовал морские течения. Он считал необходимым изучать взаимосвязи природных явлений.
4.Закрепление нового материала
Нижняя граница биосферы располагается:
а) на дне Мирового океана;
б) на глубине 3 км в земной коре;
в) на границе мантии и земной коры.
Какие организмы появились раньше?
а) бактерии;
б) растения;
в) животные;
г) грибы.
Назовите самую обитаемую часть биосферы:
а) атмосфера;
б) гидросфера;
в) поверхность литосферы.
Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?
Дополните предложение.
Главной причиной высотной поясности является...
5.Домашнее задание
§ 13пересказ, подготовить реферат по теме.
Рисунок 115