Использование инновационных технологий в процессе развития и коррекции психофизического развития и эмоционально-волевой сферы обучающихся с нарушениями слуха



ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Доклад по теме самообразования
педагога-психолога: Посекиной О.В.
2013-2016 гг.

Использование инновационных технологий в процессе развития и коррекции психофизического развития и эмоционально-волевой сферы обучающихся с нарушениями слуха
 
 

14185905153660
Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения
Антуан де Сент-Экзюпери

 

Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. В обычных условиях детям с нарушением слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации.
Трудности вербализации осознанных эмоциональных переживаний приводят к снижению их дифференциации и обобщения, что объясняет часто возникающие сложности в социализации детей с нарушением слуха.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников и младших школьников с нарушением слуха.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными эмоциями.
2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами.
3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами.
4. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
5. Формировать умение устанавливать контакты.
6. Повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность.
7. Формировать позитивное отношение к другим.
 

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные сферы определяют направления профессионального роста педагога, способствует личностному росту воспитанников. Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
 



Стр. 2


42995851383665Дети с нарушением слуха, а также с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
  Развитие эмоционально - волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. Развитие эмоционально - волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
 
В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:
· расстройства настроения;
· расстройства поведения;
· нарушения психомоторики.

Стр. 3


37566601288415Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций российских школ. В последнее десятилетие определены термин «информационные технологии» и их классификации.
Информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога-психолога, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся, повышать темп занятия, и, несомненно, развивают и корригируют познавательные и психические процессы обучающихся. 414083572732901562104317365 Особенностью использования компьютерных презентаций для развития познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что презентации носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Использование компьютерных презентаций как средства развития познавательных процессов позволяет дифференцированно подходить к процессу обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, дает возможность ребенку включиться в процесс социализации, учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации.
Стр. 4
 

Посредством использования инновационных технологий в работе педагога-психолога активизируются познавательные процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Компьютерные презентации представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Таким образом, применение компьютерной презентации в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения.
 Организация занятий
Эмоциональному развитию детей с нарушением слуха следует уделять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции.
Занятия проводились с группой детей 1-4 классов, состоящей до 7 человек, 1 раза в месяц на протяжении 2 лет. Длительность одного занятия — 30 минут в течение учебного года. Занятия проходили в кабинете педагога-психолога и в сенсорной комнате (1 раз в неделю).
118110544131532512005478780 
74517252736215
316293572694802324107270115
 
Стр. 5


Диагностический срез осуществлялся при помощи методик:
Тест «Лесенка».
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. 
Социометрия Дж. Морено.
Экспресс-диагностика уровня психического развития обучающихся
1-4 классов.
Отрабатывая на каждом занятии различные упражнения, игры, обучающиеся постепенно запоминали названия эмоций, могли узнавать, повторять уже не стесняясь, эмоционально и активно, начали сами придумывать различные эмоциональные состояния, которые им наиболее близки. Особенно ярко занятия проходили в дошкольных группах 3б, 4а, 4б классах, всегда присутствовали яркие эмоции, были очень активны и высокомотивированы. По итогам работы обучающиеся имеют достаточно хороший уровень понимания эмоциональных состояний, повысились результаты познавательных процессов. Обучающиеся 3в класса стали понимать, называть и узнавать различные состояния с опорой на стенд педагога-психолога, пытаются быть эмоциональными и артистичными в меру своих способностей, любят себя хвалить, знают правила поведения в группе, научились играть во многие игры, которые применяют во внеурочное время.
Стр. 6
21082006403340-120015625094042233856193790Публикации, конкурсы по теме: